Коротко о разном

Саша любил и умел учиться.

Саша был очень открыт для общения и учился у всех, с кем сталкивала судьба. Он мог по профессиональным вопросам советоваться с людьми, далекими от педагогики. Он умел слушать, слышать, находить рациональное в этих беседах и применял это найденное на практике.

Саша любил свободу.

Но свобода была для Саши именно СВОБОДОЙ, а не анархией или вседозволенностью. Часто «свободное развитие каждого» происходило в условиях легонького экстрима. Все знают и помнят, как хронически Саша был загружен идеями и работой. По этой причине он часто совмещал возрастные группы своих друзей: детей, подростков и взрослых. Крохотный пример: помощь взрослых в работе с детьми. Но главный урок – в другом. Людям свойственно «кучковаться» с ровесниками. Но Саша учил детей не прятаться от взрослых, не стесняться, не замыкаться, быть свободными.
Этот урок можно представить так:
– Ребята, будьте естественны, но помните о том, что взрослые издалека наблюдают. Относитесь к чужим взрослым, как к своим. Будьте внимательны, учтивы, предупредительны, вежливы. Учитесь у взрослых. А еще знайте: что бы ни случилось, взрослые помогут и подскажут. Потому, что не бывает чужих детей!

Этому учил Саша взрослых друзей. И суть урока могла бы звучать так:
 – Не прячьтесь от детей! Помните, что они наблюдают за вами и учатся у вас – отношению друг к другу, отношению к детям, отношению к жизни и ее проблемам. Воспринимайте чужих детей, как своих родных. С искренним интересом! Будьте внимательны и предупредительны, уважительны и терпеливы. Они будут передавать своим детям то, что переняли у вас. И, что бы ни случилось, дети вас поддержат. И помогут – всегда!

А всем нам – детям и взрослым – Саша мог бы дать совет одной фразой: – Держитесь вместе! Вам нельзя друг без друга.
Да Саше и слов не надо было. Он просто так жил и помогал всем. Он объединял и роднил нас с нашими собственными детьми и родителями, потому что его походы и «мероприятия» всегда были династическими, семейными. Когда Саша видел в одной компании детей и их родителей, он был счастлив.

Саша умел наслаждаться малым.

Для Саши солнце, воздух, море, природа были источниками жизни, творческих и физических сил. Но, как все у Саши, его отношения с природой так же были не однозначны. Множество вариантов!

После тяжелого дня жизненно необходимо сбегать к морю – искупаться в любое время года, подышать воздухом, понаблюдать игру красок в морской волне. Любоваться, наслаждаться, набираться новых сил.
Или уйти на целый день на природу с гитарой и с командой единомышленников – больших и маленьких: петь, заряжаться идеями, плодотворно обсуждать что-то или сотворить нечто, красивое и значимое...
Или совершить большой поход с опытной командой, падать от усталости для того, чтобы на макушке горы ахнуть от открывшейся красоты и сделать парочку удачных снимков неба и долины, где-то глубоко внизу, там, откуда пришли. Ведь великое видится на расстоянии, или с большой высоты...

Но Саша не мог только брать у природы: силы, вдохновение, наслаждение... Он обязательно отдавал долг. И нас ненавязчиво наставлял: беречь природу. Он расчищал от мусора Роднички. Он учил не оставлять разрушительных и опасных следов пребывания на природе. Он вел экологический клуб. Вел детей в краеведческие походы, предлагал пофантазировать на темы ресурсосберегающих технологий природопользования.
А для этого ребятам надо было поинтересоваться в интернете, почитать о тех прогрессивных и перспективных технологиях, которые уже существуют в мире. И не только почитать, но и сделать занимательный (непременно!) доклад на одном из заседаний в экологическом центре. А уж обстановку в зале для такого вечера Саша постарается создать: сделает прекрасные стенды с фотографиями и украшениями из натуральных материалов. Это – холст, камешки, травинки, корешки, ракушки… Запасы эти не сами собой появляются! Это Саша при любом удобном случае находит, собирает, несет, сушит, сохраняет и... собственноручно использует. По возможности привлекает ребят.
Но очень часто бывало, что идея вечера возникала спонтанно. Сделать надо было быстро. А времени на подготовку мало. И у ребят – занятия в школе, уроки. Поэтому накануне вечера Саша сам половину ночи подбирает, клеит, оформляет. Иногда и я помогала Саше в этом занятии.

