Перелистанный Праздник о книге Ольги Харламовой

   Именно «Духом отечества» как бы пронизана вся книжка Ольги Харламовой «Праздник». Нет, совсем не пафосно сквозит в её коротеньких произведениях этот «дух отечества». Сквозит  по-человечески трогательно, тонко и проникновенно. 6 маленьких рассказов  ( я бы назвала их новеллами) словно вмещают в себя огромный  жизненный пласт - от детского восприятия «Черёмухи» до «Бабушкиных рецептов». Мне очень близка такая стилистика письма. Читаю и наслаждаюсь:
«Каждый вечер, когда зажигаются огни и дом наш превращается в корабль, плывущий в белом облаке, я влезаю на крышу сарая, отделённого от жилого строения огромным пушистым деревом, прячусь в его ветвях и жду подходящего момента, чтобы наломать себе цветущих веток. Ломаю нещадно, испытывая в тайне удовольствие от совершения чего-то не совсем приличного, но до того сладостного, что в счёт не идут ни угрызения совести, ни порванное платье, ни исцарапанные руки. Никем не замеченная, с огромной охапкой черёмухи пробираюсь в свой подъезд.»
     И я почти ощущаю горько-сладостный  запах черёмухи, срывающийся с книжных страниц… И хочется подольше  пожить в этом потоке почти детских ощущений. Конечно, жизнь так устроена, что всякую безмятежность всегда найдётся кому «обломать». Кто-то очень «правильный» вдруг вторгается в заполненное радостью детское пространство и начинает отчитывать за «неправедный» поступок. Вот и девочку ругает жена милиционера – «милиционерша». И восхищает этот первый неосознанный порыв ребёнка  - противостоять! Сделать что-то желаемое, не совсем вроде правильное на взгляд подобных милиционершам, но всё же - радующее! А потом всё равно забраться на крышу... Пусть не сорвать букет, но забраться!  Как бы смести чей-то злобный забор...  Как настоящий художник автор лёгкими  мазками белила, с едва  заметными оттенками других красок, живописала целую жизнь. Смятение девчонки, крепость семьи, "правопорядковые" сущности... Особенно ярко мною воспринялись такие "полуправильные", как бы нарочитые и в то же время серьёзные  "угрызения" совести. Очень детские и милые. Есть в рассказе  ещё и Колька-цыган, обрывающий для девочки розы с соседних клумб. Не хорошо, конечно, если с точки зрения «милиционерши». Но у детства всегда другая точка зрения. И Колька-цыган - такая своего рода любовь-загадка. Яркая, необычная, западающая. И как нечто символичное - лепестками его роз в банный день проходит её почти ритуальное очищение!


Рассказ "Коломбина"!!!! Потрясающе тонко и необычно  передаёт эти первые девичьи чувства. Размеренная, расчётливая прохладность возлюбленного мальчика - и бесконечный поток девчоночьих переживаний. Поток, в котором значительно всё - и взгляд, и настроение... И само ожидание взгляда... В  театральной студии Дома Пионеров они в одном спектакле играют роли. Он – главную роль мальчика-негра. Она – второстепенную – белую девочку из буржуазной семьи. В перерывах репетиций они играют в «гляделки». Возникает такая неосознанная ниточка во взрослость.  И вот мальчик уходит из театра. После долгой разлуки этот холодный, рационально устроенный мальчик  наконец-то назначает ей  встречу. И я снова восторгаюсь описанием этого девичьего порыва. Порыва, из которого сверкающе вырывается ожидание счастья!

«Неужели пройдёт всего несколько дней, и я увижу его? От одной этой мысли становлюсь невесомой. Летаю, как легкокрылая бабочка. На предстоящем свидании воображаю себя в платье, недавно сшитым специально для меня маминой портнихой. Оно из шёлкового поплина – по белому полю разбросаны крупные синие и фиолетовые маки, отрезное по талии, юбка в крупную бантовую складку по последней моде…» И переживания от встречи – не там. Вернее, от не случившейся встречи. Но как это нередко происходит, рядом оказывается незаметный человек. Мальчик, играющий роль Арлекина.
И вот этот другой мальчик рядом пытается утешить... Он вроде незначителен. Незначителен со всеми его добрыми порывами. Но чувствуется какое-то удивительное, очень хорошее продолжение - за пределами этой новеллы.
     Я думаю, что сейчас подросткам очень не хватает такого тонкого, чуткого, чувственного осмысление первой влюблённости. Ведь редко кто из современных писателей пытается наполнять свои  произведения столь тонким и проникновенным содержанием...

В  "Празднике" остро чувствуется парадоксальность моментов состояния. Праздник прощания.... Прощание, иногда, тоже праздник.... Праздник внутреннего освобождения... Читая, не ждёшь приключений, потому что само освобождение происходит ровно. Так должно быть во всяком лучшем случае. Просто ныряешь в другое состояние, параллельно прочитывая себя. Этот Праздник похож на трамплин для прыжка  в себя...

