И вырвал грешный мой язык...
следственное дело, производившееся специальной комиссией (боярин князь В. И. Шуйский, окольничий А. П. Клешнин, думный дьяк Е. Вылузгин, а также митрополит Геласий) во 2-й половине мая 1591 в связи со смертью царевича Дмитрия Ивановича [1] и народным восстанием в Угличе 15 мая 1591.
Было привлечено к следствию около 150 чел. Допрашивались дядья царевича — Нагие, мамка, кормилица, духовные лица, близкие ко двору или бывшие во дворце в начальный момент событий. Составление белового экземпляра «Угличского дела» в основном было завершено уже в Угличе.
2 июня оно докладывалось Геласием на заседании Освященного собора, по решению которого было передано на усмотрение царя. Смерть царевича была признана произошедшей во время припадка эпилепсии, когда он упал и закололся ножом. Его мать была пострижена в монахини, родственники подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь.
Лит.: Полосин И. И., Угличское следственное дело 1591 г., в его кн.: Социально-политическая история России XVI — начала XVII в., М., 1963.
1 — сын царя Ивана IV Грозного и Марии Нагой. Получил в удел Углич, куда был отправлен вместе с матерью после смерти отца (1584) Борисом Годуновым, опасавшимся соперничества Нагих в борьбе за власть.
Обратим внимание на версию А.С. Пушкина, представленную в "Борисе Годунове":
Пимен
Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку...
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал —
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.
~~~
Иуда Битяговский -
Битяговский Михаил
- дьяк XVI в. Первое упоминание о нем относится к 1581 г., когда он находился в Казани при воеводе кн. Булгакове. Несколько лет спустя он был переведен Борисом Годуновым в гор. Углич для управления хозяйством вдовствующей царицы Марии Нагой, матери царевича Димитрия .
Большая часть сказаний о Смутном времени придает отправлению Битяговского в Углич другую цель - именно убиение царевича, и в числе убийц последнего называют и Битяговского, хотя свидетельствуют, что во время самого убиения, совершившегося 15 мая 1591 г. на дворцовом дворе, Михаила Битяговского не было; явился же он на дворцовый двор лишь после неудачной попытки остановить набатный звон [2], который поднял пономарь, видевший с колокольни убийство.
Народ уже расправился с Даниилом Битяговским, сыном Михаила Битяговского, Осипом Волоховым, Микитой Качаловым племянником дьяка Битяговского, с которыми была в заговоре и мамка царевича (мать Осипа Волохова), Василиса Волохова , когда явился Михаил Битяговский, и после первых же слов об успокоении был осыпан камнями. Он пытался спастись во дворце, но, настигнутый там, был убит вместе с своим клевретом Даниилом Третьяковым. Некоторые сказания приписывают Михаилу Битяговскому и самую мысль о самоубийстве Димитрия, которую он будто бы высказал, явившись успокаивать народ.
~~~
Пушкин, судя по версии "Бориса Годунова", поддерживает убежденность народа в убийстве Дмитрия, показывая читателю оккультное знание, согласно которому труп убитого, если к нему подвести убийц на непродолжительное время может ожить - то есть Дух, который отходит от тела только на третий день, может под влиянием полевых взаимодействие неожиданно для окружающих вновь вернуться в тело.
Итак, к Дмитрию подвели Михаила Битяговского, Осипа Волохова и Микиту Качалова - и труп царевича затрепетал.
Больших указаний ни царице ни присутствующим было ненужно. Тут же свершился суд, над покаявшимися ввиду неопровержимости злодеяния и назвавшими заказчика - Бориса.
По сюжету Пушкин согласен со всей версией убийства царевича.
НА сегодня Дмитрий канонизирован, хотя брак между Иваном IV и Марией Нагой не был венчанным. А сама царица в силу политических и личных интересов то признавала сына убитым, то живым - в лице Лже-Дмитрия I.
Конец, слухам о периодическом воскрешении сына Марии Нагой был положен Церковью, которая торжественно ввезла 3 июня 1606 года мощи Святого царевича Дмитрия в Москву, где их встретила Мария Нагая (в иночестве - Марфа).
2 — колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».
Свидетельство о публикации №117062505239
Валентина Когут, напрямую общающаяся с Богами: http://www.youtube.com/watch?v=C9_jRk7GmV8 про Чашу Терпения
Говорит про Бога по имени Тарх
Слышу не в первый раз про такого бога, о нем одно время рассказывал Ведагор Трехлебов
НО у меня вопрос: а почему эти Боги дальше Сибири нигде не слышны?
Если они тот уровень, о котором заявлено - то отчего он так локален, не будь Когут и Ведагора (который пропал с экранов лет 5 назад) - мы бы о них ничего не знали
В отличие от тех же Романтиков - о которых предполагаю в Сибири ни слухом, ни духом
Базы нету для их Ренессанса там похоже
Татьяна Ульянина-Васта 27.10.2019 10:38 Заявить о нарушении
она помнит про "лобковую вошь")))?
А помнит ли "она" (похоже купив инфу не первой свежести) - откуда идет это уничижительное заявление - думаю, если бы ей продали сюжет целиком - то поэтесса бы притихла со своими запросами надолго...
Дело мастера боится)))
Татьяна Ульянина-Васта 27.10.2019 11:00 Заявить о нарушении