Саша шел своим путем целеустремленно. Иногда природоохранные шажки были маленькими, как, например, устройство в городе нескольких пунктов сдачи батареек. Конечно, в этом деле у Саши были горячие соратники и помощники. Даже такие крошечные результаты Сашу очень радовали.

Одухотворенная, экологически чистая и природосберегающая жизнь.

Саша не грешил ни чревоугодием, ни стяжательством. В быту он старался как можно меньше тратить воды, электричества, газа, продуктов и пр. В походах в костре сжигалось то, что уже погибло (сухостой), и варилось то, что можно найти в лесу, в реке, в лимане, с небольшим добавлением принесенного с собой.
В запасе одежды, которой тоже было немного – только самое необходимое. Обстановка квартиры – без всяких полированных стенок, ковров, богатств. Брезентовая палатка и спальник – вот настоящий дом! Место уединенных раздумий и отдыха. А городская квартира – место встречи многочисленных друзей и знакомых, рабочий кабинет для всех. Даже книги – избранные, тщательно отобранные! Ничего лишнего или случайного! На изготовление-то бумаги – лес рубят!! Саша для всего текущего предпочитал интернет. Он никогда не говорил об этом, не проговаривал вслух, не объяснял друзьям. Он просто так жил: берег каждый чистый лист, и потому Сашин бумажный архив совсем не велик. Остальное надо искать в виртуале. А еще вернее – в собственной памяти: самом надежном хранилище, не зависящем от смены носителей информации.

Саша был искренним, верным и очень деятельным другом.

Это – редкое качество, особенно для людей творческих. Не потому, что этого нет в характерах! Нет! Просто времени не хватает: неизменно, неустанно, годами интересоваться и поддерживать творческую искру в других, аккуратно раздувать ее, случайно не погасить самому и не дать потухнуть в силу обстоятельств.
Однажды мне показался забавным и точным такой образ: Альбертович, как опытный и вдохновенный кукловод, по необходимости подергивает за ниточки, чтобы ручки двигались, ножки шли, глазки смотрели вокруг, а не себе под ноги...
Выполнив какую-нибудь Сашину просьбу, где-то в чем-то поучаствовав, я продолжала свои занятия, прерванные на некоторое время после Сашиного деликатного вмешательства. А сейчас это участие видится мне совсем в другом образе, еще более точном и щемящем: Саша – наш неутомимый жонглер. Мы –  как тарелочки на прутиках. Кто-то нас завел, и мы вертимся, иногда замедляемся, и Сашина миссия – вовремя подкрутить тарелочку, чтобы вечное движение не прекращалось, чтобы мы не остановились, не слетели со своей «орбиты». А если блюдце падает, жонглер снова ставит его на соломинку и запускает во вращение…
Просто Саше было необходимо, чтобы все вокруг крутилось. Он считал это важным для себя и нужным для всех. Тарелочка должна крутиться! Это красиво!! Ну, не есть же с нее? А еще она может летать. Это Саша утверждает как профессиональный лингвист: главный по летающим тарелочкам. Сказочным, конечно...

Счастье Учителя – ученики!

Александру Альбертовичу удалось создать настоящую команду, оставить многочисленную смену. Горько и больно от того, что так рано и неожиданно он ушел, не успев насладиться прекрасными плодами своего труда. Не успел Саша поработать со своими учениками плечом к плечу. Все же радостно от того, что группа Сашиных продолжателей – многочисленная! Печально, но светло...

