Арсений Ж-С. Обзор стихов-победителей ВВП 25-29
Предуведомление...
Много копий было сломано на других местных и инопортальных площадках на тему конкурсной этики и экспертной практики. И, конечно, такие разговоры ведутся во всяком туре всякого конкурса. Я попытаюсь сейчас применить всё то, на чем настаиваю в таких спорах, обсуждая или хамя экспертам, администраторам или участникам, обиженным якобы несправедливым судейством. Стоит, однако, помнить, что всё сказанное мной в адрес стихирян относится не в меньшей степени и ко мне, и, если и вправду по себе каждый и судит, то - в первую очередь - ко мне. Потому комментарии "а сам-то ты хто такой?" от тех, кого заденут мои слова - излишни: я - никто, и права судить вас распрекрасных не достоин. Ну а теперь о главном.
Арбитр по моему убеждению, должен до того ещё, как увидеть всю конкурсную подборку, сформулировать для себя критерии выбора и отсева - жёсткие и общие, и придерживаться их, вне зависимости от того, понравилось ли ему лично стихотворение или нет.
Поскольку все представленные тексты уже прошли не одно сито, и даже стали победителями своих туров, буду исходить из того, что они все написаны по формальным и мелким признакам качественно: все сбои ритма - хороши и уместны, рифмы или их отсутствие - служат лучшим образом решению поставленной задачи, и вообще - авторы знают как сказать, то, что хотят сказать. По факту, конечно же, это будет не всегда так (если вообще так будет), но пусть это станет упрёком тем, кто что-то решал их судьбу на предыдущих турах.
Важными для меня критериями будут следующие.
Первое: своеобразие голоса. Именно своеобразие, а не то, насколько этот голос, эта интонация мне близка. Понимаю, что здесь - на Стихи.ру - скорее всего все двадцать текстов будут похожи по этому признаку на в десятый раз заваренный чайный пакетик, и получат по этой шкале - 0 баллов. Но ввести этот критерий необходимо, чтобы а) отсеивать слишком явное эпигонство, пусть и талантливое, б) выделить, если свой голос у кого-то всё же пробьется. Тут следует отметить, что по всем критериям я буду оценивать, увы, в меру собственной не образцовой эрудиции, и могу, например, не разглядеть эпигона, если он копирует голос автора, которого я не знаю. Это и будет момент субъективности, которой в полной мере не избежать.
Второе: композиция. Один из важнейших для меня критериев. Будем и тут честны: ни по форме ни по содержанию я скорее всего не увижу ничего интересного. Вероятность обратного столь мала, что закладывать эти критерии в систему не имеет смысла. К тому же, если что-то гениально глубокое не войдёт в тройку победителей от одного только арбитра на малозаметном конкурсе на портале, где читателей нет вовсе - одни коллеги по сомнительному хобби, то ничего страшного с этим шедевром от такой несправедливости не случится. Скорее же всего, авторы будут упражняться в применении простых приемов на вечных истинах, в лучшем случае - провокативно утверждать обратное этим якобы истинам. И вот тут важной станет именно композиция.
Либо она будет рассыпаться, и я увижу у автора недержание кадра и нелепый монтаж. Либо это будет умелое или не умелое применение проверенных и хороших схем, закольцовка ли, противопоставление ли и т.д. Либо - и это будет оцениваться особо высоко - увижу ненавязчивую, может даже почти незаметную, но строгую продуманную композицию, соответствующую именно тому содержанию и смыслу, с какими работает в конкретном тексте автор.
Третье и самое, полагаю, спорное: актуальность. Пусть на меня набросятся все поклонники красивых вензелечков и искусства ради искусства, но я совершенно и абсолютно уверен, что именно сетевая поэзия должна работать с актуальными острыми проблемами. Насладиться красотой звукописи можно у камина с любимой книгой с мягким котом, размазанным по пледу на коленях. Сетевая поэзия - на мгновение появляется в ленте, в повседневном опыте, и убегает навсегда вниз, она прочитывается в основном теми, кому до автора и его внутреннего мира дела нет, тем более - до литературы. Но именно потому она, сетевая поэзия, умеет говорить о важном_сиюминутном. Умеет быть к месту и времени. Поэтому сравнивая в подборке текст актуальный с текстом изобразительно красивым, я всегда выберу первое.
Оправдает меня разве что то, что именно на конкурсах обыкновенно актуальное либо не приносится авторами вовсе, либо отсеивается на первых этапах, поэтому критерий, скорее всего, условный, и не удивлюсь, если все тексты также получат по этой шкале - 0.
Ну и наконец, при прочих равных, я буду сравнить тексты между собой в режиме плей-офф. И тут очень важен будет общий контекст подборки. Если 16 из 17 текстов в подборке будут про любовь, а 18-й про кочергу, шансов у него больше.
