Тьфу на тебя, Волк Ларсен!

  Нельзя  сказать,  чтобы «Dilbar», на которой  плыл Алишер, была ненадежным  судном; эта новая  156-метровая суперъяхта, построенная немецкой судостроительной компанией Lurssen Werft, специализирующейся на строительстве суперъяхт, военных кораблей и судов специального назначения, совершала уже  свой четвертый или  пятый рейс через пролив Босфор.  Опасность  таилась  в  густом тумане,  окутавшем  пролив,  но  Алишер, ничего  не  смысля  в  мореходстве, и  не догадывался  об этом. Он спокойно и весело расположился  на носу яхты и таинственность нависшей над морем туманной пелены  мало-помалу завладела его воображением.

    Дул свежий бриз, и некоторое время Алишер был один среди сырой мглы - впрочем, и не совсем один, так как он смутно  ощущал присутствие рулевого и еще кого-то, по-видимому, капитана, в застекленной рубке... и еще кого-то, по-видимому, дух премьер-министра Нури Саида... В Ираке труп зверски убитого премьер-министра Нури Саида часами волокли по багдадским улицам. А офицер восставшей иракской армии отрезал палец трупа и привез его в Египет, думая, что это будет лучшим подарком для Гамаля Абдель Насера. Подполковник Насер, глава «Свободных офицеров», пришедших к власти в Египте в результате свержения короля Фарука, был шокирован таким преподношением. Фарук в 1952 году был выдворен «Свободными офицерами» из Египта и спокойно на своей яхте уплыл в Италию, где провел в развратных пирушках и казино долгие годы вплоть до своей естественной смерти...

   Но не о «конце старых режимов» думал Алишер... Алишер размышлял о  том, как  хорошо, что  существует  разделение труда и он не обязан изучать туманы, ветры, приливы и всю морскую науку. Специалисты -  рулевой  и  капитан, думал он, и  их профессиональные  знания служат  тысячам людей, осведомленным о море и мореплавании  не больше Алишера. Находясь в прекрасном далеке от нефтегазовой страны, Алишер никуда не спешил... Однако «спеша к практическим выводам... — писал Менделеев, — Адам Смит и особенно его последователи чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. Оттуда и родилось учение о том, что Россия есть страна «земледельческая» и даже специально «хлебная». На этом, в сущности, и основывается вся русская  промышленная  отсталость».

   Конечно, не о том Менделеев думал... Если Екатерину II, крупнейшую землевладелицу Европы полностью устраивало утверждение физиократов, заключающееся в том, что «Землевладелец - вот истинный распределитель щедрот земных, вот истинный кассир промышленности». Значит, так оно и есть! Если ты химик, значит думай о химии и пресекай наглость молодых... Указывай им их место в таблице... если они забывают, что в прочно установленной (русской) Периодической  таблице элементы располагаются по ясному  принципу: в порядке возрастания их атомного веса. И никаких потрясений... Любого различия  В ВЕСЕ было достаточно,  чтобы проявились  различия в химическом  поведении. Но вдруг появляется венгерский химик Дьёрдь де Хевеши (1885-1966) и обнаруживается,  что это  не  так. Нечто неизвестное  начинает позволять  атомам обладать  совершенно одинаковыми  химическими свойствами, но  разной массой. Принцип Менделеева оказывается под ударом... Тьфу на тебя, Хевеши!

