Чен Ким. Обзор стихов- победителей 255-259 номерно
1. Василий Толстоус "Что нет войны - о том сказал приёмник..." http://www.stihi.ru/2017/04/15/551
***
Что нет войны – о том сказал приёмник,
а телевизор скромно промолчал,
но в глубине оконного проёма
разрывы бомб изводят по ночам.
Сосед безногий курит на балконе
и смотрит, щурясь, к северу от нас,
туда, где за Щегловским терриконом
грохочет позабытая война.
Напротив дом. Дырой зияет крыша.
картина веет чем-то неземным.
Жена уснула. Спит и ровно дышит –
привыкла за три года не-войны.
Часы на кухне бьют негромко полночь.
Сосед стоит и матом кроет жизнь:
он то зовёт своих бойцов на помощь,
то вниз глядит, считая этажи.
Стихотворение получилось очень военное что ли. Очень военное. Как стихи про ту войну. Которая «до войны» и «после»… Оно настолько тогдашне военное, что при чтении приходится следить за собою – чтобы не потерять ориентиры и временные рамки. Чтобы помнить, что это про сегодня. Про сейчас. В стихотворении очень точно уловлена и воспроизведена спокойная бытовая интонация. Это сильно повышает контрастность повествовательной составляющей и смыслового содержания.
2.Вера Да Юра Мои корабли http://www.stihi.ru/2017/05/06/4936
А море зимою немного другое -
оно отдыхает без отпускников,
лишь ласково нежатся в люльке прибоя
почти невесомые стайки мальков.
Холодное солнце монетой фальшивой
от волн отражается тысячью искр.
Морские барашки отарой пугливой
на небо бездонное перебрались.
И всё гармонично, красиво, спокойно,
но как же хрупка безмятежности грань...
В реальности - будни, болезни и войны,
сбегу от неё: "Надоела, отстань!"
Мне море поставит на душу заплаты,
наполнит покоем, даст силу любви.
По водному шёлку проходят фарватер
"Авось" и "Прорвёмся", мои корабли.
Стихотворение про море. Я очень люблю про море. Очень. Именно что не само море, а стихи про море. Т.е. море я тоже люблю. Но эта любовь обычная что ли… Ну как собственно у всех людей. «Я люблю море». Не особо горячее чувство. Просто море любят все. Потому что там тепло и купанье. Это даже не любовь. Это некое спокойное приятие.
И первая часть стихотворения очень четко представляет именно это чувство. Именно эту страничку любви к морю. В стихотворении удалось воспроизвести не только перечень привычных, «морских приятностей» - но и воссоздать у читателя с абсолютной достоверностью это чувство пляжной гармонии, «единения с природой» - действа не требующего от человека ни особых физических, ни чрезвычайных нравственных усилий – только повторения привычных телодвижений, прокручивание привычных «морских» образов…
Автору удалось все что он задумал для первой части. И тут вот ждешь второй части! Ведь автор точно приготовил хитрость и какой-то сюжетно-смысловой ход! Да. Приготовил. И дал прочесть. Но мне показалось что не стал автор сильно печалить читателя серьезностью финальных рассуждений и оставил нас просто любоваться морским пейзажем, добавив к нему (очень уместно) пару кораблей на горизонте.
3.Ливерий Без пустоты http://www.stihi.ru/2017/05/09/5578
Рассада, аллергия на кота.
Однажды, залетев с порывом ветра,
По комнате гуляла пустота.
И спотыкалась о порог и кресла,
Разглядывала мебель и ковры.
Она без спросу в этот дом залезла,
По ходу не встречая детворы.
Освоилась и потихоньку кисла,
Листала пожелтевший календарь,
Во времени не находила смысла:
В окне «аптека, улица, фонарь».
Но как-то днём холодным и досужим,
Не смея перелезть через порог,
К входной двери прибился неуклюжий
Дрожащий и растерянный щенок.
Пришлось забрать и, чтоб щенок не плакал,
Общаться с ним, заботиться о нём.
Щенок подрос и стал большой собакой,
Ревниво охраняющей свой дом.
Собаке пустота казалась лишней
Она загнала пустоту в тупик;
И та ушла, без пафоса, неслышно.
Аптеку на углу сменил бутик.
