Год 38-й. Дума

   Это произведение произвело на меня огромное впечатление в детстве, где-то в классе шестом. Я выучил его наизусть и повторял как молитву каждый день.  Оно стало кодовым словом к сочетанию «Поэзия Лермонтова» - вспоминалось в первую очередь.  (Так, позднее, таким кодовым словом к «Стихи Есенина» стало «Поэты Грузии, я ныне вспомнил вас…»).
   Все школьные годы «Дума» служила мне в этом качестве. Но в университетские годы ее потеснили другие вещи. Теперь же на  первобытный  восторг накладывается скепсис философа и словесника. А почему, спросите. Так сейчас и пройдусь по строкам  Думы.
   В примечании к моему тому сказано, что стихи напечатаны при жизни автора. В советское время они толковались как едкий упрек лермонтовскому поколению, которое было подавлено подавлением восстания декабристов: кто-то замолчал, кто-то забился в угол и постарался забыть о протестах на площадях… Но Лермонтов не забился в угол и не замолчал, а гневно обличил эти пороки своего поколения – подчеркивалось в научных  работах и школьных программах.
     «Дума» - это новое дёргание тигра за усы после «Смерть поэта» и это же  предтеча едких строк о «немытой России», только здесь сужен круг до «интеллигентской»  части народа русского. Но по сути сказанного, это «часть народа» тоже «немытая Россия», которая ничему не научилась и ни на что не способна.
  Итак, почитаем «внимчиво» (слово Солженицына) и по-современному.
   Ну-с, что такое «дума» как вид поэзии, все знают:  дума Гражданина о судьбах Народа и Родины. И кто-то ликует, а кто-то и печалится.
   «Печально я гляжу на наше поколенье!»
         Печалится, значит, автор-то. Принято. А почему «наше»-то? Ведь надо было бы сказать: «на моё поколение». В ритм не вошло бы? Или это отстранение от сего поколения? Сравните:  «Герой Нашего Времени», милостивые государи мои, … портрет... не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к Роману).
     И тут надо делать Выбор: либо автор Включен в это поколение, а значит, наделен всеми пороками этого «романтизированного» поколения, либо он стоит НАД ним, как нас учили в школах. Надеюсь, свой выбор Вы сделали давно, Милостивые Государи Мои? Я вот тоже сделал, и тоже давным-давно.
        Но вернемся к Думе:
  Его грядущее  - иль пусто, иль темно.
        (Так с кем тут этот «Мастер Культуры»? Да уж, конечно, не с этим поколением. Почему это? Да вот, глядите сюда:  Грядущее  пусто и темно. Это у Лермонтова-то? Ему же Доподлинно известно, что в Грядущем-то он будет Велик и Славен. И потому, - что настоящее его было наполненным и ясным).
      Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
      (Темна-ты, матушка Россия! Даже твои лучшие дети не умыты и не просветлены знанием. А Я, Лерма, Постиг столь многое, что это не осилить всему моему поколению! Было ПОЗНАНИЕ, но не было сомнения, хотя и «Во многой мудрости много печали!»
      А далее, как и всюду – минорная музыка стихов:
    И жизнь уж нас томи-ит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
     (вот эта музыка меня и заколдовала когда-то:  том-ииит…)
  К добру и злу постыдно равнодушны…
       ( Это Лерма-то? Ну, как бы не так: он всё время бурно реагировал на эти Добро и Зло и даже тогда, когда его никто не издавал. … Но далее опять Воин и Офицер гневно обличает):
     И перед властию – презренные рабы…
    (Мало ему было гонений за Пушкина, так опять напрашивается на них!
     Затем две строфы – только О НИХ,  с блестящим завершением):
      И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
   Глядя насмешливо назад.

