в комнате окна, но нет дверей, выхода - нет

в комнате окна, но нет дверей
выхода - нет
лишь через крышу
крыша твоя - оплот якорей
вот и пронзи её мышью

вот и взорви её каменный склад
ложный мазок
автопортрета
грим разбегается - звёзды горят
воздухом вечного лета

в комнате стены, за крышей - поля
в комнате - снег
за пределами - росы
колких ответов, дорог тополя
на все твои вопросы

в комнате люди - и мёртвая тишь
в комнате - ты
умираешь
выходы из - это выходы крыш
только подпрыгнув - летаешь.


не приземляйся, лети и лети
комната ждёт
как удавка
не приземляйся...


Рецензии
Чтобы в небо попасть, надо выйти из дома в окно.

Вячеслав Карижинский   28.06.2017 11:41     Заявить о нарушении
А может быть, разбить окно
и окунуться в мир иной... (с)

Если строчки Никольского всё-таки допускают разную трактовку, то твой стих, Слав (привет!), однозначно невесел ("печально", "нечестно" - зная твои "апрельские тезисы")), можно и не сомневаться). В моих текстах часто мелькает подобный образ, но, кажется, только в одном подразумевался именно суицид ("вот табуретка, вот крыша - Лети!"). В остальных Солженицын писал о совсем другом.)) "С крыши сигают вниз бессмертные пацаны" - вообще картинка из сна, снов, в которых (т.к. я живу на верхнем этаже) периодически кто-то срывается вниз, но ужас сменяется радостным недоумением, все не только остаются в живых, так после прыгают с крыши себе на потеху - ну, сон есть сон.
В остальных случаях, и в этом тоже, я пишу о реальном жизнеутверждающем выходе, почему и сунул в мистико-эзотерический раздел, а не в философию, скажем. Вообще, я рад, что ты откликнулся, потому что я писал его отчасти для тебя - из троих авторов, к которым я наведываюсь, ты один щедр на длинные, яростные мировоззренческие рассуждения, и внутренняя полемика с тобой частенько висит у меня где-то на заднем фоне) - и писал для себя, конечно. Для тебя - донести свой взгляд, себе - в миллионный раз напомнить. Комната - это наше обычное ментальное бытие, в которой нет выходов, ответов (ну, ответов-то до хрена, но... сам понимаешь, что мёртвому припарка), и из окон которой летишь только вниз (как у тебя). Единственный выход - только подняться над всем этим... и обнаружить действительный путь и ответы. Кажется, что-то подобное было у тебя в "Ступая во свет", но если у тебя это только предчувствие, то у меня вполне чёткий, положительный опыт. Твоё предчувствие естественно нетвёрдо, ты вновь оказываешься в этой комнате безысходности и продолжающегося опустошения - как и я, но реальное знание, согласись, более верный помощник. Знание о чём? Память о чём? В конце-концов, какие ощущения уже (слава богу) на подхвате? А всё те же, которых нельзя получить, находясь в комнате умствования - как не накачаешь мышцы, постоянно думая об этом, не ощутив физические и ментальные преображения спортивного образа жизни. Даже несмотря на тривиальность примера, неспортивный, или запустивший себя человек часто опускает руки и не верит, что что-то может измениться. Что уж говорить о том, о чём пишу я. Реальность же состоит в том, что тут тоже самое - надо предпринимать действительные усилия, делать "физические упражнения", чтобы или согласиться с моими доводами, или опровергнуть, по другому никак. А если согласиться - значит, ощутил горизонты, увидел ответы, какие и составляют отчаянный посыл большинства моих стихов. Вот, у тебя "бессловесность" - но это не та бессловесность, которая выведет к свету, ей не хватает интенсивности, нужной чистоты, без неё она апатия, бессмысленность, пустота поиска и чувств. Бессловесность, о которой пишу я, рушит потолок, открывает небо. Конечно, увы, далеко не в той мере, чтоб мир переворачивался, но вполне достаточная, чтоб он переворачивался в тебе, приоткрывая себя и тебя заново, рождая надежды, освещая и освящая. Разве мало получить ответ, который иссушал долгие и долгие годы? Вернуть молодость? "Ну, это нереально - достаточно посмотреть вокруг". Конечно, разве кто-то лезет через крышу? Все, не практикующие эзотерику - пусть семи пядей во лбу, спортсмены и солдаты удачи - катятся по общему руслу вниз, в общем потоке в никуда. Философы, Филатов твой... - безжалостные выводы запертых в комнате. Он всё, допустим, гениально пишет... исходя из четырёх стен, в которых находится. Платон... ну, скажем, смотрит из окна. Другие сочиняют утешительные басни о том, что "всё не зря". Только христиане учат о крыше, но сами в неё не верят, потому и болтаются второе тысячелетие в той же комнате. Экстрасенсы и шаманы выпрыгивают наверх, но послушно возвращаются назад. Скажем, что дают тебе осознанные сновидения? Ничего. Они ничего не меняют в твоём мировоззрении. Забавные экскурсии - не боле. Так работает наш мозг, наша комната: дороги помечая как экскурсии, детские шалости. Главное-то - глобальная Вселенная панельного ума! Почему я говорю, что мой стих и для меня? Потому что и сам постоянно возвращаюсь под авторитетное, авторитарное крылышко общего взгляда - вокруг, на себя, и на потолок, за которым, конечно же!, "ничего нет". Это изнурительное stand up and fight, не приземляйся, лети, ибо приземляешься в трясину. Но, ведь, есть и семь врат сновидения, и чудеса двойника, и третье внимание как заоблачное, окончательное достижение. Есть и путь воина, трактуемый лишь как этакая спасительная твёрдость духа, но не как специальный, естественный инструмент возвращения энергии и, соответственно, осознания. И, наконец, эффекты внутреннего безмолвия, которые и вытаскивают меня из болота, которые и подразумевались в этом стихе. Да и в других. Очень трудно объяснить собеседнику всю нетривиальность, важность выводов, открывающихся тебе, необходимость именно самому испытать эту настоящую остановку внутреннего диалога и т.д. Наверняка, и эта моя писанина впустую, надеюсь, что почти. И пишешь стихи - которые, без всякой оглядки и робких надежд на понимание показывают весь драматизм, чётко обрисовывают ситуацию - и дают "план эвакуации". Небо - за "каменным складом" бетонных представлений о мире и себе - есть, надо только сместить осознание, попытаться добиться его смещения (в первую очередь внутренним безмолвием, или некоторыми приёмчиками, о которых я писал в своё время разным людям - или, как знать, своими наработками) - и окунуться, и удержать ветер. Бездну. Себя.

