Из всего этого

Нельзя вырывать из контекста  строку и выдавать за платформу или утверждение. Например, Пушкин говорил о поэзии, что она должна быть глуповатой. Не глупой, а "глуповатой". Разберемся.

 В "Весах" поэтом Брюсовым почти пятьдесят лет назад анонсировалась статья "Должна ли поэзия быть глуповатой?" - да так и не появилась. В чем дело, однако? Неужели поэзия - "религии сестра земная" не только может, но и должна быть глуповатой?

 Неужели сам Пушкин думал, что "...лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется" - и поэт станет говорить глуповатости? Ни за что не поверю, что поэт сам мог отдать всю свою жизнь, пусть и короткую, трагически оборванную пулей ничтожества, делу, для него заведомо глуповатому?
 Или Пушкин лгал и притворялся, шутил? И, если лгал, то тогда, когда писал своего "Пророка" или Пушкин просто сболтнул ради красного словца, сказал глуповатое, если не вовсе глупое, - и притом как раз о предмете, в котором он почитается великим авторитетом?
 
 На самом деле, конечно, иначе. Читаем письмо Пушкина к Вяземскому:
"Твои стихи.... слишком умны. А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата".
На этом все ошибочно останавливаются. Двумя строчками ниже Пушкин говорит Вяземскому: "Я без твоих писем глупею, а это нездорово, хотя я и поэт". И тотчас по ассоциации, продолжает: "Правда ли, что Баратынский женится? боюсь за его ум". И это меняет все дело. выходит, что поэзия должна быть глуповата ( и то, Пушкин добавляет "прости, Господи"), но самому поэту глупеть "нездорово". Правда, Пушкин добавляет, "хоть я и поэт", т.е как будто говорит, что глупость ему бы была вредна не как поэту... Но это явная шутка поэта, разве вы не слышите смех поэта?
В следующей строке, говоря о друге, он уже серьезен. В те времена Пушкин относился к браку отрицательно. Возможно потому и тянул с женитьбой, пока не встретил Гончарову Натали? Между тем, именно Баратынскому Пушкин, как поэту в своей статье о нем, ставит в заслугу "верность ума" и далее заявляет: "Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален - ибо мыслит по-своему, правильно и независимо".

 Таким образом, в письме к Вяземскому мы имеем право отмести шутливость  интонаций - тогда получим, что по Пушкину, поэзия должна быть глуповата, но поэту надлежит ум".
 Смею утверждать со своей стороны, что великий Поэт имел ввиду искренность, открытость, а не лукавство и хитрую заумность. Не в смысле "приниженности поэзии", для глупых людей. Хотелось бы, чтобы не было анархии в высказываниях каждого, кто так или иначе интерпретирует великого Поэта. Да, Пушкин парадоксален, как всякий гений. Читая его стихотворение "Воспоминание", где он пишет "...и с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь и горько слезы лью, но строк печальных не смываю" 1828г. И это после прекраснейшей поэмы "Руслан и Людмила", написанной в 1820 г.


 


Рецензии