Не так давно Саша увлек романтикой туризма ребят 14-16 лет. Он сам учился и менял методы, привлекая всех своих друзей-сверстников, ни от какого совета не отказывался. И все было подчинено тому Великому Пути, которым он следовал сам и вел других. Не ЗА собой, а РЯДОМ с собой! Путь был один, но подходов и тропинок к нему – множество великое.
Саша каждому из нас, взрослых-друзей и детей-учеников, давал одно направление и свою собственную тропинку к намеченной общей цели. Образно говоря: «А теперь – разбежались!.. Встречаемся там-то...» Вечером в «Румбе» –  лепить из глины древнегреческие амфоры; в выставочном зале – смотреть и обсуждать фильмы; в Доме творчества – отправим Гитару по кругу; в экологическом центре – поговорим о будущем нашего города, о том, каким прекрасным оно будет, если мы сейчас что-то придумаем, а потом, когда вырастем, сделаем это сами. А еще – на Родничках, будем убирать бытовой мусор, потому что уже есть договоренность с Овидиопольским горсоветом: дадут машину для вывоза. А потом там же будет творческий лагерь с мастер-классами. А еще – серьезные походы по Крыму, которые Саша лично готовил, один выезжал, проходил и подготавливал трассу, а на последнем привале бывали концерты авторской песни. И еще, и еще...
Литературные, музыкальные, поэтические вечера, Малая Академия Наук, тренировки в городском парке и прямо во дворе моего дома, под моим балконом, и мне всех видно из окна, и Сашу – тоже, и я могу выйти в домашнем халате и поговорить...
А еще – Сашино участие в подготовке фестиваля искусств «Провинция у моря», устройство живописных и фото-выставок, помощь знакомым художникам.
И еще – попытка организовать Школу под открытым небом, поездки в Крым к ученым – в обсерваторию, на раскопки древних городов. И привлечение к своей работе с детьми геологов, археологов, орнитологов, других педагогов, которых надо встретить с автобуса и проводить... И участие в соревнованиях МЧС, и работа на «Телефоне доверия»... И организация туристического клуба «Аргонавт» в Овидиополе... И так далее, и так далее...

Саша придумывал, организовывал, проводил мероприятия в школах Черноморска (тогда Ильичевска), Александровки, Малой и Новой Долин, в Овидиополе, Одессе, Крыму... Проводил лично или помогал: обеспечивал аппаратурой, микрофонами, экранами, афишами, объявлениями; находил, договаривался, сам приносил...; помогал паковать и выносить из мастерских картины, расставлял; развешивал фотографии, сам изготовлял рамки из природных материалов. Саша вникал во все: какие ткани использовать, сколько свечей припасти и на сколько грампластинок их надо поставить, чтобы казенные столы не испортить. Да еще мебель расставить как-нибудь с выдумкой, чтобы уютно было и креативненько. А после, как бы ни устал – все убрать А еще будет роскошный чай с травами и скромное угощение...

И вот это все – ежедневно, многолетне, своими собственными руками, не жалуясь и не показывая усталости. Больше того: с радостью и душевной гармонией!

Я помню, как однажды, в последний год, он пришел очень оживленный, светящийся.
– Наташ, я сейчас был на литературном вечере! Представляешь?! Ребята сами все подготовили! Сами провели! А я сидел, как зритель, и ничего не делал!! Это та-а-ак здорово!!.
Тот вечер этот вела его ученица Оля Томашунос.

Я думаю, что за этим длинным, но беглым и неполным, перечнем каждый увидит многочисленные, многочасовые встречи, когда Сашины труды и заботы даже не замечались и уж точно – не превозносились как нечто выдающееся. А на самом деле вот эта Сашина отзывчивость и тщательность в мелочах – уникальны, и так же уникальна его скромность.

Он казался не от мира сего...
 
Одухотворенное лицо, скромная одежда, никакого богемного эпатажа. Тихий голос. Его можно назвать неприметным. И казалось, что на уме у него – только стихи, песни, сказки, походы... И детей он растит немножко особенных, взращивая в них божьи зерна таланта и непохожести на других. Все так, но – как ступень развития, которую надо преодолеть. Не всегда легко, далеко не просто. Процесс перехода из лелеемого «не похож на других» в жесткие рамки «такой же, как другие люди» зачастую проходит у детей болезненно. И Саша кропотливо контролировал, корректировал, чтобы ученик сумел найти общий язык с обществом, не утратив своей уникальности, чтобы ребята, уйдя в свою взрослую жизнь, не стали в ней для всех смешными и страдающими от этого отщепенцами. Он хотел научить детей смело и увлеченно делать в жизни то, что нравится, применять свой Божий дар и находить единомышленников. И не бояться трудностей. И не гнаться за чрезмерными материальными благами, уметь отказываться от них во имя своей мечты, при этом сохраняя уверенность в себе и человеческое достоинство. И уважать это все в других.