Миша Коломенцев   28.06.2017 13:07   Заявить о нарушении
Извини, что задержался с ответом.

Миша Коломенцев   28.06.2017 13:08   Заявить о нарушении
Ну, этот ты зря так однозначно про моё "окно" и "бессловесность". Они как раз не пояснены в моё тексте, чтобы эту самую Неоднозначность оставить как повод для читательского выбора. Но если бы из моего "окна" - однозначно вниз, тогда бы первая часто процитированной строчки была бы напрочь лишена смысла - какое там "в небо попасть". Ну или звучала бы иронией, что нарушило бы стиль - такшта не-а.
И если посмотришь на мою строчку про "бессловесность" чуть внимательнее, то увидишь, что твоей "бессловесности" она нисколько не противоречит.
А честно это или грустно - право автора на собственное отношение к теме :)

"Для тебя - донести свой взгляд, себе - в миллионный раз напомнить."

Если ты думаешь, что я ещё не знаком с твоим взглядом, то очень ошибаешься. Я ведь тоже читаю и полемики... и пока ещё склероз мой не настолько развит )
А вот то, что себе - в миллионный раз - в этом чувствуется какая-то невротичность что-ли. Нагнетание потенциала важности (по Зеланду). Не очень понятно почему, если, как ты говоришь, тебе реально удаётся выход и остановка внутреннего диалога, есть "вполне чёткий, положительный опыт".

"И пишешь стихи - которые, без всякой оглядки и робких надежд на понимание показывают весь драматизм, чётко обрисовывают ситуацию - и дают "план эвакуации"."