    (Пропустил строки, очень-очень важные – и пойду назад):
  И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни  злобе, ни любви….
     Чеканно, блистательно, но. Ненависть и Любовь – неразлучная Пара противоположностей. А причем тут «злоба»? Злоба – это на Второй стадии Триады, ибо на третьей может быть лишь высокий Гнев или «Ярость благородная». А злоба – животное чувство, НЕ ДУХОВНОЕ, биологическое - и только.
    Пошел я почитать словари.  Вот наш С.И.Ожегов:  «Злоба – чувство гневного раздражения (!) против кого-н.»  Злюсь на жену, кричу на нее, пускаю кулаки в ход – всё это «неблагородное раздражение!» Ученики в школе изливают злобу на учителя и готовы на самые крутые меры.
    Нет, Лерма должен был заменить «злобу» по крайней мере «гневом».Но и тогда будет нелепым: «Ничем не жертвуя злобе».
    Это что – «оговорка по Фрейду», когда некто выдает свои истинные чувства, или романтическое своеволие в словах: тот кто меня любит, поймет. ..  Люблю, но не за такие ляпы или откровения!
   Эк, скажете Вы, нашел к чему придираться! Делов-то!
Но вернемся в век Лермы. Как? Да почитаем великого языковеда Даля: на слово «зло» у него восемь (!!) страниц. Простите, но я поцитирую то, как понимались «зло» и производные от него (какая Глубина и Широта здесь у Даля!):
  «Духовное начало двояко:УМСТВЕННОЕ и НРАВСТВЕННОЕ; первое относится к ИСТИНЕ, а противоположно к ДОБРУ (благу) и к худу, ко ЗЛУ. ВСЯКОЕ ЗЛО ПРОТИВНО БОЖЕСТВЕННОМУ ПОРЯДКУ. В отвлеченном виде, ЗЛО олицетворяется духом тьмы».
      Из этого следовало, что ЗЛОБА – от духа тьмы. Но Лерма в своих «Демонах» восставал против МИРОПОРЯДКА, а значит и против Нравственности, основу которой составляет Человеколюбие… И вне всякого сомнения, Разумная Жизнь в Космосе строится  на том же основании – иначе ВСЕЛЕНСКАЯ ЗЛОБА и САМОУНИЧТОЖЕНИЕ на любой из планет.
      Но Лерма не закоренел во Зле Демонизма, о чем я не раз говорил в моих заметках-эссе. Очень скоро я приведу цитаты из других, Ангельских, стихов. (Хотя в романах и драмах ангельское в их героях отсутствует).

    Прошу прощения у моих милостивых государей за немецкую дотошность, но по отцу я – немец, если это хоть как-то меня  оправдает в ваших глазах. Also Karin.


Рецензии
Дотошность - хорошо,но почему повторяете фальшивку "о немытой России" ?!
Не читали о Минаеве и его мистификациях ?
Покажите рукою Лермонтова это написанное.
Помыться бы королям французским и графьям люксембургским как моются
издревле в русских баньках ! Кто гадил во дворцах ?!
А вроде б симпатичный "литератор", столько понаписавший...
С Волги-матушки Тарас.

Тарас Филинов   18.10.2017 09:09     Заявить о нарушении
Дорогой Тарас, моё отношение к Лермонтову выстрадано годами,ы десятилетиями трудов. Главная тема Лермы - демонизм, суперменство, от которого совсем избавиться он не успел. И это не фальшивка, а прямое следствие развития характера поэта, которому я здесь посвятил больше полусотни эссе. А Вы пришли, одно прочли, да и в нем не обратили внимания на то, что он был прав в резкой оценке России, "не отмытой" от рабства.
А доводы насчет рабства Вас не убеждают, значит. Ну вызовите меня на дуэль и пристрелите, как злостного клеветника и на Россию, и на ее Поэта...
Мне уже было раз гневно заявлено: не принижайте Великого Поэта! А ведь Великие писатели наши еще в 19-м веке резко судили Лермонтова за его болезнь, которой он заразился от немцев, а потом от Байрона, - болезненного гнева на Свет, Женщин, Власти, да вот и на народ. Молодо-зелено, гнев сдержать не умел, а сам оскорблять других был горазд, что и обеспечило ему множество врагов.
И стихи эти не были опубликованы очень долго, и суть их теперь наши враги, вроде "гарних хлопцев", искажают до идиотизма...
А посмотрите у меня тут - Авангард - стихи "Стансы": там я тоже не лестно говорю о России, но говорю факты. И это не значит, что не люблю свою страну...
А ругательские отзывы писать легче всего:прицепился к слову или строке - и готово!
Думаю, не грех Вам и подумать над тем, что у меня сказано по сути... С Богом!
Игорь Карин

Игорь Карин   18.10.2017 16:16   Заявить о нарушении
Насчет России той у меня есть в другом месте, там и аргументы даны. А тут я коснулся чуть того, о чем сказано там. Сейчас посмотрю, где.