     Если ты не врач, а «монархист до мозга костей»,  зачем тогда кричать о «государственных язвах»? Тем более, когда вокруг так много матросов... и не просто матросов, а «социалистов до мозга костей». Все зло, как и полагается, такие матросы видят в буржуях, причем под буржуями разумеются все, кроме матросов... И когда такому матросу какой-нибудь физиолог Иван Павлов заметит, «что едва ли вы сможете обойтись без буржуев, например, появится холера, что вы станете делать без докторов?» – настоящий матрос торжественно ответит, что «все это пустяки: "Ведь это уже давно известно, что холеру напускают сами доктора"».  А кто напускает «государственную язву» на Россию? Конечно же, один из идеологов русского националистического движения Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918). Алишер вдруг заметил, что  центр слюноотделения в подкорке активировался... когда из тумана стали доноситься странные, но весьма интересные звуки: «Главная инициатива в кораблестроении принадлежит не инженерам, а некоторым штабам, комитетам, комиссиям, советам, где вершат не кораблестроители: последние даже на верхах "знают свой шесток". Но о морских инженерах поговорим как-нибудь особо. Мне хотелось только сказать, что первый способ восстановления флота - строить его, как встарь, дома и домашними людьми, значит просто бросать миллиарды в "гнилое болото".
    Второй возможный способ постройки флота - заказать его за границей целиком. Возьмут, правда, дорого, но сделают хорошо. Этот способ неизбежен в военное время, но к нему охотно прибегают у нас и в мирное. Дело в том, что без больших хлопот лица, прикосновенные к заказам, получают от 10 до 15% с суммы заказа. C'est simple, comme bonjour (Ясно как день, это проще простого (фр.).), и всем известно, но в доказательство позвольте привести отрывок из письма ко мне одного известного адмирала (еще в начале войны): "...Мы можем строить дома все, и суда, и машины, и орудия, - и деньги останутся, и постройки будут лучше и дешевле. А самое главное, мы избавимся от иностранной зависимости и приобретем самостоятельность. Все начинается в России: подводная лодка была предложена Горном - военным инженером. Дыхание в подводной лодке обеспечено Петрушевским - артиллеристом. Им давали на опыты гроши. Применение жидкого топлива было предложено у нас же, и морское министерство отпустило на опыты 350 рублей, потом 500 руб., и когда получились удовлетворительные результаты, в дальнейших средствах отказало. Спросите - почему? Да потому, что заграничные заказы дают 10-12% дохода со стоимости заказа, а у себя дома не возьмешь ни гроша. Впрочем, и наши заводчики начинают практиковать этот способ получения заказов, но еще не отчисляют более 3-4% со стоимости заказа. Я прослужил во флоте 36 лет, а теперь 18-й год ревизую морскую отчетность в государственном контроле и знаю, как покрываются многие вопиющие злоупотребления морского министерства".
    Итак, если верить весьма сведущему адмиралу, заграничные заказы дают 10-12% "дохода". Заказали, например, броненосец в 15 млн. рублей - и сразу получаете полтора или два миллиона в карман. Недурно? Ну-с, а если целую эскадру заказать - сочтите-ка "доход". В общем, за несколько лет составится та отсутствующая эскадра, которой нам недоставало в начале войны и которая могла бы уравнять наши силы с японскими...»

    - Тьфу, на тебя, Михаил Меньшиков! – озаренный гениальной идеей произнес Алишер и направился, хипхопая в свою каюту!
    Закрепив на штативе iPhone 7 Plus... Алишер, словно обращаясь с посланием к далеким потомкам, произнес:  "Для меня важно, чтобы люди, которые смотрят это видео, знали, что я, Алишер ... — честный предприниматель, честный человек прежде всего. А цель вот таких, как ты ... — это создание образа российского бизнесмена, который не умеет ничего, кроме как воровать. Не умеет ничего создавать. И это тоже вранье. И твои потуги меня оболгать — это лай моськи на слона. Тьфу на тебя !!!"

   Из  тумана донесся  заунывный  звон... Колокол  звучал сначала впереди, а затем сбоку. Слышен  был хриплый good*ок «Dilbar», и время от времени на него откликались другие гудки. Невидимый пароход давал гудок  за гудком, и рожок вторил ему, казалось, в страшном смятении. Пронзительный свисток неистовствовал как одержимый где-то совсем близко впереди. На  «Dilbar»,  ему ответили ударами гонга.  Алишер выскочил на палубу... Свежий  бриз  дул ему  в лицо,  и он отчетливо  различил гудок сбоку  и немного впереди.  Все произошло с  непостижимой быстротой. Туман раздался  в стороны, как разрезанный  ножом,  и перед  супер яхтой возник  нос Youzarsif H, грузового судна, которое занималось перевозкой скота под флагом Того, тащившего за  собой клочья  тумана,  словно Левиафан - морские водоросли.  Алишер  разглядел рулевую рубку  и  белобородого старика (Яхве), высунувшегося из нее...
 -  Цепляйтесь  за  что-нибудь  и  держитесь  крепче,  -  сказал   Алишеру капитан яхты.       Суда  столкнулись  прежде,  чем Алишер  успел воспользоваться  его советом. ."Dilbar " сильно  накренился, послышался треск  ломающейся  обшивки. Алишер прыгнул за борт... Вода была холодная,  нестерпимо холодная. Когда Алишер  погрузился в нее, его обожгло, как огнем. Холод проникал до  костей; казалось,  смерть  уже заключает его в  свои ледяные объятия. Он захлебнулся от неожиданности  и страха и успел набрать в легкие воды прежде, чем спасательный пояс снова поднял его на  поверхность. Во рту у Алишера было солоно от (дешевой) морской воды, и он задыхался от ощущения чего-то едкого, проникшего ему в горло и в легкие.
     Но особенно ужасен был холод. Алишеру казалось, что он этого не выдержит, что минуты его сочтены... А скотовоза, который был  причиной  бедствия,  и  след  простыл. Алишер  почувствовал,  что  впадает  в беспамятство, и напряг все силы,
чтобы не  поддаться пустоте и мраку,  стремившимся поглотить его. Вскоре  он услышал быстро  приближавшийся плеск весел и чей-то голос. Потом, уже совсем
близко, раздался сердитый окрик:
     - Какого черта вы не откликаетесь?
     "Это мне кричат", - подумал Алишер и тут же провалился в пустоту и мрак.

