Глоссарий а
А Отрицательная частица "не", например, ненасилие
Абхава - небытие.
Абхая Бесстрашие, свобода от страха
Абхинивеша Инстинктивное влечение к жизни и боязнь смерти, отрывающей от всего.
Абхьяса Упорное и постоянное обучение или практика
Авастха Состояние ума, настроение
Аватара Сошествие (на землю), явление, воплощение Божества. Существуют десять аватар Вишну: Матсия (Рыба), Курма (Черепаха), Вараха (Вепрь), Нарахимса (Человек-Лев), Вамана (Карлик), Парашурама, Рама (герой эпоса "Рамаяна"), Кришна (герой эпоса "Махабхарата", поведавший "Бхагават Гиту"), Баларама и Калки
Авидья Невежество
Авирати Чувственность
Агама Авторитетное доказательство, надежное, достоверное свидетельство
Адвайта Недвойственность, единство Вселенского Духа и индивидуальной души
Аджапа-мантра Бессознательно повторяемая молитва. Всякое живое существо при каждом вдохе произносит, не сознавая этого, молитву "Со хам" - "Он - это я" (от слов "сах" - "Он", т.е. Вселенский Дух, и "ахам" -"есмь я"), а при каждом выдохе - "Хамсах" ("ахам" -я; "сах" - "Он" (Вселенский Дух).
Аджна-чакра Нервный центр, расположенный между бровями, центр повелений
Адити Мать богов, называемых Адитьями
Адитья Сын Адити или богов
Адишвара Изначальный Господь, один из эпитетов Шивы
Адхара Опора
Адхах Вниз, внизу
Адхиматра Безмерный, высший
Адхиматратама Высочайший, верховный
Адхо-мукха Лицом вниз
Айяма Длина, пространство, распространение, а также - сдерживание, контроль, прекращение
Акарна Возле уха, к уху
Акродха Беззлобие, свобода от гнева
Алабхдха-бхумикатва Неспособность достичь устойчивости или непрерывности в упражнениях, ощущение непостижимости реальности
Аламба Поддержка
Аласья Вялость, лень, апатия
Аманаска Ум, свободный от мыслей и желаний
Амрита Нектар бессмертия
Анавастхитаттва Непостоянство в упражнениях из-за предположения об их необязательности (когда кажется, что удалось достичь самадхи - высшего состояния)
Ананта Бесконечный (эпитет Вишну и змея Шеши, на котором покоится Вишну)
Ананта-падма-набха Одно из имен Вишну
Анахата-чакра Нервный центр, расположенный в области сердца
Анга Тело, часть его, один из членов; составная часть
Ангамеджаятва Неустойчивость, дрожь в теле
Ангула Палец руки, большой палец руки
Ангуштха Большой палец ноги
Анджана Мать Ханумана, могущественного повелителя обезьян
Антара Внутри, внутренний
Антара кумбхака Задержка дыхания после полного вдоха
Антаранга садхана Внутренний духовный поиск посредством пранаямы и пратьяхары, подчиняющих ум и освобождающих чувства от порабощения объектами желания
Антаратма Верховная Душа, обитающая в сердце человека
Антаратма садхана Сокровеннейший духовный поиск посредством дхараны (сосредоточения), дхьяны (медитации) и самадхи
Анулома Нормальный, правильный, в естественном порядке, идущий по шерсти
Анумана Вывод, заключение
Апана Один из жизненно важных токов воздуха, движущийся в нижней части живота и управляющий выделением мочи и кала
Апариграха Нестяжательство, свобода от желания собирать и копить
Апунья Порок или недостаток
Арджуна Принц из рода Пандавов, могучий лучник, герой эпоса "Махабхарата"
Ардха Половина
Асана Поза. Третья стадия йоги
Асмита Эгоизм. Asmita (асмита) - в прямом переводе с санскрита означает «не сметь». В контексте психотехнической процедуры, о которой идет речь, термином «асмита» обозначается состояние чистого бытия, при котором «Я» пребывает в нераздельном единстве с буддхи (интеллектом), в абсолютном подчинении Разуму, которым и обусловлено проявление нашей индивидуальности, т.е. нашего Эго.
В онтологической системе йоги asmita рассматривается как первая стадия трансформации фундаментального и всепронизывающего сознания (karana citta), которое реализует себя через сознание-следствие карья читта (karya citta). Таким образом асмита наряду с десятью органами чувств и соответствующими психотехническими способностями, манасом и жизненной силой (праной) выступает исходной качественной определенностью сознания-следствия (карья читта).
Неодушевленное сознание означало всеобщее, не индивидуализированное сознание пракрити (prakriti), но впоследствии пришло понимание мировой души в форме (mahat, Buddhi), являющихся трансформацией пракрити (первоматерии).Сознание всеобщая функция движения и возникает из опыта бытия. Душа же постоянный результат трансформации этого опыта, поэтому в мире (пространстве) нет ничего неодушевленного. В то же время необходимо осознавать, что всякая форма сознания и материи, возникая, продолжает свое существование по инерции, т.е. бессознательно. Ее распад (энтропия), а вместе с тем и трансформация, происходит тогда, когда инерция заканчивается, а освобожденная энергия-движения проявляет себя в новой форме.
Астея Свобода от желания украсть
Атма или Атман Верховная Душа, Брахман
Атма Шаткам Шесть четверостиший, написанных Шанкарачарией и описывающих душу в состоянии самадхи
Атмията Чувство единства, как у матери с ее детьми
Аум Подобно латинскому слову "омне", санкритское "аум" обозначает всезнание, всемогущество, вездесущность
Ашва Лошадь
Ашвини-мудра Сокращение мышц анального сфинктера. Она так названа, потому что вызывает в сознании образ испражняющейся лошади
Ашта Восемь
Аштавакра Человек, чье тело искривлено в восьми местах. Имя мудреца, который появился на свет уродом, но стал несмотря на то духовным воспитателем Джанаки, Митильского царя
Аштанга йога Восьмиступенная система йоги, описанная Патанджали
_______________________________
Свидетельство о публикации №117062702575