Вот с такими мыслями я приступаю к прочтению подборки. Разумеется, все свои манипуляции с баллами и распределением я не стану приводить, более того - буду высказываться о конкретных текстах по самым разным критериям, возможно даже: "нра/не нра". Но это не будет иметь отношения к распределению текстов в тройку победителей: просто заметки на полях.
1.Алена Шарифова "Место под солнцем" http://www.stihi.ru/2016/12/05/2329
Есть на Земле – вне закона –
Странное место под солнцем.
Там плотоядные овцы
Шкуру снимают с бизона.
На выживание игры –
Стали для многих привычны.
Там травоядные тигры –
Чья-то добыча.
_________________________________________________________
Короткая зарисовочка из мира антиподов. Как начало, завязка, вступление к какой-то драматической ситуации могло бы быть. Не очень, правда, понятно, чем бы качественно отличался такой мир от нашего. Это, как в игре в пятнашки: один догнал - роли поменялись на сто восемьдесят, но суть игры от этого не изменилась. Возможно, именно в нахождении этой незаметной, но существенной детали отличия и могла бы быть изюминка. Даже интонация в финале - именно пауза перед тем, как ---- продолжить. Строчка про привычность игр на выживание просто лишняя, будто в нашей дикой природе не так. "Вне закона" тоже крайне притянутая за рифму фраза, не поддержанная ничем внутри текста. Если это метафора человеческого общежития какого-то, то чем плох мир реальной дикой природы, как метафора, если всё же речь о животных - тоже, что и с "привычностью".
Задумка с игрой с устойчивым "местом под солнцем" понятна, но совсем не реализована из-за авторской крайней небрежности. Не хватает нагнетания, чтобы несколько первых стихов нам таки казалось бы, что мы и вправду попали в райское место. Например, начинался бы текст с того, что в кадр бы попадали бы исключительно травоядные тигры и львы, мирно щиплющие травку. И только во второй половине их бы начинали рвать зубастые овцы. Тогда даже в таком коротком тексте был бы выстроенный сюжет: читатель попадает в "место под солнцем", как ему кажется. Видит совершенно идиллические картины усмиривших свою кровожадность хищников. И вдруг осознаёт, что ничто на самом деле не поменялось - он всё в том же кошмаре. Полноценная драматическая ситуация с развитием эмоции всего на восьми строчках. Но её нет. И композиция, и замысел развалились единственно от нежелания автора продумать раскадровку, подумать как и в какой последовательности показывать читателю кадр за кадром. В итоге впечатление нулевое при потенциале эмоционального воздействия - очень и очень большом - даже без каких бы то ни было красот языка, которых тут нет.
2.Бро Васёк "Последний час" http://www.stihi.ru/2017/02/08/11251
Зацепившись сердцем за космос,
я сидел у твоей кровати.
Ты шептала во весь голос —
громыхал он по всей палате.
Я молчал. Но любил сильнее
потому, что исход был ведом.
Лишь укутывал, чтоб — теплее
милой, душу клетчатым пледом.
А луна хохотала жёлтым,
выло мерзкое ветра сопрано.
Свежий воздух мне был спёртым:
уходила ты так рано.
В миг прощанья хлынуть бы слёзам,
но застыли — комком твёрдым.
Молча белые люди-стрекозы
утащили тебя к звёздам.
Мне видится, что вся композиция выстроена единственно ради - показать образ людей-стрекоз. То есть, у нас есть последовательно и простенько разворачивающаяся ситуация умирания любимой, попытка через крайне надуманные и избыточные образы передать внутреннее состояние героя, и финал - через единственно ценный и более-менее сильный образ текста. При этом подход к нему - рассыпался напрочь. И рассыпался он именно из-за желания автора понатыкать сильных позиций как можно плотнее. Из-за этого просто спотыкаешься. Ты идёшь к финалу, а тебя всё время пытаются остановить и подёргать за рукав: смотри, экий я тут образ ввернул - со-пра-но! оценил? шептала во весь голос... понял каково?". И вот этот упивающийся собой автор не только рушит психологическую составляющую (не это я взялся разбирать), но именно ломает весь кадр своим присутствием. Должны быть он и она. А в кадре: он, она и вся съемочная бригада.
3. Евгений Хорус Ягода-малинка http://www.stihi.ru/2016/07/31/4237
Ползала с ведёрком
По кустам Аринка.
Впрочем не с ведёрком,
А поменьше – кринка.
А кусты колючи
И свои богатства,
Так за панибратство,
Просто не дают.
Ох, и царапучи,
В общем - не уют.
Дедова натура –
Не в кустах сидеть,
И толста хоть шкура,
Всё же не медведь.