    Алишеру показалось,  что  какая-то  сила  качает и  несет его  в  мировом пространстве,  подчинив  мощному   ритму.  Мерцающие  искорки  вспыхивали  и пролетали  мимо.  Но  сон его  начал  меняться,  а он уже понимал, что это  сон. Амплитуда его полета становилась все короче и короче. Алишера начало бросать из стороны в сторону с раздражающей  быстротой.  Он вздохнул, с трудом перевел  дыхание и  открыл  глаза.  Два  человека,  сидя  на банках и смотрели маленький телевизор, в который уместились Оливер Стоун и президент необъятной России... Вот это был «ПОВОРОТ»... Алишер слышал, как президент сказал: «Я сделал все, чтобы государственное имущество не уходило за бесценок. Мы прекратили действия схем, при которых была создана олигархия и при которых люди в одночасье становились миллиардерами».

   Алишер застонал... с  усилием приподнялся и сел.  Кок Томас Магридж  сунул ему в руку дымящуюся кружку с какой-то бурдой и сказал:
     -- Хлебните-ка, это пойдет  вам на пользу!
В кружке было отвратительное пойло  -  корабельный  кофе,  - но  оно  все  же согрело  и оживило  Алишера.

   -  Где я нахожусь?  -  спросил Алишер. - Что это за судно и куда оно идет?
   - Мы  около Фараллонских островов, на юго-запад от них, - неторопливо промолвил матрос Джонсон, методично отвечая на вопросы Алишера и стараясь, по-видимому, как можно правильнее  говорить  по-английски.  - Это шхуна  "Призрак".  Идем  к берегам Японии бить котиков.
     -  А кто  капитан шхуны? Мне  нужно повидаться  с  ним...
     На   лице   Джонсона   неожиданно   отразилось   крайнее   смущение   и замешательство. Он ответил не сразу; видно было, что  он тщательно подбирает
слова и мысленно составляет исчерпывающий ответ.
     - Капитан  -  Волк Ларсен,  так его все называют. Я никогда не слыхал его настоящего имени. Но говорите с  ним поосторожнее.  Он сегодня  бешеный. Его помощник...

 Алишер отодвинул дверь, и кок, тоже как на  роликах, скользнул в  сторону; Алишер вышел  на  палубу. Его  все  еще  пошатывало  от  слабости  после  долгого пребывания в  воде.  Порыв ветра  налетел  на  него, и  Алишер,  сделав несколько нетвердых шагов  по качающейся палубе до угла рубки, поспешил ухватиться  за него, чтобы не упасть. Сильно накренившись, шхуна скользила вверх  и вниз по длинной  тихоокеанской  волне. 
   Оглядев море,  Алишер  перевел взгляд на более близкие предметы. Его первой
мыслью было, что человек, потерпевший кораблекрушение и бывший на волосок от смерти,  заслуживает, пожалуй, большего  внимания, чем  то, которое было ему
оказано.  Никто,  как видно,  не интересовался  его особой, кроме матроса у штурвала, с любопытством поглядывавшего на него поверх рубки.
     Все, казалось, были заняты тем, что происходило посреди палубы. Там, на крышке люка, лежал какой-то грузный мужчина. Он лежал на спине;  рубашка  на его  груди,  была разодрана.  Черная с проседью борода покрывала всю нижнюю часть его  лица  и шею. Борода, вероятно, была жесткая и пышная, но обвисла и слиплась, и с нее струйками стекала вода. Глаза его были закрыты  -  он,  очевидно, находился без  сознания,  -  но  грудь  тяжело  вздымалась; он с шумом вбирал в  себя воздух, широко раскрыв рот, борясь  с  удушьем... Это был уругвайский старовер...   в правой руке он сжимал спутниковый телефон, подаренный ему давным-давно кем-то, очень похожим на кока Магриджа... Да, видимо сам дьявол, как старый охотник Дерсу, проник через спутниковый телефон староверу в душу...   

