Достучаться до небес...
ни в одном описании, кинофильме, пьесе.
Если выдумаешь – ничего. Был бы цвет
и тени на нужном месте.
Как наивной девчонкой ловила медуз,
обжигаясь беспечно – было бы, чем гордиться –
и кормила моллюском морскую звезду,
как будто бы пиццей – птицу.
А потом, повзрослев, осознав, что оно
в то же самое время символ измен, истерик,
тем не менее верила: всем суждено
вернуться... Прийти на берег,
где немой хоровод безутешных невест,
за собой поманив, бесследно исчез в глубинах.
Как в кино, достучавшись до самых небес,*
поняв и простив любимых.
Может, этот язык для меня трудноват,
по наводке твоей, от нежности задыхаясь,
по-иному прослушаю весь Tiamat.*
Гармония – тот же хаос.
Я поеду туда, я залезу в долги,
напрягает реал размеренной скучной жизни.
И хотя бы на время, но стану другим,
расслабленным. Расскажи мне...
Рассказала... я слушал и думал: наверное, тем
и прекрасна душа, когда молода, пытлива.
А потом точно Бродский курил в темноте,
вдыхая гнильё отлива.
* Достучаться до небес - известный немецкий фильм 1997 года.
"... надо наверстать упущенное и непременно побывать у моря,
иначе не о чем будет рассказывать на небесах, ведь там только и говорят
о закате солнца - о том как каждый вечер светило укрощается морем."
*Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё
(в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.
* Tiamat — шведская группа, в разное время игравшая в стилях
готик-рок, готик-метал и дум/дэт-метал
Свидетельство о публикации №117062709491
Последние две строчки - класс! - как последний штрих, который оживляет всю картину!
"кормила моллюском морскую звезду" - откуда такие детали?
"Гармония – тот же хаос" - часто думаю о том, что попытки упорядочивания ведут к хаосу (поэтому весьма интересно, чем закончится цифровизация); сейчас задумалась о том, как соотносятся упорядочивание и гармония. Вы - философ!
Марина Любая 29.01.2021 00:44 Заявить о нарушении
"Теория хаоса" достаточно известна. В частности, на ней основана методология
написания настоящего верлибра, а не произвольно свободного.
Когда в ритмическом, якобы, хаосе всё-таки присутствует определённая организация.
Ну а финальные две строчки - это всё-таки косвенная отсылка к тому же Бродскому,
поэтому кавычек не требует.
Аллюзивная отсылка - приём спорный. Есть только один приоритет.
Независимо от того считывается или нет, но она должна гармонично
вплетаться в авторский контекст.
Гольгертс 29.01.2021 01:06 Заявить о нарушении
"Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива."
Я бы сказала, что отсылка - это последние три, если не четыре строчки. Но именно последние две вывели меня из транса. Яркая концовка. И думаю, что у Вас, действительно, гармонично все получилось.
Заинтересовалась очень вот этим ""Теория хаоса" достаточно известна. В частности, на ней основана методология написания настоящего верлибра, а не произвольно свободного" - О чем идет речь и где с этим можно познакомиться? Верлибры меня как-то не трогают. Мне не хватает в них звучания и той самой организованности. Может быть, я просто не читала хороших верлибров. Но все, что видела - мимо, увы. У Вас есть рифма, звук.
Что касается ритма...Для моего восприятия неровность ритма может быть не только второстепенным делом, но и обострять ощущения, усиливать выразительность. Конечно, речь не идет об ученических ошибках. В Вашем стихотворение волновой ритм (можно ведь говорить о присутствии у Вас определенного ритма? или лучше о ритмической организации?) очень кстати.
Марина Любая 29.01.2021 08:28 Заявить о нарушении
Мы все вышли из воды (мирового океана) и стали организовываться, но итоге
тот же хаос нас и поглотит. Это глобально.
Но так же и индивидуальный путь каждого человека.
Поэтическая речь - это именно организованная речь.
И весь вопрос в степени и качестве этой организации.
Где оценка напрямую зависит от способности восприятия, в данном случае читателя.
От того насколько он сам организован, что называется, по жизни -
от того и будет зависеть степень его удовольствия от условного абсурда
до строгого структурного стихосложения (пазла).
Что же касается ритмики...
Вы же видели ритмические конкурсы на Маллар Ме?
Только участвовать почему-то не решились... и напрасно.