Нет, Миша, врать тебе не буду - они не дают никакого плана. Вместо него они вручают читателю императив - иди и делай - но не поясняют, как и что. Описать "комнаты" и драматическое противостояние бытия и инобытия (так его назовём для простоты) тропами и образами тебе удаётся отлично. Но неужели ты думаешь, что голословные призывы "взлетай", "не приземляйся", "пронзи", "взорви" тем более, для людей, далёких какой бы то ни было эзотерики, о чём-то говорят? Они становятся просто пафосной риторикой (вроде "ты чё мужЫк или не мужЫк").А можно ли "некоторые приёмчики" внести в стих? Я не знаю, возможно ли это.

У меня такое впечатление, что ты сейчас, как и я, начал топтаться на месте в плане идеи и её творческого развития, и это начало вызывать неудовлетворение, и оно всё растёт. Я потому вообще сказал себе "стоп". И за перо я возьмусь теперь только когда почувствую в себе "новое слово", новое чувство - то, о чём я ещё не писал и то, как ещё не писал... А так и мне хотелось тыщу раз написать что-нибудь такое "в защиту своего мировоззрения" - что-нибудь провокативное, бросающее вызов читателю, крайнее и злое. Но это слишком легко и доступно и в этом нет никакой ценности, понимаешь...

Но, возможно, всё вышесказанное есть ошибка. Такшта без обид...


Вячеслав Карижинский   28.06.2017 14:42   Заявить о нарушении
О-очень хорошие замечания, отвечаю (если надо, могу подробней - коротенько так, минут на сорок))

Я думал, у тебя стиль трагической иронии.

С Зеландом спорить не буду, только эта "невротичность" имеет свои предпосылки. Какое-то понимание не всегда сразу и безвозвратно меняют нас. Ну, как... "Всё! больше ему не удастся вывести меня из терпения!" - а через день опять споришь до хрипоты. Так и здесь - депрессии вновь затягивают в свой омут безысходности, и лишь память о неких чудодейственных экзистенциальных) "таблетках" понуждают прибегнуть к их помощи, которые и спасают, в итоге. Ситуация ненормальная, конечно, я попробую объяснить её чуть позже.

Сразу к последнему абзацу. В моём случае ни о каком творческом развитии не может быть и речи - по-крайней мере, в моих планах. И в этом есть принципиальное различие между нами. Ты - поэт, "цель поэзии - поэзия", как-бы то ни было, ты трепетно относишься к ней и слову. Из меня же поэт ещё в детстве не получился и слово для меня только удивительный, яркий, забавный инструмент (и навязчивый, к тому же)) для выражения какой-то идеи и чувства. ОНИ для меня главное. "Что", а не "как". Если и есть у меня какие-то удачи, это дело второстепенное. Поэтому я и талдычу, в отличии от тебя, одно и то же (с одним и тем же словарным багажом), что это "крик души", мне плевать как это выглядит. "Медведя, видите ли, он убил как в прошлом году". Да, соглашусь, на сайте мне делать нечего, разве что это будет "Графоман.ру", давно хотел такой поискать.) Так что творческий поиск отметаем сразу. Я пишу, потому что не могу не писать - исключая редкие отступления на разные лирические темы, моя "поэзия" это мантра самому себе, лихорадочно повторяемое спасительное заклинание, "помни имя своё", миллионное напоминание, о котором уже говорил. Когда после очередного выкрика мне пишут: "как замечательно ты усилил напряжение в конце", я не знаю, что ответить. Это всё равно, что: "как Вы красиво упали после выстрела, поздравляю!". Нет, Слав, поэтические терзания я оставляю тебе.
Что же насчёт топтания в плане идеи... да, я в общем-то давно сказал, что хотел. И не раз "завязывал". Но это касаемо стихов. Касаемо же внутридуховного топтания - что ж, это война, на войне всё не просто и не быстро. Но она идёт, это не остановка и не потеря цели. И я вижу направления нужного удара.