Очень хороша игра с «аптекой». Вообще интересно всегда как повернется в стихотворении эта троица – «аптека улица фонарь». Самая цитируемая в русской поэзии компания (так мне кажется). И Блок хотя бы поэтому – молодец. Дал нам всем игрушку.)
В начале стихотворения я потерял рифму и размер. И так и не смог их восстановить до того, как щенок появился. Короче, ритм и рифму я поймал только со строки «Но как-то днем холодным и досужим»… Может это моя читательская тупость. Скорее всего.
Прочел стихотворение три раза. Так мне понравился финальный ход с этим бутиком. Я все старался ухватить размер и рифму первой половины. Но не удалось мне это сделать. Думаю, это моя вина. А не автора.
4.Татьяна Шкодина "Замедляется время..." http://www.stihi.ru/2017/05/07/2791
Замедляется время, и три бесконечных месяца
Растекаются медом, прозрачной тяжелой каплей.
Раскаляется солнце, в распаренном небе бесится,
Неуверенный дождь длинноногой шагает цаплей.
Сквозь промытое облако щурится день июнево,
А в траве одуванчик качается легким шаром,
Серебрится на стебле подобием диска лунного,
И свои парашютики всем рассылает даром.
И душа вслед за ними летит в никуда безбашенно,
Пролетает июль, устремляется в август смело…
…Не успеешь очнуться – шафраном листва раскрашена,
И прошедшее лето тебя лишь крылом задело…
Хорошее летнее стихотворение. В нем есть тепло и летняя заторможенность жизни… Когда время течет теплым тягучим густым соком. Спасибо автору за этот подарок. А то природа в этом году лето зажала)
5.Ольга Домрачева пойдем на яр <http://www.stihi.ru/2017/05/22/3414 />
пойдём на яр, смотреть, как облака
пасут Иртыш и вдаль его уводят,
их воля ненавязчиво легка,
и полногруды пышущие воды.
пойдём на яр, там взнузданный Иртыш
уходит с облаками на закате
по волнам золотистых запятых,
за тлеющую точку невозврата.
пойдём на яр, где ночь кичится тьмой.
и нет реки… ни облака… ни вдоха.
сквозь чернотал иди на голос мой,
отталкивай крючки чертополоха.
прозреешь враз на ветреном яру,
когда Иртыш воловьи входит в русло,
и чайка, словно ангел наяву,
о жизни говорит с тобой по-русски
Очень женское стихотворение. Конечно же про любовь. А как иначе? Для себя выбрал третье четверостишие. Оно мне ближе всего. В нем есть тайна и какая-то колдовская сила. Сила настоящая, тихая и пугающая. Прекрасное четверостишие. Это где про чертополох. Прям огонь. Инквизиция какая-то мерещится. В общем много чего. Это важно для стихотворения. Чтобы в нем было много всякого. На всякого читателя. Я свой мотив в этом стихотворении нашел.
6.Елена Элентух День наступал http://www.stihi.ru/2017/05/17/6379
День наступал, и сообщала сводка,
что наступление ведется исступлённо.
Враги насуплены. Проигранные войны
не в счет, пока последняя высотка
держалась. Заливало яркой кровью
засиженную голубями крышу дома.
Рассветные ур-ру, предсмертная истома,
голубки примеряют долю вдовью.
Рубашки и сорочки на балконах, -
"уже сдаемся, руки вверх, прощай, хозяйка".
Последним поднят белый флаг - трусы и майка.
Позор, расстрел, ночь в сорванных погонах.
Хорошее итальянское кино. Так я прочел это стихотворение. Хотя почему итальянское? Ну потому что черно-белое. Потому что это чистый Феллини. Здесь и картинка и спокойный теплый юмор. И много-много эротики. Не той которая «утонченная сексуальность обнаженного туловища». А той которая настоящая – когда во сне так хорошо и так точно ощутимо, что становится ясно к чему нужно стремиться наяву.
И чтобы не отрывались от корней- немножко Набокова в конце. В общем красота! Русская литература всегда литературней любой литературы. А уж про жизнь и говорить не приходится.
7.Елька22 жар-птица http://www.stihi.ru/2017/05/12/5389
От прощания до прощения
Непосильных двенадцать лет.