Там Ведущая приватно (без посторонних глаз и ушей) в ЛС поможет откорректировать
вашу заявку при любых возникших затруднениях.
А такого на Стихире больше нет нигде!
Что же касается верлибров (свободный стих) - то классическое табу на созвучие (рифму)
в категорической форме - лично меня не устраивает. Существует масса неочевидных,
удалённых созвучий, которые тем не менее влияют на общую фонику текста даже
на подсознательном уровне. У меня всего пара таких опытов, ибо моё "сердце"
давно занято Рифмой во всём её многообразии.
.
Весы – тяжёлые, латунные.
Бирюза стёрлась на стёклах,
рыльца цифр – в столетнем пуху.
Глаза невесёлые,
жёлто-лунные и шифры
недоступные чужому уху.
Положу на левую чашу
поворот лесной тропы,
притаившийся на дне весенней лужи.
Рискуя колдовством своим
накликать злое.
И поднимется правая чаша
к губам твоим,
и рот прелестный тронет
таинство сплетения ужей
за обжигающей иглою поцелуя.
Гольгертс 29.01.2021 11:52 Заявить о нарушении
Латунные - желто-лунные, цифр-шифры, пуху-уху (хотя и разноударные), лужи – ужей (разноударные), ужей – обжигающей, тропы-тронет-притаившийся (здесь опять созвучие с ужей)… Красиво.
Я, кажется, поняла, что Вы имели в виду, говоря о теории хаоса в связке со стихосложением и верлибрами. Я тоже думаю, что рано или поздно все может обратиться в хаос. Но ведь именно повышение организованности ведет к повышению энтропии, то есть к будущему сползанию в хаос. Но тогда на верлибры можно смотреть не как на хаос, а как на отказ от организованности, чтобы отсрочить наступление дейстроя :)) Как и в любой теории здесь ведь важны граничные условия и определения: что есть хаос? А вообще подобная синергетика вещь коварная.
Я думаю, что организованы не только стихи, но и любая сознательная речь нормального человека. В прозаической речи также есть литературный язык (впрочем, уже не уверена, что можно обозначить какие-то границы, здесь тоже важны степень и качество организованности) и разговорный, по аналогии с рифмованным стихом и верлибром. Организация стихотворной речи отличается от организации обычной речи; чем – не возьмусь сейчас рассуждать. Это разные формы организованности. Но не случайно есть ведь и стихотворения в прозе.
Кстати, недавно на конкурсе переводов Маллар Ме я задала вопрос И.Бобровицкому (думаю, Вы знаете его) о том, чем вольный перевод отличается от простого перевода, так как меня поразили очень “вольное” обращение некоторых переводчиков с образами оригинала и используемая в переводах лексика. Вот он и спросил меня в ответ, как поэзию можно отличить от прозы.
И вот тут все дело в определениях, как всегда.
Вы меня удивили связкой организованности человека по жизни с его способностью к восприятию поэзии. Мне казалось, что чаще бывает наоборот – чем более человек собран и пунктуален, тем он суше, тем он менее склонен поэтизировать. Возможно, я что-то не так поняла. А возможно, здесь просто нет связей и все случайно и/или зависит от множества других факторов. И вспомним Моцарта и Сальери.
Ну, а что касается ритмических конкурсов Маллар Ме, то я их видела. Но я пока к такому не готова. А, может, просто недостаточно способна, не знаю. И что будет завтра, тоже не знаю :).
Марина Любая 29.01.2021 19:35 Заявить о нарушении
Хотя, тут я видимо сужу больше по себе, потому как другая часть моей жизни,
особенно с возрастом для меня всё менее и менее значительна.
.
Но кажется мне или действительно стёрлись все промежутки
времени между мною и этим юношей в кожаной куртке?
С возрастом в пачке всё меньше целых - всё больше окурков.
.
Что же касается хаоса, то я наоборот даже в него пытаюсь внедрить какую-либо
структуру, то есть приблизить пока ещё общепринятое восприятие слуховой гармонии,
ритмической симметрии, фонетических взаимодействий и прочее...
На мой взгляд автор должен прежде всего восхититься сам, но не заниматься
нарочитым эпатажем. А дальше - творческая эволюция и прогресс: от простого к сложному.
Правда тут меня предупреждают, мол, всё одно вернёшься к простому.
К счастью пока никаких предпосылок для этого я не вижу.
К тому же слишком зыбкая грань между простым и примитивным.
Гольгертс 29.01.2021 20:07 Заявить о нарушении