Помещая стихи в "мистико-эзотерику" я, как бы, надеюсь, что их воспримут именно в этом ключе хоть как-то, или даже не очень, подкованные люди. Разумеется, без конкретики они звучат... неконкретно.) Ну, положим, основной посыл можно понять: и "взлетай", и "не приземляйся", и "взорви" каждому скажут примерно одно и то же, хоть и своё. Но самое главное - это ж стихи, не техническая документация, не получается по-другому. Получается нострадамовщина, да. Отсюда я уже третий год надеюсь получить что-то вроде - "что вы хотели сказать?", но никто не пишет. Такое не пишут и несомненно талантливым авторам, с тем же туманом в произведениях. Я и сам такое не пишу. В-общем, ситуация безысходная, и единственный выход я вижу в собственных комментариях, но не знаю, дойдёт ли до них дело. И нужны ли они кому.
Но "план эвакуации" есть. Я озвучил его и в предыдущем ответе, и стараюсь обозначать через стих, чтоб уж совсем не задолбать читателя одними и теми же словами. Просто они побуждают к действию (причём, к необычному), а не к размышлениям, потому и проносятся мимо ушей и внимания. Я как-бы пишу: "Закаляйся, если хочешь быть здоров!" - вот он, мой "план эвакуации". Начни закаляться, и начнёшь понимать, что к чему. Что я ещё могу сделать? Описывать физику мышц? Описывал. Но, ведь, пока человек не начнёт выливать на себя поутру ведро холодной воды, ничего не изменится. Пока он не начнёт останавливать внутренний диалог, чуда не произойдёт. А "безмолвие" у меня аж из всех щелей... Но оно-то и есть искомая фишка как замена главному, гипнотизирующему вредителю - внутреннему диалогу (монологу, точнее - кто его диалогом назвал?). В этом, кстати, и есть объяснение "нагнетания потенциалу важности" некоего) Зеланда. Любое всплывающее слово, не говоря уж об их потоке (а внутренний диалог как приклеен к нам), тянет за собой готовый, нажитый вагон чувств, новых слов, и вырваться из этого гипнотизирующего омута, особенно депрессивного, часто возможно только отключением внутренней болтовни вообще. Но, ведь, она срослась с нами, как наркотик. Настолько естественна, что философ Лосев писал, что без неё человек погрузится в хаос. (Тогда как он, наоборот, закончится). И, противодействуя её властной хватке, вот и повторяешь, как попугай, одно и то же, надеясь одержать-таки верх и войти в более-менее устойчивый поток более-менее безмолвия. Повторяешь - и действуешь сообразно воли и настойчивости. Так что, что я ещё могу сказать, кроме: "Граждане! Останавливайте внутренний диалог!"? Эффекты я описываю достаточно красочно, а иногда и внятно, в ответах. Скажем, недавнее про "нет вопросов - зачем ответы?". Я тебе перед написанием стишка ясно написал, что при некотором длительном внутреннем молчании вопросы... тают. А с ними, соответственно, и нужность ответов. Плюс, это даёт освобождающий ветер действий, поскольку размышления уже не тормозят и ты с головой окунаешься в сразу подвернувшееся дело, а их, оказывается, накопилось куда ни глянь. Плюс умиротворяющее спокойствие созерцания, что я и отразил в стихе, довольство текущим моментом, потому что нет вопросов ни о жизни, ни о смерти. Вот есть она - жизнь, и сейчас как никогда похожая на жизнь - и никаких объяснений не требуется. Но стоит завертеться словам - и пошли рассуждения, думки, метания и извечное "ах, как здесь я, как здесь я". Да, всё вернулось, но что-то в душе остаётся, в памяти, в конце-концов. И однажды, когда будет совсем хреново, пережитый "приём" вновь придёт на выручку.

В-общем, Слава, наваял я тебе опять целую портянку), сегодня уже не будет времени что-то ещё написать, так что - до завтра, или...)

Спасибо за общение!)

Миша Коломенцев   28.06.2017 20:50   Заявить о нарушении
жаль,нельзя исправлять.
"и слово для меня только удивительный, яркий, забавный инструмент..." - не слово, конечно, а стихотворчество.

Миша Коломенцев   28.06.2017 20:53   Заявить о нарушении
Так может тогда нужны не стихи, а именно статьи? Именно описания методики? Если нужны... ))
Я патамукак вообще не знаю, каким способом вообще возможно остановить внутренний монолог?