Саше удалось скрепить дружбой и общим делом удивительные команды молодежи. Одна из них – арт-объединение «Фермата». Ребята получили разные профессии, но место встречи души изменить нельзя. Это – тур. клуб «Румб», Крым, Роднички и все остальные места Сашиной боевой славы. Боевой – в прямом смысле, без кавычек, потому, что Сашина уникальная педагогика – это бесконечный, бескорыстный бой с ленью, обыденностью, косностью и депрессией. Пусть жизнь будет трудной, но можно и трудности сделать радостными. Можно трудности выбирать, а не давать им шанс наваливаться на нас, когда им заблагорассудится. Этой науке побеждать уныние и неблагоприятные обстоятельства Саша отдал все свои силы и всю жизнь.

Я думаю, что эта жизненная философия продлила Сашино общение с нами еще на год, на несколько месяцев, недель, дней, еще на несколько часов... А теперь – на многие, многие годы, пока мы живы и помним, пока мы можем рассказать о том, что видели, слышали, поняли, в чем лично участвовали и чему стали свидетелями. А, значит, Сашина духовная жизнь продолжается. Он просто ушел в свою виртуальную Школу Под Открытым Небом – учить тех детей, которые придут в этот мир позже...

Саша был учителем жизни...

Саша только казался неизменным романтиком. На самом деле он твердо стоял на земле, видел несовершенство мира, общества, человеческих отношений. Признаюсь, я часто впадала в иллюзию: ах, творческие дети, такие необыкновенные, такие... Ах, ах, ах!.. Такие!.. Ну, вроде как немножко бесполые... Дети-таланты-вообще... А дети подросли, и оказалось, что они – не просто романтически настроенные дети, а очень открытые, ранимые девочки и мальчики. Отрочество, юность, первые сильные серьезные чувства. Другие «ах, ах, ах»... Наши дети выросли. Они влюбляются, встречаются, расстаются... Вау! Караул! Они самозабвенно радуются и неимоверно страдают! Надо помочь, схватить, спасти, спрятать!..

Саша и здесь оказывался мудрее обеспокоенных, зачастую паникующих, родителей. Он прекрасно видел кипение молодых страстей и не пугался, а находил безопасное русло для выхода эмоций. Ведь безответная любовь или разрыв – это не повод для того, чтобы напиться или пуститься во все тяжкие, а добротный материал, например, для лирического стихотворения или какого-нибудь полезного проекта. Переживите это, сохраните способность любить. Ведь тот самый «повод для нЭрвного срыва» – вовсе не повод, и не всегда предательство. Просто так жизнь повернулась… Теперь вы знаете, что без любви, без ответа, без помощи – плохо человеку…
Мудрый Саша учил юных и горячих учеников: да, бывает, что любовь заканчивается... Хотя – нет! Не бывает! Она – как река: иногда меняет русло, устремляется к другому человеку. Относитесь к этому философски, как к явлению природы. Природы человека!..

Конечно, Саша никогда так не говорил. Это уж я перевожу в слова некий духовный посыл. Сашиного большого любящего сердца хватало на всех и все: больших и совсем маленьких учеников, друзей-ровесников, пожилых, даже стареньких знакомых, на города, природу, планету, космос… И он всегда был готов подставить плечо – и человеку в стесненных обстоятельствах, и сломанному дереву. Всегда был готов указать путь человеку и прочистить русло роднику.

Естественно, на свете много рецептов – как пережить трудности первой любви. (А так же второй, третьей и всех последующих…) У Саши был такой: хорошо, когда это не происходит никогда, но, раз уж произошло, то смиритесь, оставайтесь друзьями и устремляйтесь к чему-то главному для вас, к тому, что захватит целиком и вытеснит эту боль, освободит место для новой грядущей радости. Это обязательно произойдет! И очень скоро! Надо только потрудиться и проложить новое русло Реке Любви...


30 сентября 2015 г.

******************

P.S., 8 января 2023 г.

Саша ушел от нас 23 сентября 2015 г. В этих заметках мне, знавшей его многие годы, хотелось еще продлить иллюзию присутствия, пока еще не прошло 9 дней, после которых он будет очень далеко от нас. Хотелось вспомнить как можно больше все то хорошее, что принес Саша каждому из нас и всем вместе.


Рецензии