Деду бы простору…
Внучка так смела -
Не давала фору -
Деда не ждала.
Ягоды–малинки -
Половина кринки -
Внучка собрала.
Как в машину села,
Ягодок поела.
Да, мила картинка –
Где в соку Аринка:
С первого же взгляда
Все должны понять –
Мамина помада
Может отдыхать.
Деду, что малинки
Не осталось? – нет…
Ну, так ведь Аринке
Нет ещё трёх лет.
_________________________________________________
"А ручка-то ---вот она!" Нас последовательно ведут к якобы неожиданному и милейшему финалу. Но ведут крайне неубедительно потому, что никакого настоящего откровения, поворота в финале-то и нет. Ну, нет ещё трёх лет Аринке - ок. Конкретного её возраста мы и впрямь не знали. Но разве были хоть на секунду сомнения, что речь идёт с самого начала о очень и очень маленькой девочке? Или может трёхлетний возраст - это какой-то уникальный роковой рубеж, когда детская психология резко и в корне меняется: до трёх - эгоизм, после - желание поделиться с каждым? Ну да ладно.
Рассмотрим внимательнее линии двух главных героев. Аринка - ловкая девчонка, ползающая в неуютных и колючих кустах, единственная, кто собрал хоть немного малины. И дед, такой ленивый, что даже по внешнему периметру малинника для внучки ничего не собирает, мечтая о каком-то непонятном "просторе". По логике сюжета в финале эти два характера должны как-то раскрыться в момент дележа. Про Аринку мы уже сказали - интрига не выдержана, а вот дед. Почему бы не показать, как он, не ползая и не пробираясь вглубь, только по верхушкам собрал, допустим, столько же - чуть (иначе, если собрал бы много, финал с поеданием Аринкой всей собранной малины будет выглядеть сценой из хоррор-фильма)? Ну, чтобы хоть какая-то драматургия получилась: она-де изо всех сил старается, царапает ручки, а в итоге - пол кринки, он - ленив, но опытен, результат одинаков, садятся делить... и оп-па - она съедает всё, а он-то и рад. Короче, заложенные в сюжет пружины, не сыграли никак.
___________________________________________________
4.Елена Элентух Черный http://www.stihi.ru/2017/03/02/6594
Табун последних единорогов так одинок,
из догоревших ворот заката мчит на восток.
Там самый быстрый - с бесовской статью - черней ночей,
чернее горя, быстрей разящих мишень ножей,
хрипит и стелется на пределе. Кровавый глаз
роняет в сизый ковыль рубин и прозрачный страз.
Он одержимый, непокоренный. Крученый рог
вспорол перину беззвездной ночи. И в пыль дорог
зря вытекает за каплей капля рассветный сок.
Под утро снится, что это слезы ожгли висок.
Ночь истончится, истает, станет бесцветным днем.
И до заката пасется черный в саду моём.
___________________________________________________
Табун последних единорогов во главе с самым быстрым и самым-самым чёрным огненооким единорогом - это очень интересная картина. Потенциал у этого образа - огромный, если не поэму то очень и очень большой текст такой образ может при хорошей разработке вытянуть и выдержать. Просто всем-всем советую без зазрения совести тырить этот образ и предлагать свои вариации.
Знаю людей, которые наверняка придрались бы к притянутому рифмы для "одиночеству". "Одинокий табун" звучит очень и очень комично. Но именно этот по началу кажущийся оксюморон мог бы стать одним из интереснейших моментов текста: последние единороги. Однако, тема общего, а не персонального одиночества, одиночества почти вымершего вида, никак не продолжается. Поэтому те, кто поржал с одинокого табуна, увы, в данном случае оказались правы.
После у нас появляется главный герой - бешеный чёрный единорог, проносящийся по диаметру окружности горизонта ночью, а днём пасущийся около центра этой окружности. Не очень понятно, к чему был тогда вообще нужен "табун", как образ. Последний единорог вполне бы справился со всем сюжетом без своих соплеменников, которые нужны только, чтобы показать, что он их всех быстрее. Скорость можно передать и десятком других соотнесений. Ружьё опять-таки не выстрелило, поскольку показав какое-то взаимодействие этого чёрного с остальным табуном, можно было бы много и много чего важного в текст привнести. Навскидку: если табун всё время застрадывает о своей одинокости, ощущает свою изолированность, показать - насколько этому чёрному плевать на всю эту интеллигентско-единорожью тоску, как он несётся на бешеной скорости единственно ради чувства этой скорости. и т.д. Или наоборот, сделать его самым одиноким из одиноких. А лучше - оба варианта вместе.