А что касается "других людей", на понимание которых ты, как видно, ещё питаешь слабую надежду... )
Помнишь такой бородатейший анекдот про бомжа, вытащенного из лужи?
- Что ты наделал?
- Как что? Я тебя спас, вынул из лужи!
- Дурак, я же там живу!
...
Это к тому, что, мне кажется, есть люди, которым не помочь. Могу тут сказать точно за себя. Я знаю, что уже не хочу "выбираться из комнаты". Я нашёл себя ТУТ, в заточении. И мне искренне не охота покидать её. Если принять "житие во свете" как здоровый образ жизни, то моё "жите во тьме" - кредо, какой-то бдсм-ный кайф )) Кайф разрушения, "фроммовская некрофилия", любимая вредная привычка (и это мягко сказано), "маньячество", "оргазм серийного убийцы". Щас распугаю читателей панимаш :)))

Помнишь мальчика из моей "ночи"? Который сказал, что ему уже не хочется находить, ему хочется продолжать напрасный поиск. (Вспомнилось, как в одном стихе старом у меня была фраза про ЛГ, "влюбившегося в свою болезнь и беду" - много было вопросов, люди часто не понимают, как это может быть).
Вспомнилась ещё одна типа философская байка про грешников в аду (очередная нео-теодицея в попытке отмазать Бога) - типа грешники так привыкли ко тьме и ко злу (к козлу)), что свет и "бобро" для них нестерпимо мучительны - потому они сами бегут от него в ад, не желая покидать его.

Мне кажется, здесь уже всё намного серьёзнее, чем "лень обливаться холодной водой". И что у большинства людей, как бы они ни корчили из себя пазитиффных жизнелюбчикофф, дела обстоят похожим образом. Разве что, быть может, в разной степени запущенности...

Блин столько сразу сравнений и аналогий в голов всплывает... Наркологи любят говорить про алкоголиков и наркоманов следующее: солёный огурец уже никогда не станет свежим. Это о том, что зависимость меняет личность необратимо, даже если зависимый поддерживает ремиссию. Типа не бывает бывших алкашей, бывают (редко) не пьющие...

Предполагаю, что ты возразишь мне, мол, если бы люди хоть раз получили такой ошеломляющий опыт освобождения, они бы уже не стали так легко сдаваться... Но даже если и так, у меня остаётся последний и, наверное, самый главный вопрос: а как можно сообщить человеку желание что-то менять? Заставить его хотеть, грубо говоря?

Вячеслав Карижинский   28.06.2017 22:06   Заявить о нарушении
P.S.

Очень умилила меня фраза "из меня же поэт ещё в детстве не получился". ))
Ваащета в детстве поэтами становятся редкие уникумы (вроде Ники Турбиной - хотя многие, я знаю, подвергают сомнению её способности и считают, что она "озвучивала Евтушенко" и была брендом в чьей-то игре).
Рождаются талантом, да. Но этого мало = поэтом становятся - в этом суть. И Маяковский был мильон раз прав на счёт "тонны словесной руды" и 98% трудолюбия.
Не все состоялись как поэты в юности, вроде Лермонтова или Рембо. Становились и в зрелые годы...

Вячеслав Карижинский   28.06.2017 22:11   Заявить о нарушении
И снова здравствуйте)

Ну, так я и начинал с прозы. Ни о каких стихах и не думал тогда. Но так как эссе получалось достаточно цветастое), то через месяц как-то само собой стали вылупляться и стишочки. Конечно, ты прав, практики надо описывать человеческим)) прозаическим языком, неслучайно я думаю снабдить свои вирши комментариями (кстати, и для себя - пока не забыл смысл своих же сверхнавороченных образов)), и выудить какие-то куски из писем, диалогов, статеек, опять же... Если в этом есть смысл, судьба даст мне время, зная мою расхлябанность, ну а на нет и суда нет.