    Возле люка  расхаживал взад  и  вперед, сердито жуя  сигару,  тот самый человек, случайному взгляду которого Алишер был обязан своим спасением. Ростом он был, вероятно, пяти  футов и десяти  дюймов, быть может, десяти с половиной, но не  это бросалось прежде всего в глаза,  - Алишер сразу  почувствовал его силу. Капитан - Волк Ларсен, как его называли, - остановился и посмотрел на умирающего.  Жестокой  и отчаянной  была  эта последняя схватка со  смертью... Умирающий судорожно бил каблуками  по крышке люка; потом его  ноги вытянулись и застыли  в последнем страшном  напряжении,  в  то  время как  голова еще продолжала  метаться  из стороны в сторону. Но вот мышцы ослабли, голова перестала двигаться, и вздох как  бы  глубокого  облегчения слетел  с  его губ.  Казалось,  его  черты  застыли  в  дьявольской  усмешке,  словно  он издевался над дремучим красноармейским миром, который ему удалось перехитрить, покинув его...
   И тут произошло  нечто неожиданное.  Капитан  внезапно,  подобно  удару грома, обрушился на мертвеца. Поток ругани хлынул из его  уст... Волк Ларсен оборвал свою брань так же внезапно,  как начал. Он раскурил потухшую сигару и огляделся вокруг.
   - Может  быть,  выловленный  нами  молодчик  знает  морскую  похоронную службу наизусть? Он что-то смахивает на попа.
     При этих словах Волк Ларсен внезапно повернулся к Алишеру.
   - Вы, верно, пастор? - спросил он.
Алишер ответил капитану, чтоон не  пастор  и,  к сожалению, не умеет служить панихиду, но Волк Ларсен бесцеремонно перебил Алишера:
     --  А  чем вы зарабатываете на жизнь?
Алишер опешил и довольно глупо пробормотал:
     -- Я... я – Али... Оли... олигарх...
     По губам капитана скользнула усмешка.
     --  У меня есть занятие, я  работаю, - торопливо воскликнул Алишер,  словно стоял перед  судьей  и  нуждался  в оправдании,  отчетливо  сознавая в то же время, как нелепо с  его стороны пускаться в какие бы  то ни было объяснения по этому поводу.
     -- Это дает  вам средства к жизни? Вопрос прозвучал так  властно, что Алишер был озадачен и молчал, словно школьник перед строгим учителем.
     -- Кто вас кормит? - последовал новый вопрос.
     -- У меня  есть постоянный доход, - с достоинством ответил Алишер и в ту же секунду готов был откусить себе язык. -  Но  все  это,  простите,  не имеет отношения к тому, о чем я хотел поговорить с вами.
     Однако капитан не обратил никакого внимания на протест Алишера.
     -- Кто заработал эти средства? А?.. Ну, я так и думал: ваш  отец. Вы не стоите на своих ногах - кормитесь за счет мертвецов... Покажите руку!
     Страшная сила, скрытая в этом человеке, внезапно пришла в действие,  и, прежде чем Алишер успел  опомниться, он  шагнул к нему, схватил правую руку и
поднес к  глазам...

     Волк Ларсен с презрительной гримасой отпустил руку.
     - Изнеженная рука - за счет  тех же мертвецов. Такие руки ни на  что, кроме мытья посуды и стряпни, не годны.
     - Мне хотелось  бы сойти  на  берег, -  решительно  сказал Алишер, овладев наконец собой. - Я подарю вам  iPhone 7 Plus...
    Волк Ларсен с любопытством поглядел на Алишера. Глаза его смотрели с насмешкой.
     - У меня другое предложение - для вашего же блага. Мой помощник умер, и мне придется сделать кое-какие  перемещения. Один из матросов займет место помощника, юнга отправится на  бак - на место матроса,  а вы замените юнгу. Подпишете условие на этот рейс - двадцать долларов в месяц и харчи. Ну, что скажете? Заметьте - это для вашего же  блага! Я сделаю вас человеком. Вы со временем  научитесь  стоять на  своих ногах  и,  быть  может,  даже ковылять немного. Помните что сказал Майк Тайсон о джихаде?
  Не ожидая ответа, капитан  повернулся к матросу, который зашивал труп в парусину и только что закончил свое мрачное занятие.
     - Иогансен, ты что-нибудь смыслишь в навигации?
     - Нет, сэр.
     - Ну, не беда! Все равно будешь теперь помощником.

    В отчаянии  Алишер облокотился о  поручни и процедил сквозь зубы: Тьфу на тебя, Волк Ларсен...


Рецензии