Разбирать, собственно, развёрнутую метафору мне не интересно: она есть и есть, это никак не отменяет необходимости выстраивать её по драматическому напряжению так, будто это вовсе и не метафора, а реально существующие рогатые кони, бегающие табуном.
Появление в финале самого автора - приём классический, но потому и ставший таковым, что - сильный. Сразу хочется перечитать, переосмыслить всю картину через ночные переживания поэта и всё в таком духе. Тут всё удачно село.
5.Ольга Королева. Ярилина долина http://www.stihi.ru/2015/02/14/6289
Ярилина долина, или Скажи мне хотя бы слово
Над рекой, на вершине горы,
Отдыхает от стужи сосна.
Под горой отдыхают дворы.
Быстро сушит дороги весна.
Журавли прерывают полет,
Отдыхая в болотном леске.
Вновь на целые версты вперед
Отражается небо в реке.
Звоном колокол – неба язык –
Стал развеивать сон снеговой.
Отворяет калитку старик.
Ждали все – что помрет он зимой…
За чертою обветренных крыш,
Набегающих в гору волной,
Приготовлена белая тишь
На погосте под старой сосной.
Поднимается клин журавлей,
В небесах над долиной трубя...
Люди слышат: "Пригожий мой, Лель!
Ради песен спасла я тебя! "
______________________________________________
А вот тут надо отметить очень продуманную и внятную композицию. При том, что лично мне текст очень не близок (в отличие от предыдущего, например), как и обещал - засовываю свои личные ощущения поглубже и подальше. Каждая строфа на месте: экспозиция, интрига, разработка, неожиданный финал. Под вопросом оставлено ровно то, что и должно остаться неназванным прямо. Короче, что тут расписывать? Автор. полагаю, сам всё знает.
_______________________________________________
6.Змей Горыныч 3 Часы http://www.stihi.ru/2016/06/04/4417
Так меркнет в еловой гребенке последний луч
И колет скулу кимберлитовой каплей вскользь…
А хочешь, – восплачь и печаль расточи, как ключ,
О миге минувшем… Иное не стоит слез.
Ведь лают клаксоны и Дикой Охоты псы,
И мастер уже разложил инструменты в круг.
Он хочет исправить… и сделать из нас часы.
И плавно движение тонких умелых рук.
Вот ластик – следы затирать на сыром песке,
Двойную цепочку вдоль моря и спящих дюн,
Где вместе неспешно гуляем рука в руке,
А ластик скользит, и до ног остается дюйм.
Готовы пустые авоськи воздушных масс
Для прежних имен и событий – носить ветрам
И, высыпав клочьями фото давнишних нас,
Гороховым эхом гонять в глубине двора.
Очищены тигли для плавки красивых слов
И значимых пауз на злато и серебро…
Наш мастер доволен – отточено ремесло
На шутке старинной про вынутое ребро.
Но можно не трогать изящные шестерни:
Сквозь клапан сердечный по капле и все быстрей
Считает клепсидра… И тускло горят огни –
Белесые конусы уличных фонарей.
_______________________________________________________
Повторюсь, что сегодня я совсем не рассматриваю мастерство поэтического слова и т.д. Иначе, например, всё же отмел бы текст про Леля. Разговор не о том совсем. И вот тут - при многих очень симпатичных мне фрагментах и общем звучании, это никак не станет, увы, аргументом.
А станет то, что весь текст - это галерея из развешенных по стенам ружей, ни одно из которых так и не выстрелило. То есть, текст теоретически можно прервать на любой строфе или наоборот продолжить ещё в таком же объеме и ничто от этого не изменится. Сказать, что композиция рассыпается не могу, поскольку внимательно следишь за развитием текста и ждёшь, какой же из предметов станет основным сюжетным узлом. Пока в конце не понимаешь, что ни один из них. А ведь так многое хочется продолжить и неожиданно достать в финале. Собственно, без последней строфы какое-то смутное ощущение того, что что-то такое там запрятано было бы: вновь появляется мастер и его эксперименты над человеком. Никак, увы, не сработал ластик и образ Дикой Охоты.
А ведь выстраивается очень динамичный чисто голливудский сюжет, если брать только заявленные образы, не обращая внимание на их реализацию. Есть мастер, который относится к героям, как неудачному материалу, который нужно подфиксить и сделать часы, механизм. Псы и клаксоны указывают на то, что герои сбежали из лаборатории, а за ними устроили большую погоню. Ластик тут мог бы сыграть очень сильно. Но финал превращает всё в заурядное лирическое стихотворение ни о чём.
7. Ольга Королева. Родина http://www.stihi.ru/2011/10/23/9303
Володя жил в хрущевке возле парка.
Был виден с моего – его балкон.
За окнами кричала та же галка;
И лился карусели ржавый стон.
