Роковая ошибка руководителя полётов

                Из серии "АХТУБИНСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ".

   Случилось это происшествие примерно в 1967 году. В то время на ахтубинском полигоне космонавты сдавали на категорию "лётчик-испытатель", а Марина Попович ставила мировые рекорды на чехословацком самолёте и на других летательных аппаратах.

   Ошибка руководителя состояла в том, что он принял запоздалое неверное решение.
Я оказался невольным свидетелем этой катастрофы, поскольку (будучи начальником радиомаяка) слышал по РСИУ переговоры командира экипажа ракетоносца с наземной службой.
   Вначале послышался доклад лётчика, спокойным голосом он сообщил: "Отказ правого двигателя". В ответ раздалось какое-то сопение, превратившееся в невыносимо длительное молчание. Через несколько секунд (а в такие моменты многое решается за доли секунды) прозвучала команда: "Правый вираж с набором высоты".

   Поясню саму ситуацию. Самолёт подлетал к ВПП на небольшой высоте. Резонно разрешить ему посадку с выпуском тормозных парашютов и с запретом на обратный реверс двигателей после касания полосы. Параллельно с этим - вызвать пожарных. При этом у экипажа был бы шанс на спасение.
   Вместо этого была дана рекомендация, при которой двигатели подвергались дополнительным нагрузкам. И пламя от факела работающего двигателя видимо перебросилось на топливный шлейф от второй турбины... Огонь охватил весь летательный аппарат, и ударная волна дошла даже до моего слуха, хотя я находился внутри РСБН. Выскочив на лестницу, увидел в нескольких километрах белесое облако.

   Позже выяснилось: в этот неудачный выходной день погибли все трое членов экипажа. От самолёта осталась груда металлолома из мелких осколков, шасси и штанга для заправки в воздухе. Естественно, что виновных никто и не искал. Полёты на некоторое время были прекращены. Это обычная практика в таких случаях.
 


Рецензии