Зато  "Инопланетянин" - фейерически богат на приключения. Такое как бы продолжение  обещанного праздника. Но приключения здесь не только сюжетного плана. Они, скорее всего, сразу в нескольких измерениях... Внешний пласт событий. Девушка нарядна, красива. Ждёт восхищений. Неприятная ловушка. И наконец-то настоящее, то самое приключение, с нежностью и выплеском чувств. Но... Одновременно присутствует и грустное чувство от всего этого временно праздничного. Всё заканчивается, и уже - в никогда. Просто  приятное развлечение, как маленький результат незначительной победы.... И снова вопрос, но победы ли?... Он остаётся как бы за кадром, но явно присутствует в остановке строчек... Там же, за остановкой строчек, незримо вырастает вопрос:  А что же Настоящее? Что должно быть, когда хочешь нравиться, когда  отыскиваешь того, кому нравишься сама, и получаешь ответную симпатию? Ведь что-то должно быть такое, когда прощальный взгляд не ассоциируется с пламенем газовой горелки?...  Но что можно хотеть от того, кто в твоей жизни не более чем – инопланетянин?..
    
 
«Талоны». Казалось бы, отдельный кусочек времени социума с его малозначимыми переживаниями… Но сами эти переживания проводят в моём параллельном сознании ассоциацию со «Скотным двором» Оруэлла. Талоны на колготки, носки… До чего надо довести людей, чтобы часть своей жизни они тратили именно на такие переживания! Нет, в самом рассказе никакого осуждения действительности не присутствует. Просто чувствуется беспомощность обычного человека, ввергнутого в поток очередей за какими-то там носками, колготками… Просто это, элементарно необходимое, почему-то занимает столько времени и сил… Просто это, с подсчётом  мелочи на покупку, загоняет человека во внутренний тупик, в бессмысленно замкнутый угол  застопорившегося, зациклившегося сознания. Просто время, потраченное на ненужные переживания, могло быть использовано человеком на что-то созидательное, творческое, полезное… Автор ничего об этом не говорит, но в том и заключается мастерство, что автор не говорит, а читатель размышляет и чувствует то, о чём в самом рассказе -  ни слова. Да, нужно купить колготки, по талонам. Нужно, потому что снегу на улице всё равно, холодно маленькому человеческому телу от того, что он идёт, снег…. Потому что предзимье или уже зима… Снегу всё равно. Как всё равно и тем, кто сознательно довёл людей до необходимости жить «по талонам»… Всё равно тем, загнавшим в закуток «расчётов и копеечных подсчётов» человеческое сознание. Сознание, в котором на первом месте  одна главенствующая мысль: «Надо как-то выживать!» Плохо спать из-за этой мысли. Да вынужден человек плохо спать ещё и из-за того, что какая-то продавщица обманула на какие-то триста рублей… А они в скудном семейном подсчёте – далеко не какие-то! Они необходимы на что-то ещё! На ту же пару колготок… И степень счастья, как мимолётного отдохновения… Степень счастья от того, что равнодушный снег как бы даёт правильную сдачу за степень переживаний – тряпочный кошелёк с 300 рублями… Снег! Снег, а не те, кому положено… Мгновение усталого, измученного, доведённого до отчаяния, Счастья. Читаю о человеке в обществе, а вижу  «Скотный двор». Читаю и думаю, есть ли из этого двора нормальный человеческий выход?

Чудесно само композиционное  построение книжных новелл. Не случайно, следом за грустными мыслями о «Талонах» идёт жизнеутверждающий рассказ  «Рецепт моей бабушки». Суть этого рецепта  - не просто уметь делать оладьи из картофельных очистков,  а уметь из всего находить выход на  позитив! И снова чувствуется этот мастерски переданный объём восприятия. Да, на первый взгляд, вроде ни о чём. Ну, собиралась купить большую хозяйственную сумку, а купила маленькую, дамскую, с чем хотелось бы чувствовать себя женщиной. Главное, хватило! Как хватает в жизни только на самое необходимое. Через желание купить именно хозяйственную - идёт осмысление этого необходимого расчёта на повседневное существование семьи. Но есть что-то большее, чем этот расчёт. И на это большее тоже хватит. Думаю, что  массовый современный читатель пожмёт плечами и скажет: "Ну, и что здесь особенного?" Не поймёт, потому что сама эта коротенькая новелла рассчитана на иное сознание, сознание уже немало пережившего в жизни человека. Ведь дело здесь совсем не в сумочке. Сумочка - всего лишь обобщающий акцент для размышления. Для меня, как для человека старшего поколения - это не иначе как стройная графика, где каждый штрих несёт свою смысловую нагрузку. Целая история поколений нашего народа, умеющего побеждать нищету, голод, потери... И в каждой крохотной победе находить радость. Самой приходилось много всего испытать, и даже делать оладьи из картофельных очистков. «Рецепт моей бабушки» - это символ существования и продолжения рода человеческого. Объёмность здесь как раз  и заключатся в способности маленького рассказа вызвать у читателя массу своих ассоциаций. И сколько читателей, столько прочтений и ассоциаций с собственной жизнью.
      Именно этим и хорош  «Праздник» Ольги Харламовой. Для меня это был очень душевный праздник!


Рецензии