Игорь Карин   18.10.2017 16:19   Заявить о нарушении
Вот, нашел: "Лермонтов. Страсти по Мишелю.7". Там четко сказано о Родине и России Лермонтова. Будьте любезны.
А найти просто: внизу всех эссе о Лерме. Буду надеяться на Ваше благоразумие... Игорь К.

Игорь Карин   18.10.2017 16:27   Заявить о нарушении
Игорь Иванович, я не против Ваших трудов, пишите на здоровье тома,
хоть о рабстве, хоть о демонизме, только "о немытой России" писал не Лермонтов.
Вот об этом я написал Вам,
чего от сути-то увиливать ?
Немецкие историки и так в 18 веке исказили историю Руси, сидели
"учёными баранами" на шее романовщины , обогащались...
Творческого долголетия Вам !
Тарас.


Тарас Филинов   18.10.2017 20:49   Заявить о нарушении
А какие у Вас доказательства, что "не он"? Так, в моем домашнем, академическом всё-таки, собрании соч. М.Ю. нигде не сказано, что это фальшивка. Значит, Вы падки на сенсации: некто брякнул, что Л. не мог такое написать - и всё: уверовали!
А Демонов кто настрогал? И чем Демоны славны? - с Богом воюют! И это сам Поэт,который долго воевал с Богом же - Байроново влияние!
А сколько "кавказских" поэм написано, где герои убивают женщин, сочтя их неверными, и Поэт зримо сочувствует именно Гордому Горцу!
А Арбенин в Маскараде? Почитайте - это же та же тема: "Оскорбленный" муж отравляет жену да еще и издевается над ее муками...
Или я опять поверил "клеветникам России"?
Думаю, что последние драмы Лермы я разберу по тексту, как только Господь пошлет мне доброго здравия на этот подвиг, ибо меня угнетает и "Маскарад"(две редакции), и "Арбенин".. Но недалеко от них ушел и Печорин, если внимательно читать роман о нем....
Ладно, да просветлит Ваше сознание Бдение над полным собранием Лермонтова!
Игорь Иваныч Карин (филолог, философ, журналист и даже Стихотворец - чего же боле?!)

Игорь Карин   20.10.2017 16:23   Заявить о нарушении
Игорь Иваныч, ВСЕ Ваши ошибки - это ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ Лермонтова с ЕГО ГЕРОЯМИ.
Прямо детский сад, уважаемый филолог.
Дмитрий Минаев (Митрий Митрич) САМ себя ВЫДАЛ и свою ФАЛЬШИВКУ о написании стихотворения, когда упоминал о ГОЛУБЫХ МУНДИРАХ , ИСПОЛЬЗУЯ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ Лермонтов НИКОГДА БЫ НЕ УПОТРЕБИЛ !До этого с своих пародиях он УЖЕ
УПОМИНАЛ ПРО ГОЛУБЫЕ МУНДИРЫ. Два СЛОВа его РАЗОБЛАЧИЛИ !
Фальшивка вышла в "свет" ЧЕРЕЗ 46 лет ПОСЛЕ ГИБЕЛИ Лермы .НЕТ оригинала стиха!
А в советские учебники попала БЛАГОДАРЯ ГЛУПЦАМ,которым хотелось показать царизм в таком виде.
Держите ДЕМОНОВ "в узде " ! - вот итог метаний и скверного характера
ВЕЛИКОГО ПОЭТА.
К сему Тарас.