Замыкает круг отражение –
Птицы-феникса силуэт.
Без лузги очевидна ядрица:
Отпадает за годом год;
Перемелется, переплавится,
Зарубцуется, заживёт…
Обгоревшие перья сброшены.
Не возьмёшь у судьбы взаймы.
Всё меняется, даже прошлое –
Из него вырастаем мы.
Тема про «все пройдет» - самая пожалуй востребованная и наиболее часто поэтами пользуемая. Потому как эта тема правдивая и безошибочно мудрая. Вот что бы ты ни сказал – если это про «все пройдет… и это пройдет…» - считай прозвучат твои слова мудро. Такая тема. Так вот в этом стихотворении получилось сказать об этом просто и проникновенно. Без надувания щек и всяких там мудрых усталостей духа…
Просто и по-человечески.
8.Василий Толстоус "Когда сойдёт последний свет заката..." http://www.stihi.ru/2017/04/24/537
Когда сойдёт последний свет заката,
и тень укроет ближний террикон,
тогда сверкнёт подствольная граната,
и разорвётся здесь, недалеко.
Начнут стрелять из рощи пулемёты,
но красоту трассирующих пуль
вы, может быть, не сразу и поймёте,
живя в домах, искрошенных в щепу.
В подвале тоже, в общем-то, неплохо:
коптит свечи огарок на столе,
и мать в углу укачивает кроху,
чей мир – пространство маминых колен.
А так – вполне приличная реальность:
садись, накормят кашей и борщом.
Помочь, конечно, можете. Морально.
Мол, как вы там. И есть ли вы ещё.
За одно лишь начало стихотворения – автору спасибо мое читательское от всей души. Так начать может только человек, который понимает в русской народной песне. «Когда сойдет последний свет заката»… Ну не восторг ли?! Какой слух! Какое чутье! Замечательно.
9.Юрий Семецкий. Диалог с протоиереем Дмитрием Смирновым. http://www.stihi.ru/2017/06/14/942
— Сынок, послушай, ты уже в аду.
Ещё резвятся дети на пруду,
и прочь скользят по глади водомерки.
Ещё малинник зелен и колюч,
и солнце светит, выглянув из туч.
И ты ещё не думаешь о смерти.
Но в зеркало попробуй заглянуть,
увидишь лунь звериную и муть
во взгляде, дескать, поминайте лихом,
мол, всё пропало, я стою в строю
застывших у обвала на краю,
один шаг в бездну — это тоже выход.
Всмотрись, сынок, в свой горемычный лик.
Картина маслом: грустен, дух поник,
всё раздражает — пудинг, громкий гогот,
старухи, Путин, звуки за стеной...
И это ад. Пока ещё земной.
Но выход есть, и этот выход — к Богу.
***
— Вот так живёшь, копаешься в дерьме
и думаешь, что ты почти на не...
беэээ — дразнятся курчавые овечки.
Во взоре кротость или истый блеск,
но ты ещё не умер, не воскрес,
а по судьбе несёшься, как по встречке.
Мелькают люди, вёрсты, города...
Тебя несёт неведомо куда.
Всё дальше от желаемого Рая.
А в зеркале вполне приличный вид,
и ничего не ноет, не болит,
лишь у Собора сердце замирает.
Ну ладно, предположим, что в аду...
несёшь свой крест, несёшь белиберду,
в свой тихий рай отыскивая дверку.
Но пропустив себя сквозь решето
своих поступков, думаешь: за что?
И за ответом двигаешься в церковь.
17.04.2017 - 09.06.2017
Серьезное наполненное стихотворение. Серьезное и видимо важное для автора настолько, что он вынужден подпустить иронии, чтобы самого себя и читателя убедить в том, что это всего лишь рифмованный текст.
Стихотворение понравилось мне тем, что оно как бы сделано не сейчас. А в 19 примерно веке. Сейчас уже серьезно так боятся говорить. Вот и автор спохватывается порою и пытается поулыбаться. Улыбка получается виноватая. Потому что мы ж не дураки какие-нибудь. Подкованные и продвинутые читатели. Понимаем об чем речь. Нас на ха-ха не проведешь.