Был физиком отец, и Вовка в детстве
Огромным преимуществом считал
«Комка» радиотехники соседство
И близость «за бугор» бегущих шпал.
Он быстро оказался в синей дали
(Успел еще в застой) и был таков.
А клены у того балкона стали
Мне пищей для печали и стихов.
Чуть позже и страна исчезла с карты.
Подвального «комка» растаял след...
На лавочке, подвыпивший с зарплаты,
Сидит тихоня-физик, мой сосед.
И я осталась в выцветшем подъезде,
И сделалась для друга навсегда
Забытой галкой скучного предместья,
Хлопочущей у старого гнезда.
Когда хожу в весенние недели
В соседний парк знакомою тропой –
Бывает – постою у карусели,
Где мы катались с Вовчиком порой.
"Комок" – в советское время народное название комиссионного магазина
________________________________________________________
Тут всё грамотно, мне кажется. На первый взгляд - банальнейшая зарисовочка на тему: "он уехал в Штаты, мы остались в Саратове", каких сетевая поэзия наплодила уже немерено, и хороших и очень плохих. Но это же на первый. Основной сюжет-то удачно спрятан между строк: "А клены у того балкона стали/ Мне пищей для печали и стихов." - героиня влюблена в Вовчика. Причём, он уехал давно, и очень уместное указание ("ещё в застой"), а печаль и стихи (хотя бы и вот эти) до сих пор. То есть, если разбирать этот текст именно как грустную историю мальчика и девочки, а не как заявлено в названии, все линии на местах, и долго говорить тут тоже не о чем.
_______________________________________________________
8. Марго Сергеева "Время Остановилось" http://www.stihi.ru/2015/06/25/1087
Время остановилось.
Нет, она не то , чтобы в него влюбилась.
Она ловила на себе его похотливые взгляды.
И как мантру повторяла: "Не надо, не надо".
Ей так хотелось почувствовать себя королевой.
А он взял её , словно бульварную девку.
И когда он вошёл в неё жёстко и цинично,
Ей это было почти безразлично.
Потёкшая тушь, размазанная помада, порванное платье,
Его крепкие , жаркие руки ,
Её шёпот :"Не здесь, не сейчас , хватит!"
Капельки пота на его нежной как у ребёнка коже ...
Мир перевернулся , рухнул в тартарары , время остановилось....
Боже....
Не любовь , не страсть , а какая-то феерическая вспышка.
Время остановилось и снова понеслось вприпрыжку.
Время из памяти сотрёт его голос , его запах , его жесты.
Всё известно наперёд . Близость - не повод быть вместе.
Нет , она не то , чтобы в него влюбилась.
Просто что-то в ней надломилось .
Время остановилось...
______________________________________________________
Да простят меня авторы, мои комментарии будут становиться, чем ниже, тем короче. Логика моя принципиально однообразна, что залог худо-бедно объективности, поэтому не вижу смысла снова и снова проговаривать вещи, сказанные в адрес других текстов. Здесь я вижу достаточно продуманную идею композиционную, которую просто не вытянули достойной операторской работой. Тут ведь важна динамика, ритм, стоп-кадры. Разница между хорошим кино и дешёвым телефильмом на втором федеральном канале не столько в сюжетах, сколько во вдумчивой их реализации. "время остановилось" - зачем употреблять эту банальную формулу, если можно, например, просто выстроить контраст между дикими яростными действиями героя и безучастным взглядом в стену или потолок героини. И этого будет вполне достаточно, чтобы время и впрямь остановилось. Как кадры постельной сцены из "Интердевочки", без подробностей, на одном портрете. В таких динамичных, эмоциональных сюжетах - глубоко убеждён - показывать лучше, чем называть. Тогда нет ощущения картонной декорации. Но, повторюсь, в целом ничего не разваливается, картонная сцена, тем не менее выстроена продуманно и последовательно, и это в плюс.
_______________________________________________________
9.Сергей Ясонов "Ночь темнокрылой верной птицей..." http://www.stihi.ru/2014/06/25/10307
Лодке бы ветер да парус,
Чтобы по морю плыть.
Крылья и небо достались
Птице.
Взлетев, парить.
Солнце над миром восходит
Землю теплом согреть.
Тучи к дождливой погоде.
Листьев последних медь
Чуть припорошена снегом.
Сердцу дано любить.
Так и душа человеку,
Чтоб человеком быть.
(От автора).
* * *
-1-
Ночь темнокрылой верной птицей
На землю возвращалась.
Блеск
Далеких звезд.
Спешил укрыться
Последний снег.
Весенний лес
Мечтал в вечерней серой дымке.
И под невидимым крылом,
Внизу под темной паутинкой
Еще по-зимнему мело.
Неторопливо ночь летала.
Душа ждала` не блеск светил.