Твои слова погрузили меня, конечно же, в размышления), байка о "я здесь живу" напомнила какой-то рассказ, как один чел пытался спасти своего друга, ставшего бомжом, вытащил, приодел, приобул... а тот сбежал обратно, "в подвалы". Вспомнился и свой друган, ненадолго угодивший в дурку, как он изменился, когда я его встретил. Я его давно не видел, может, он вполне оклемался за это время...
Я думаю, что человек достаточно пластичен, и непредсказуем. Хотя и кажется, что предсказуем. При появлении в его жизни каких-то вещей он естественно видоизменяется, вбирая в себя то новое, что преподносит ему судьба, пытается найти точку опоры. Скажем, ты свою точку опоры нашёл, может, она и не идеальна, но она есть. (Как не идеальна и та обстановка, в которую мы помещены). И ум и душа нашли какую-то гармонию в... дисгармонии), мы же друзья парадоксов), в твоей дисгармонии ты нашёл что-то своё. Это твоё личное, оно помогает тебе жить, и на критику тебе с высокой колокольни. Но если появится что-то новое, имеющее признаки новой точки опоры, то старая спокойно отойдёт в прошлое. Ну, классическое это семья, дети... Помню, как Джонни Депп радовался, что обрёл смысл жизни в жене и дочках, и безумное прошлое навсегда осталось за бортом. Как ему тогда казалось.)) Но есть другой пример, Вертинский, и вообще многие разбойники становились вполне себе адекватными обывателями, как тот же Морган, или Азеф.)) Так что огурец огурцом, но... Я хочу сказать, что всё индивидуально, и это отчасти мой ответ на "заставить его хотеть". Тут, сам понимаешь, можно наломать дров, даже если твои призывы, в общем-то, неплохи. Врачи это хорошо понимают. Вспоминается, как одну ученицу магов её учителя заставляли жить на дереве. Вдохновлённая необыкновенными результатами, она и своего знакомого, нервного юношу, пыталась так "вылечить", а он сошёл с ума, мда. Если в твоей жизни появится что-то, имеющее отношение к фокусам осознания, о которых я пишу, и ты найдёшь в этом что-то своё... Ведь, как это бывает. Как было у меня. Да, я прочитал первую книжку Кастанеды, впечатлился, и, пытаясь достичь внутренней тишины, слушал голоса птиц и заглядывался в лужи.) В-общем, ничего особенного не происходило. Но однажды, в кухне, болтая с отцом и бесцельно разглядывая какой-то художественный альбом вдруг... провалился в одну из картин. Как Алиса.)) Обычная плоская репродукция вдруг обрела глубину, жизнь, мне казалось, что я смотрю в окно на настоящую реальность, и стоит заглянуть за края, она продолжится, если это был пейзаж, увидишь следующие деревья, если жанровая сценка - других людей. Я даже ощущал голоса. Это как смотреть немую кинохронику или фотки. Обычно просто скользишь взглядом, какие-то мысли приходят в голову, но если замереть, и замолчать, то картинка... "оживает". И происходит то, когда на немые кадры накладывают шум улицы, цокот, скрип, голоса - только они воспроизводятся в мозгу почти беззвучно, как будто. Во-от. То есть, что-то произошло само собой. Возможно, по маговской доктрине, на меня обрушился Дух. Если оставить эту высокопарность, то сместилась точка сборки. Вообще, она иногда сдвигается, у всех, каждый может что-то такое вспомнить необычное. В данном случае, как хотелось бы думать), на моё желание, или Намерение (опять-таки по терминологии магов) что-то произошло. Откликнулось. Но оно может произойти и без настойчивых призывов с твоей стороны, самовольно, исходя из каких-то предпосылок. И вот тут ты уже будешь смотреть, надо тебе это, или не надо.)
У меня был друг, который и познакомил меня с Кастанедой, очень увлечённый, перечитывал его как Коран, но так и не получивший (насколько я знаю) каких-то озарений. Ну, он нашёл своё счастье в семье. Другому разные штучки давались легко, даже осознанные сновидения, но как-то не стали смыслом жизни. Его счастье было в бабах.) По разному бывает. Лично у меня сейчас точки опоры нет. Она появляется, только когда происходят какие-то "преображения" - что многое объясняет. У меня нет какого-то кайфа нынешнего положения, как у тебя. Единственная теория - что надо двигать ноги.)
Ну, вот...

Ах, да, про остановку внутреннего диалога. Конечно, звучит проще, чем сделать. Голос-то свой мы все слышим? И вот, как-то его пытаешься "приструнить". Чтоб он замолчал. Это сложно, но, может, всё-таки что-то получится. Не в этот раз, так в другой. И как-то удерживать это молчание (вообще жопа)). Ну, и, будем надеяться, что что-то произойдёт.) Не горы сдвинутся), но в это время что-то появится новое - в ощущениях, взгляде на мир, там. Кто знает? Все мы разные.

Миша Коломенцев   29.06.2017 13:24   Заявить о нарушении
Лермонтов неплохо рисовал. И всё-таки был больше поэтом, картины его симпатичные и правильные, но это не то.
Кому что, это нормально.

Миша Коломенцев   29.06.2017 13:29   Заявить о нарушении