Тарас Филинов   20.10.2017 17:19   Заявить о нарушении
Дорогой, не Вы первый и не Вы последний, которые полагают, что всё прекрасное написал М.Ю., а всё скверное - хулители его Таланта. Самый главный обожатель Лермы, Ираклий Андронников, отвергает даже самое очевидное, творя безупречного Борца с Самодержавием.
Но я насмотрелся и начитался такого "бреда" за подписью Лерма-нтов, что голова моя кружилась еще в 60-е годы. А потом видел веские отрицательные доводы Великих. Так, Достоевский с горечью и гневом утверждал, что Л. наводнил литературу героями-суперменами со всеми их прелестями, и Раскольников именно лермонтовский герой.
Всё это я цитировал в эссе, все пороки раннего творчества сделал очевидными. А Вы - почитайте, чего спорить на одном месте. Бог с ней, с Немытой Россией - и без нее грехов у Поэта много... Но он их стал зримо "замаливать" к концу 30-х, в стихах. Но в драмах - опять за своё. А уж романы... Вот ведь и Белинский Печорина никак не мог "сравнять" с Онегиным и деликатно ушел от резкой критики, просто сказав, что в Художественном отношении Лерма неизмеримо далек от Пушкина. Или это тоже клевета?
Я Вам о Лерме в целом, а Вы всё про "Немытую..." Некорректно, милостивый государь, как говорили в лермонтовское и толстовское время.
Прочтите ранние поэмы по моим цитатам: сколько шаблонов, подражательства немцам и Байрону, сколько плагиата, сколько нелепых романтических фраз, как всё монотонно.. Причем я его и не виню: после оглушительного предсказания ему на Кавказе просто невозможно было не вознести себя над Всеми (почитайте хоть документальный роман Татьяны Толстой - "Детство Лермонтова": при всей любви ее она не могла не сказать о взрывах ярости еще у отрока Мишеля. И прочем. И прочем. Все-таки он аристократ, а по родословной - Шотландец, а по другим былинам - потомок испанского гранда и министра Лермы).
Вот Вам такое бы предсказание да такую Родословную, как бы Вы стали относиться к окружающим? Представили? Я бы наверняка задрал нос под облака! А тут еще и гениальность во многом: стихи, музыка, исполнительство музыки, Живопись - с ума сойти... И - Крепостное право, и ничтожество светских знакомых...
Всё надо видеть СИСТЕМНО - таков путь к истине. А наши литературоведы шли простыми путями, переписывали Ираклия, друг друга.. И дудели в лад в свои трубы... А понятие Триады было закрыто от этих пошлых диссертантов.
А Триаду Лерма буквально проскочил, став подлинно народной Личностью. Но был сбит на взлете.
И в этом суть, которая не дается литературоведам, ибо она Философская. А с этих Высот всё видится по-иному...
Если не убедил, то почитайте САМИ! Игорь В. Карин.

Игорь Карин   21.10.2017 18:40   Заявить о нарушении
Да, Дмитрий Дмитриевич Минаев ( я о нем писал в свое время большую работу) был САМЫМ Великим стихотворцем-импровизатором, он рождал пародии мгновенно. Возможно, он и сочинил нечто, но это не нам вдвоем обсуждать. Но не похоже это на Минаева, автора Огромной пародии на Тургеневского Евгения Базарова в строфах Пушкина -_ "Евгений Базаров"... Читал, упивался, поражался этому чуду. Вот ему-то как раз и не пришло бы в голову пародировать малое стихотворение, ибо он пародировал Характеры, причем юмористически! А какой юмор в "немытой России"?!
А совпадения слов - это не доказательство. Недавно по телеку слушал старые басни, что Тихий Дон написал не Шолохов. И там ссылались на некоего "текстоведа", который сравнил несколько (!!) фраз Шолохова и того якобы автора. И сказал через пару (!!) минут: не-а, это не тот, а Шолохов. Но суть в том, что нечего было искать кого-то: достаточно иметь вкус и развитые Чувства, чтобы увидеть полное родство "Дона" и "Донских рассказов", в авторстве которых никто не сомневается.

Прошу прощения, Тарас, но ... Игорь Ваныч К.

Игорь Карин   21.10.2017 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.