10.Новикова Таня "В наследство от умершего вчера..." http://www.stihi.ru/2017/05/28/2585
В наследство от умершего "вчера",
смотри, достался старый-старый снимок,
где в бархатных объятьях сентября
мы, словно два курортных херувима,
за столиком воркуем, пьём вино.
И где-то дремлют на шезлонгах люди,
которым бы взлететь, как птицы, но
их солнце стряпает на пляжном блюде.
А мы — уже не мы, а двойники
за кадром, выходя из ресторана,
блуждаем, всем законам вопреки,
по курсу: небо-море и обратно.
Прекрасное прозрачное и понятное стихотворение. Про море. Про море я люблю. Про то что про море я люблю – я уже говорил. В том смысле что море я тоже люблю. Но стихи про море, которые я люблю – это не совсем море. Ну, короче, вы поняли…
Так вот. Еще больше чем про море, я люблю стихи про любовь.
И это стихотворение я полюбил за его главную изящную и очень человечную линию – небо-море и обратно. Ну это очень хорошо. Правильный маршрут)
Ну и интрига рифмы люди-блюде – порадовала меня.)) Заводские работники поймут меня)
11.Гера Шторм "Пыль" http://www.stihi.ru/2017/06/02/3860
Если я ухожу навсегда - ухожу навсегда!
Не имею привычки назад возвращаться, лишь только
память тянет резиной, с размаху бьёт в спину осколком
из разбитого, мнимого счастья, что рухнуло с полки.
Я сбегаю, теряюсь в огромных, сквозных городах.
От себя — не бегу. Мне с собою комфортно вполне.
Я людей не люблю. Нет, толпу не люблю, люди — ближе.
Серой осени тон не люблю, что вливается в рыжий.
Чай с лимоном и плед помогают, конечно, мне выжить,
в этой странной игре, в этой долгой, душевной войне.
Я по-своему болен. Но болен ведь каждый, кто здесь
на земле оставляет свой след, словно пыль на брусчатке,
что сцепилась с внезапным дождём в летний день, в дикой схватке,
с силой, каплями вбита в щербинки камней в беспорядке.
Но впитав в себя влагу, уже претендует на вес.
В таком стихотворении как это – главное нерв. В этой нервности и неровности строчек, в том, что вдруг выскакивает просторечное «ведь» - такая открытость и честная попытка показать нам биение живой мысли… Да любой из нас если сосредоточившись, попытается подумать о себе, о картинке которая в этот миг формируется за окном, о прошлом своем и возможном будущем – окажется в мире этого стихотворения. Мы не можем идти вслед своей мысли. Она быстрее и хитрее нас. Мы постоянно теряем сначала ее след, а потом и ее самою…
Автору этого стихотворения удалось удерживать мысль в оптике прицела на протяжении всего стихотворения. И снайперский выстрел в конце – великолепен. Название «Пыль» оправдано. Трофей взят. Счастливой охоты автору. Глаз у него точен.
12.Якушев Павел "Жатва" - http://www.stihi.ru/2017/06/11/2459
В поле созрели хлеба –
Новая жатва.
Мы с тобой – раб и раба
Божьего царства.
Колокол где-то звонит –
Время молиться.
Между соломенных скирд
Спины и лица.
Между засохшей стерни
Всходит отава,
Солнце, леса осенив,
Светится ржаво.
Души слепая судьба
Нижет на спицы.
Белая птица слаба –
Хочет укрыться.
Божьих путей миражи...
Сила и слава.
Где эта пропасть во ржи,
Слева иль справа?
Благовест в небе кружит –
Нежить боится.
Долго ль до Бога, скажи,
Белая птица?
Это просто хорошо… Хочется поднять глаза и посмотреть вверх. В коротких этих строчках нет лишних слов. В такие стихи обычно трудно вместить тайные смыслы. В этом стихотворении, мне кажется, автору удалось посеять в читателе волнение. Хочется осмотреться. Глянуть вокруг, вверх. Убедиться что и правда – ты не один. Да. Ты не один. Автор это знает. Теперь знаем и мы.
13.Алена Шарифова "В доме у моря..." http://www.stihi.ru/2017/06/15/6506
Если захочешь мне рассказать,
даже без повода,
Как расчертили небесную гладь
Чайки над городом.
Как старый пирс, припадая к волне, пьёт за здоровье...
