Владимир Соловьёв

Радищев – в рубище бунтарском,
На виселице – Муравьёв,
На Мойке – Пушкин, Тютчев – в Царском,
В злосчастном Узком – Соловьёв,

Казённые отвергнув бредни,
Чиновных не держась постов, –
Софии паладин – последний,
Быть может, праведник Христов,

И в лютую готовый стужу,
Не дрогнув, ближнего облечь
В давно облезшую снаружи
Ту шубу с камергерских плеч,

Ему оставленную Фетом,
Что младшего на тридцать лет
Провозгласить успел поэтом –
И новоявленный поэт

Из сумрачной бежит России
К невянущих царице роз,
В заоблачной Александрии
Лазурных грёз вдыхать наркоз,

Где в ангельской воздвигнув крипте
Свой катакомбный небосвод,
В эфирном свет и нам Египте
Льёт Дева Радужных Ворот.

1 – 2 июля 2017


Рецензии
Добрый вечер, Виктор Викторович. Вы пишете:"В моём новом стихотворении речь идёт не о телеведущем, а о знаменитом философе и поэте Владимире Соловьёве - о нём, к сожалению, редко говорят на телевидении, разве что иногда на телеканале "Культура". "Воронка посреди плавных вод" (мне понравилось это определение) тоже иногда бывает художественно необходима, чтобы стихотворение не ощущалось как сплошная гладкопись, да я и вообще люблю сложные синтаксические конструкции (обратите внимание, всё стихотворение - это одно разветвлённое предложение) и инверсии (перестановки слов). Чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь, - лучше замечания и отзывы на конкретные стихотворения писать под ними самими - в данном случае речь идёт о моём сегодня опубликованном на "Стихире" стихотворении "Владимир Соловьёв".

Да, это я оплошала, схватилась за имя, что на слуху. Вот и разгадывала: как это, на 30 лет моложе Фета? Забавно, еще думала, куда же это отчалил Соловьев, о нападках на которого знаю из интернета.

После Вашего пояснения присмотрелась: действительно, одним предложением! Ну, это целый период! Как Вам удалось так закрутить мысль, наполнив ее галереей образов!
Если читать медленно (вслух), не торопясь, то и концовка получится плавной. Ваши стихи надо читать медленно. Наверное, любые стихи надо читать медленно, взвешивая каждое слово на особых весах.
Боюсь, что все мои отзывы будут в прославление. Не примите за лесть. Я буду искать, где можно покритиковать:) Тем более, что Вы терпеливо объясняете.


Любовь Ржаная1   02.07.2017 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь, за Ваш подробный и интересный отзыв. Думаю, телеведущий Владимир Соловьёв был бы польщён, что его приняли за знаменитого философа и поэта 19-го века, которому и посвящено это моё новое стихотворение. Кстати, как одно разветвлённое предложение у меня написаны также и опубликованные на "Стихире" довольно большие стихотворения "Памяти Антонио Гауди...", "Поэзия" и некоторые другие, которые сейчас не приходят мне на память. Думаю, Вы абсолютно правы, что стихи вообще полезно читать (да и писать!) медленно, взвешивая и обдумывая каждое слово. Тогда всегда найдётся, что и покритиковать и похвалить и у себя и у других. Я в юности почувствовал неожиданно, что я как-то худо-бедно научился сочинять стихи, когда несколько лет почти не писал их, а только внимательно читал и обдумывал (как если бы я сам сочинял их), каким образом их писали и замечательные поэты прошлого и некоторые наши современники.

Виктор Коллегорский   03.07.2017 18:24   Заявить о нарушении
Но ведь не все медленно и вдумчиво читающие становятся потом поэтами! Большинство не становится... Все-таки это что-то врожденное, такая ритмичность, напевность речи и гибкость мысли.
С чего начинает вырастать Ваш стих? С мысли или образа? Конечно, можно сказать, что это неотделимо, но все-таки? Вот интересно, как писалось стихотворение "Таруса".
Если с мысли, то ведь это практически концовка.
Мой опыт стихописательства мал и скромен,а начинается все с первых слов или первой строчки... и когда пишу, я еще не знаю, чем закончу, к чему приду. И бывает так, что словно это не я говорю, а мне кто-то вышний вкладывает в мозг, в голову готовую речь, готовые стихи! Стихи мои хоть и просты, но они умнее меня, честное слово.
Мне приходилось общаться (шапочно) с несколькими поэтами, поскольку по мере сил посещала литературные праздники в Тверской области. Но никогда я не затевала обращаться с такими вопросами к ним. А с Вами общаться легко, интересно, познавателшьно, воспитательно, вдохновляюще. Хорошего Вам июля, Виктор Викторович! Творчества и отдыха — до полного блаженства!

Любовь Ржаная1   04.07.2017 14:56   Заявить о нарушении
Вот такое шапочное знакомство с Владимиром Львовым, который под Тверью собирает "Каблуковскую радугу". Какой разномастный народ на этой Радуге! Вообще поражаюсь тому, сколь сильна у народа тяга к сочинению стихов! Не все рифмачи поэты, но ведь это все равно симптом...