На темном небе видно стало
Пространство, мир, что вечно был.
Вот-вот и вспыхнут ярче звезды.
Искрящаяся полутьма.
Морозный тихий вечер, поздний.
Свой завершает век зима.
-2-
Придет рассвет. Все повторится:
Весенний день
и ночь опять,
Спускаясь темнокрылой птицей
На землю, будет утро ждать.
Не видно пристани конечной.
Лишь скоротечен жизни час.
С любовью, добротой сердечной,
С теплом души смотрел на вечность
В восторге том, что не угас.
. . . . . . . . . .
Пусть будет здесь и Человечность.
_________________________________________________
Вот тут прямо отчётливо видно, как автор вдумчиво работает над композицией текста. Хорошо ли так показательно выпячивать скелет? Ну, я не обозначил в начале, что буду как-то принимать это в расчет, поэтому и не буду судить о том. Мне-то это работу сильно облегчает. Вот у нас есть мысль вынесенная в эпиграф и необходимая для понимания всего текста, вот аккуратненько пронумерованы части, чтобы мы не пропустили ключевой поворот мысли, вот отточием выделена завершающая идея. Есть некоторая затянутость для такого небогатого деталями, построенного на чистых абстракциях и размашистых пейзажах, материала, но это не затянутость какого-то фрагмента, что часто рушит всю картину, а общее состояние текста, так что вполне имеет право быть, как имеют право быть фильмы Джармуша с их длиннотами по всей ткани. Мне не близко? Безусловно. Считаю ли я, что написанное - глупость полная? Да. Повлияет ли это как-то? Нет. Потому что все сцены расставлены, как должно в рамках той идеи, с которой я могу быть хоть тысячу раз несогласен.
_________________________________________________________
10.Новикова Таня Тщетность http://www.stihi.ru/2013/06/11/3812
Сегодня небо словно чернозём
с прожилками из тёмно-синих рек .
Смотрю вокруг и думаю о том,
что вырос ливень сильный, как побег
и листьями накрыл убитый сад,
стараясь оживить, что не спасти.
Как я пыталась... Не вернуть назад
ни зелени, ни прошлого пути,
где было время яблонь и стихов.
А на скамейке наши имена
затёрты ныне, и росток сухой
ладони исцарапал докрасна
___________________________________________________
Вот тут всё на месте. Можно спорить о самой авторской задумке, о каких-то глубинах или высотах, но то, что хотел сказать автор, в меру своего восприятия, сказано максимально продуманно. И последовательность образов-кадров, и скрытая в повествование живая речь-вздох, и деталь для финала.
___________________________________________________
11.Елена Элентух Про нас http://www.stihi.ru/2017/04/20/4874
отчего-то всё чаще в последнее время
просыпаюсь под утро от птичьего пенья.
может это сигнал, как гудок к отправленью.
уезжаем сейчас.
стук колес утомляет, держи меня крепче.
на конечной разбудит нас криком диспетчер.
там вокзальная жизнь, приближается вечер,
в ресторанчике джаз.
ни один пассажир не бежит по перрону,
чемоданы тоскливо глядят из вагонов,
контрабас бесконечно вторит саксофону.
мы тут были не раз.
отправляют в тупик. в тишине будет сниться,
что проснемся под утро от пения птицы
и прочтем в новостях, на последней странице…
неужели про нас?
_______________________________________________
Ох, как я люблю все эти железнодорожные стихи с неизменной звукописью или ритмом а-ля "стук колёс". Уже один этот приём даёт ж/д-стихам ощущение законченности. Но не будем поддаваться убаюкивающему перестуку и попробуем вывести все линии, посмотреть хорошо ли они сведены. Впрочем, тоже сказать особо нечего: что хотел сказать автор, сказал, скомпоновал и вывел.
_______________________________________________
12.Борис Удачин "в 72.00" http://www.stihi.ru/2016/08/09/7260
солнце протирает глаза
облачком -
неглаженным платочком.
а ты, проснувшись,
потягиваешься
и улыбаешься солнцу.
- доброе утро, красавица!
не повторяйся,
что не считаешь себя красивой.
никто - даже ты - не в силах
изменить моё мнение о тебе.
как только утро,
согретое нежной улыбкой,
убежало в даль,
явился полдень -
бесцеремонный пьяница,
болтающий без перерыва
и заглушающий всё вокруг.
но даже он не способен
стереть из памяти
упорные <согласные> звуки,
вместе с двумя гласными
слившиеся в слово "встреча".
чтобы дождаться её,
я должен убаюкать дневное светило
и сказать небесам и земле:
- добрый, очень добрый вечер!
когда с моей помощью
(и без неё)
уставшее солнце легло спать
в постель из пушистых гор,
ровно в 72.00
по сердечному времени
ты пришла на свидание
и удивлённо спросила:
- что ты такой напряжённый?
неужели из-за того,
что мы не виделись
каких-то три дня?
- не каких-то три дня, -
воскликнул я сердито (притворно), -
а целых три столетия.
но лучше будет,
если вовсе перестанем считать.
- не могу согласиться, -
в тон ответила ты, -
потому что соглашаюсь
принять твоё предложение
и быть рядом,
для начала... три миллениума.
начинай считать!
_______________________________________
Плоско, поверхностно, мило до неправдоподобия... Но мы же это не учитываем. А вот кадры на месте. Посмотрим что будет в плей-офф
_______________________________________
13.Елька 22_ scherzo http://www.stihi.ru/2015/07/09/6466
Поэта нет, а дождь остался,
ночами спать мне не дает,
выводит фуги и романсы
который год, который год...
Легки рулады и ажурны –
навеки ранили меня.
«Зачем играете ноктюрны
пронзительней день ото дня?»
Ответил ливень мне по-свойски:
«Какой же это адский труд –
играть...
как пишет Маяковский,
«на флейте водосточных труб»
____________________________________
Милая литературная шутка. В рамках такой задачи всё на месте.
____________________________________
14.Борис Удачин Холод и тепло http://www.stihi.ru/2016/02/28/10900
Мягкий снег,
белый снег,
побурев,
как стекло, затвердел.
Не лепить нам как прежде
с задорной улыбкой снежки.
Гололёд на дорогах
усердно творил беспредел,
и с опаскою люди
шаги превращали в шажки.
В день такой почему-то
явился ко мне старый друг -
мы расстались давно,
в чём-то странном друг друга виня.
Я, увидев движенье
знакомое
искренних рук,
понял: дружба жива.
И теплом
окатило меня!
_______________________________________
Как завязка может быть. Но что-то должно было измениться, или всплыть перед зрителем какая-то острая подробность старого конфликта, и приломиться в новом ракурсе, а может и завязаться метафорой к образу снежного дня.
_______________________________________
15.Сергей Ясонов "Октябрь. Вторые сутки дождь стеной"
http://www.stihi.ru/2017/04/13/10277
Мысль вечна и непобедима.
(Из книги серии «Живая Этика»
семьи Рерихов «Беспредельность»).
* * *
Октябрь. Вторые сутки дождь стеной.
И кажется не будет просветления.
Потоп?! Мы снова в зоне затопления,
Как некогда нашедший выход Ной.
Рисуются в далеких облаках
Ступени, путь, приходит понимание.
Большое видится на расстоянии.*(с)
Не к лозунгам обращена рука -
Душа стремится к свету, как росток,
К ответу - взгляды глаз ультрамариновых.
Пусть мысль горька порой. Так сок рябиновый…
Что ж… выдержка вина имеет срок.
Пусть найденная с чем-то важным связь
Теперь, когда сюжет совсем не камерный,
С рассветом на ветру растяжкой баннерной
Исчезла, ускользнув, оборвалась.
Нам вновь по капле, сжав рябины гроздь,
Как сок те мысли собирать. Не зна`тна плата ли:
Идеям - крест, чтоб вечно быть распятыми,
Руке, что к ним тянулась - вбитый гвоздь?
Их значимость - не блеск и звон монет.
И будет неизбежно воскрешение!
Вторые сутки дождь порой осеннею.
Стена? Нет, в ней тоннель, где снова свет.
*(с) Сергей Есенин.
________________________________________________
Душа автора явно-таки обращена к лозунгам, афоризмам и заезженным фразам. Но это пожалуйста. Однако же кроме рассыпанных прописных истин, никакого развития в тексте нет. Это, пожалуй, единственный в подборке случай, когда критика, негатив и прочее могут быть направлены не в сторону текста, а именно в сторону автора, как человека, у которого в голове — вот это. Речь ведь не о талантливости или мастерстве, а именно о коллаже из пустых фраз, которые заменяют мировоззрение, даже не выстраиваясь в согласованную систему ни внутри текста — в сюжет, ни, вероятно — в уме поэта. И тут я прекрасно понимаю, что перехожу на личности и, вероятно, нарушаю этикет. Но делаю это лишь для того, чтобы, возможно, меня переубедили, хоть это и не повлияет уже на результат.
Ни в коем случае не хочу назвать автора идиотом, но в приведённой ниже мысли воспользуюсь этим термином обобщённо, рассуждая о тех, кого мы в жизни зачастую клеймим этим словом.
Так вот, бытует мнение, что вступать в спор с идиотом не следует. И тут я категорически против. Следует и постоянно. Ведь если ты настолько уверен в неправоте его мнения, что смотришь лишь на то, сможешь ли ты его переубедить или нет, то, о собеседнике не уверен, а вот ты — точно идиот. Ведь во всякий спор следует вступать не только с целью переубедить человека, но и допуская возможность, что и тебя переубедят и поправят. Это крайний случай, повторюсь — автора идиотом не называл, но поспорил бы с удовольствием.
И это, кстати, относится ко всем авторам подборки. Только за три последних года я столько раз менял своё мнение по поводу того, как надо писать или читать тексты, что даже приблизительно назвать цифру не берусь. И всякий раз это происходило, когда я пытался кого-то в чём-то убедить, а вместо того — соглашался.
________________________________________________
16.Белый ящик Этот пристальный взгляд. Нарцисс
http://www.stihi.ru/2017/02/10/10853
В этом пристальном взгляде, которым себя распознал
в отражении юного образа, столь неземного,
что влюблённые девушки сразу отдаться готовы –
заключён был трагичный... а в чём-то счастливый финал.
В этом пристальном взгляде холодной и мёртвой души,
для которой любовь только скучное слово, не больше,
повстречавшем однажды другой, отражённый, такой же –
вдруг проснулось живое, которое всё сокрушит.
Этот пристальный взгляд сокрушит и себя и её –
отомстившая Эхо навек потеряет телесность,
а утратив любовь, никогда не сумеет воскреснуть,
даже голос её разнесёт по лесам вороньё.
Этот пристальный взгляд в зазеркалье – был неотразим,
был настолько силён, что счастливец признал пораженье.
И цветок с восхищеньем смотрел на своё отраженье,
позабыв ореаду, небрежно прощённую им.
_______________________________________________
Параллелизм, мать его, очень хорошо подчёркивает образ - "пристального взгляда". И то, что слово "цветок" появляется в самом конце, хотя мы и знаем, к чему всё шло, действительно передаёт превращение. То же без особых комментариев, т.е. придирок.
_______________________________________________
17.Владимир Марциновский "Для всех - мы счастливы вдвоём..."
http://www.stihi.ru/2016/08/14/172
Для всех - мы счастливы вдвоём
и в нераздельности.
...Как будто вместе мы живём,
но - по отдельности.
Уйти? Вопрос: куда? зачем?
Судьба упрямая,
и скрутит "новой жизни" плен -
всё то же самое:
Лист новый ляжет на мольберт
счастливой долею,
но каждый день отвратных черт
на нём всё более.
И будет снова каждый час
весь в пятнах серости,
всё чаще тратиться запас
словесной скверности.
И близость станет донимать
слепой докукою,
притворно страстная кровать -
измята скукою.
И та, что так хотела стать
навек подругою,
ход будней вдруг начнёт листать
банальной руганью.
И вновь нахлынет пустота,
сестра молчания.
"Ты стал не тот!", "И ты не та!" -
Итог отчаянья.
................
И мысль рефреном, как всегда,
сквозь междометья:
Уйти? Вопрос: зачем? куда?
Ну, разве в петлю.
___________________________________________________
Финал совершенно не оправдан. Отчаяние - это то, к чему надо очень внимательно подводить читателя, не оставляя ему ни малейшей возможности "придумать" герою подходящую судьбу. Автор рассмотрел только один бессмысленный вариант - новые отношения. А одиночество? А донжуанство бесконечное. И т.д.
То есть либо показать развитие мысли, как есть - про то, что любые отношения скатятся к тому же. Но тогда петля не подходящий финал. Либо оставить петлю, но закрыть по тем или иным причинам герою любые альтернативные дороги, довести до совершеннейшего отчаяния.
Не буду вас мучить рассказом, как делил прошедшие тексты по группам и сшибал их между собой. результат вышел следующий. Скажу только, что самая эпичная битва была между Лелем и Нарциссом за почётное третье место. И Лель фигурами умолчания всё же забил решающий. "Тщетность" по композиции была сильнее "Родины, но одним из важных критериев была, как вы помните, актуальность.
1. Ольга Королева. "Родина"
2. Новикова Таня "Тщетность"
3. Ольга Королева. "Ярилина долина"
_____________________________________________________
Что-то вроде послесловия...
Достаточно странно было видеть некоторые тексты в этой подборке, учитывая, что эта подборка уже победителей. С другой стороны - восемь текстов, половина, прошли по моим критериям на следующий этап после предварительного отсева. То есть многие, чему я очень рад, достаточно осознанно подходят к построению текста. И тут уже вступает талант и, конечно, актуальность замысла. Так что чувства, как и положено, смешанные.
P.S.
Если кого обидел, можете бросать перчатку, а там уж посмотрим.
всем удачи и спасибо за приглашение.
Свидетельство о публикации №117062610032