Как ты соскучилась сильно по мне
В доме у моря.
Как ты проводишь свои вечера.
Ночи не зябки?
Как ты на берег ходила вчера
В розовой шляпке...
Смотришь на старый портрет на стене
С тихим укором...
Знаю, скучаешь одна обо мне
В доме у моря.
Если захочешь мне рассказать,
Как опьянённо
вишни цветут... А вокруг благодать!
Воздух солёный – может, от пролитых слёз?.. В тишине
выйди к прибою
И расскажи, как скучаешь по мне
В доме у моря...
Я люблю про море. Похоже я уже об этом сообщал. Просто получается что нас таких – кто любит про море – пожалуй больше чем тех, например, кто любит про зиму. Или про ночь.
Море это такая штука. Может утешить. Может наоборот – извести тебя тревогою. Это стихотворение тревожное. Нет в нем покоя. Но и бури никакой нет. В нем затаенная тревога от обстоятельств чужого одиночества. Когда ты не одинок. А другой человек – одинок. А ты за него отвечаешь. Так я прочел это стихотворение. По крайней мере для меня атмосфера этого стихотворения – тревожная тишина. Беспомощность чужого одиночества. Может быть я излишне трагично прочел это лирическое спокойное и полное достоинства стихотворение. Но такой уж я сейчас читатель. Завтра может другой буду.
14.Ольга Королева. Впечатление от озера Волоярви http://www.stihi.ru/2017/05/20/4204
Как озеро возникло – неизвестно.
Но будто заполярный край земли –
Часть тундры ловозерской редколесной –
В Приладожье куском перенесли.
В лесу оно стоит отдельной темой –
Куском Гипербореи – и исход
Ее народа виден сокровенный.
И светится тропа среди болот.
От озера и летом тянет стужей.
Припомнишь заодно и Колыму.
На вязком дне таится древний ужас –
Здесь очень неуютно одному.
Хребтиной динозавра редколесье
Сквозит – и резко рушится: как в ад.
Хребтинки-ели – той пугаясь бездны –
Не обжигая, трогает закат.
Злой дух, храня народ Гипербореи –
К воде не подпускает никого.
Шатается там дно, туманы веют –
Такие, как до нас – и до всего.
Стихотворение читал про себя, а внутри вдруг зазвучал голос учительницы нашей по географии. И стало мне как-то хорошо. От этого голоса, от этой интонации, которая в последней строчке срабатывает на все 100 процентов. Хороший учитель знает как правильно интонировать даже самые неподъемные для ребенка слова – про жизнь и смерть.
Автор – хороший учитель. Стих нигде не сорвался на страшилку или специальную какую-то «духовность». Все ровно. Все внятно. Без кокетства.
15.Галиаскарова Елена "Цветет жасмин" http://www.stihi.ru/2017/06/22/8337
Цветет жасмин
Среди равнин,
В горах Китая...
Идет Лю Чин -
Собрать жасмин -
Цветки для чая.
Расцвел к утру
И ждет жару
Там одуванчик.
И на ветру
Склонил главу
Он, как болванчик.
Бежит река,
И облака
Несутся строем.
Собрав жасмин,
Уйдет Лю Чин,
Дожди накроют...
Ну, на мой непросвещенный взгляд – все очень даже китайское. Правда я не путешествую и нигде не бывал, кроме некоторых городов нашей страны. Но ведь Китай все равно не поймешь, даже если ты туда поедешь посмотреть на китайцев? Поэтом такие стихи, мне кажется, которые напоминают какие-то смутные детские воспоминательные «китайские шкатулки», куда больше Китай, чем Китай туристический. А может быть и даже самый настоящий Китай куда менее настоящий чем Китай этих стихов.
Места с 1 по 3.
1. Новикова Таня "В наследство от умершего вчера..." http://www.stihi.ru/2017/05/28/2585
2. Якушев Павел "Жатва" - http://www.stihi.ru/2017/06/11/2459
3. Елена Элентух День наступал http://www.stihi.ru/2017/05/17/6379
Свидетельство о публикации №117070301219
Якушев Павел 19.07.2017 18:18 Заявить о нарушении
Чен Ким 21.07.2017 16:58 Заявить о нарушении