Любовь Ржаная1   04.07.2017 17:38   Заявить о нарушении
"Но ведь не все медленно и вдумчиво читающие становятся потом поэтами! Большинство не становится... Все-таки это что-то врожденное, такая ритмичность, напевность речи и гибкость мысли.
С чего начинает вырастать Ваш стих? С мысли или образа? Конечно, можно сказать, что это неотделимо, но все-таки? Вот интересно, как писалось стихотворение "Таруса".
Если с мысли, то ведь это практически концовка.
Мой опыт стихописательства мал и скромен,а начинается все с первых слов или первой строчки... и когда пишу, я еще не знаю, чем закончу, к чему приду. И бывает так, что словно это не я говорю, а мне кто-то вышний вкладывает в мозг, в голову готовую речь, готовые стихи! Стихи мои хоть и просты, но они умнее меня, честное слово."

Любовь Ржаная

Мне пришлось скопировать в начале своего ответа часть Вашей реплики - потому что невозможно отвечать, не видя перед собой текста, на который отвечаешь.
Конечно, не все медленно и вдумчиво читающие стихи становятся потом поэтами, но, во-первых, не все и ставят перед собой такую задачу, а, во-вторых, думаю, без этого как некоторой, надо прямо сказать, школы, а также навыков стихосложения и хорошего знания истории поэзии - вряд ли можно стать сколько-нибудь интересным для публики поэтом. Это - как в спорте, например, - хорошую школу должен пройти всякий более или менее приличный, ну скажем, теннисист, а вот Кафельниковыми и Сафиными становятся, разумеется, только единицы.
Стихотворение может вырастать, начиная с чего угодно, - об этом замечательно написала Ахматова:

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Как возникало моё стихотворение "На пути в Тарусу", что было первоначальным толчком к нему - уже не помню - надо посмотреть черновики, если они сохранились. Я добирался из Москвы в Тарусу несколько часов на автобусе в дождливый сентябрьский день, сидел у окошка и вспоминал места, где я уже бывал и которые мы проезжали по дороге или они были где-то рядом, - никоновский Новый Иерусалим и чеховское Мелихово. Проезжали мы, естественно, по дороге и реку Истру, которая для Никона стала Новым Иорданом. Кажется, радуга попала в стихотворение, потому что на короткое время выглянула после дождя. Остальное - чистое воображение. Стихотворение я в целом сочинил ещё до приезда в Тарусу, где в этот день открывали памятник Белле Ахмадулиной. На следующий день, уже по приезде обратно в Москву, я, по-видимому, как-то поправил в общем-то почти сложившийся накануне текст стихотворения.
Опять же замечу, что лучше спрашивать про конкретное стихотворение под ним самим, потому что читатель моего стихотворения "Владимир Соловьёв" не видит перед глазами моего же стихотворения "На пути в Тарусу" и, конечно, поленится его искать.
Я тоже как правило, когда пишу, не знаю, чем закончу, хотя, конечно, иногда бывает и иначе, но даже очень определённый первоначальный замысел всё равно в процессе сочинительства почти всегда довольно существенно, а часто и соверщенно радикально трансформируется.
В готовую речь, готовые стихи я в общем-то не верю. Настоящие импровизаторы в поэзии - такие, например, как Эдуард Багрицкий, - чрезвычайно редки (смотри, например, описание того, как Багрицкий писал сонет за пять минут, в моей любимой книге его друга Юрия Олеши "Ни дня без строчки", сохранилась и запись таких импровизаций Багрицкого - они кажутся ничем не хуже других его стихов), но и он в подавляющем количестве случаев тяжело и трудно работал над стихами. В жизни я знал нескольких импровизаторов, но стихи их не возвышались над средним художественным уровнем. Так что, боюсь, что то, что Вы принимаете за готовую речь, готовые стихи, есть в лучшем случае некий первоначальный вариант, с которым ещё необходимо работать и работать.
Желаю и Вам творчества и отдыха - до полного блаженства (мне полюбилось это Ваше чудесное благопожелание)!

Виктор Коллегорский   05.07.2017 07:22   Заявить о нарушении
Приходится править и прозу. В седьмой строчке снизу предыдущего ответа - вместо "смотри, например" следует читать "смотри, в частности".

Виктор Коллегорский   05.07.2017 07:57   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный, содержательный ответ! Конечно, ахматовское стихотворение я знаю. Ну вот "Владимир Соловьев" — почему написалось?

Любовь Ржаная1   05.07.2017 13:33   Заявить о нарушении
"Я тоже как правило, когда пишу, не знаю, чем закончу, хотя, конечно, иногда бывает и иначе, но даже очень определённый первоначальный замысел всё равно в процессе сочинительства почти всегда довольно существенно, а часто и соверщенно радикально трансформируется". Спасибо, этот момент очень интересовал меня.

Любовь Ржаная1   05.07.2017 13:47   Заявить о нарушении
17 июня нынешнего года меня пригласили выступить в День открытых дверей с чтением моих стихов в московской (а во времена Соловьёва - подмосковной) усадьбе Трубецких "Узкое", где Владимир Соловьёв и умер. В усадьбе я не был лет десять, и две недели спустя после того, как я побывал в комнате, где умер Соловьёв, я и начал писать это стихотворение со строчки об Узком.

Виктор Коллегорский   06.07.2017 05:26   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →