Доповнення задля Сл пучо-б ле

Урок слова 2
       Посмотрите, куда направлено ваше внимание, и спросите себя: это то, чего вы хотите? Вы не получаете ответа, потому что боитесь спросить, но твой страх – это то, чего ты хочешь?  Тогда почему ты ничего не меняешь? Посмотрите, пожалуйста, еще раз, куда направлено ваше внимание, и спросите себя: это действительно то, чего вы хотите? Спроси себя: ты хочешь быть внутри? Я говорю точно: ты хочешь быть внутри своего чувства? Внутри нас есть только отработанное вещество... «Не направляйте глаза в желудок», как говорит Клим, первый принцип – мир прозрачен...
 

   Слово есть, и слова достаточно. Слово уже есть. И здесь, в ситуации есть вся максимальная гармония, которая может быть. Ты выбираешь быть так, а я выбираю быть так. Мир – это целостность, и в нем есть твой страх и твоя радость, тысячи разных качеств. В этот момент на Камчатке котики отдыхают на берегу – это очень важно, это важнее, чем твой страх, и, может быть, это касается тебя больше, чем твой страх, потому что все есть, и все есть сразу. Поэтому можно радоваться, и поэтому есть молитва – «Радуйся!»

   Когда-то в иудейской традиции текст «Песни песней» нельзя было читать до тридцати лет, потому что это священный текст, человек должен быть к нему готов. Давайте спросим себя: а что свято для нас? Спросите себя сейчас: Для вас святы ваши представления? Где лежит для вас понятие дорогого, святого?  Слово существует заэтим местом, над ним. Вы помните, как голодному апостолу Петру Господь предложил свинину? Для благоверного иудея это был шок, он ответил: «Я не могу», потому что для еврея есть свинину – это святотатство, нарушение святости. Тогда Господь сказал ему: «Кто ты такой, чтобы говорить, что свято, а что не свято?» Кто ты такой? Со словом можно работать только тогда, когда ты можешь ответить, кто ты есть. Слово больше, чем человек, Слово свято. Поэтому когда работаешь с текстом, ты должен уважать текст, ты должен его по-лю-бить. Я говорю точно: ты должен любить. Это может показаться странным: «Как это: я должен любить?» Да, ты должен... Только вернув себе чувство слова, можно реально работать с текстом. Для современного человека слово не значит ничего, и только обнаружив в себе какого-то другого человека, для которого слово имеет значение, вы сможете работать с текстом. Обычно мы текстом пользуемся, это наша привычка. Можно пользоваться, но надо отдавать себе отчет, что ты используешь текст, потому что за слово прийдется отвечать. Это закон – каждому из нас прийдется отвечать за все свои слова.
  Я говорю об этике отношения к слову. Если у вас что-то не получается, спросите себя: «Кто ты такой?», и вы обнаружите своих персонажей зависимости: персонажей страха, обиды, святости, персонажей-учеников. «Ой, я не понимаю» – это очень знакомый персонаж, как и персонаж понимания: «Я-то знаю, что ты мне рассказываешь?» И мы играем в этот театр – мы все играем в этот театр. Своих персонажей надо знать, больше того, своих персонажей тоже надо любить. Маленького, глупого, неказистого – его надо любить, потому что ты не знаешь, зачем он.

   Помни, что за всеми твоими страхами, представлениями, хорошими или плохими, – ты есть, только помни, и вначале этого достаточно. Если я выхожу с памятью «Аз есмь», тогда все остальное становится относительным, потому что есть тот, который помнит и готов отвечать. Наши чувства влияют, иногда они сносят память, но только это – «Аз есмь», и тогда у нас впервые появляется возможность служить слову. Слово нам служит, оно есть в мире для того, чтобы быть человеку, слово нам служит, и мы служим ему, по простому закону: как аукнется, так и откликнется; кого позовешь, тот и придет. Слабо зовешь – слабое приходит, зовешь страх – приходит страх. Потому что мир прозрачен, все есть. И никто из нас не знает, зачем в мире существует война, доброе и злое, мы лишены реального знания. Это то, что называется «человек» – лишенный реального знания. У нас есть только возможность, возможность невозможного – быть.
  Культура всегда находила способ встречи со Словом, и выработала какие-то технологии, но сама технология – это только подготовка к встрече. Слово – всегда тайна, и находится в тайне, а любые мои представления – уже не тайна. Если я служу Слову, то Слово может прочитать меня, иначе я читаю то, что уже прежде чтения написал сам, свою интерпретацию, и, парадоксально, я вторичен. Правдивый ответ: «Я не знаю», и тогда Слово начинает читать тебя и выносить наружу твои страхи, желания, симпатии, антипатии, кучу каких-то незначащих мелочей. И это очень интересная книжка. «Что сыгралось через меня?» – это другая логика, актер – это  пустота, через него сегодня сыгрался такой персонаж, потому что он есть – потому что все есть.

  Текст живой – это трудно принять и нельзя объяснить, это как бы очень по-детски, – чувство, когда текст для тебя жи-вой. Ты определенным образом общаешься с живым: ты не можешь просто так подойти и ударить или дернуть, потому что это живое. И точно так же текст – ты должен найти свое персональное отношение с ним. Можно сказать так: необходимо, чтобы текст тебя знал – не ты знал текст, а он знал тебя. Еще раз, вдумайтесь: не важно, знаешь ли ты одну главу текста, две или три, важно, чтобы текст тебя знал. И он тебе говорит: «Выходи», «Говори», «Молчи». Это не фантазия, это реальная практика. Тогда у вас будут возникать детали, гласная и согласная, возникнет рельеф, ритм, потому что вас будет учить текст, а не я и не кто-то. Так же как Шанкар говорит: «Сейчас палка ваш учитель», и палка становится вашим учителем. В этом есть простой смысл. Ты можешь сказать: «Но это палка!», и ты лишаешь себя шанса. И можешь сказать: «Да, это палка, но это мой учитель», тогда у тебя появляется шанс что-то открыть. У того, что я говорю, есть только одна задача – поменять вашу точку зрения на текст.
  Это не требует убеждения. «Нет» – «нет», «да» – «да». Два важные слова: «да» и «нет» –это начало ритуала. «Нет» без почему, «нет» не обсуждается, потому что через слово «нет» впервые проявляется воля. «Этому – нет», «это – нет» – первый жест воли, и в этом смысле – воли к пространству, для пространства. «Да» – это узнавание: «да» – «да, это».

Слова – это орнамент нашего мира. Есть четыре уровня Слова. Первый – простейший – коммуникативный, все «бла-бла» лежат на этом уровне. Все разговоры о политике, о том, что надо работать, о том, что есть музыка, о том, что такое театр – это все первый уровень – коммуникации.  Второй – это уровень «над барьерами». К нему относятся интуиция, поэзия, песня – все, что создано человеком над коммуникативным уровнем. Как правило, пространство, где человек живет – это коммуникация и немного над коммуникацией. Третий уровень – Слово, которое спускается к тебе. Не ты его хозяин, оно спускается к тебе, и властвует тобой. Эти три уровня доступны человеку, и есть четвертый уровень, который в принципе ему не доступен – Слово есть, но оно в этом мире не проявляется. Текст «Песни песней» это знает. Ему больше двух тысяч лет, он имеет структуру, которую нельзя вычислить, нельзя классифицировать и положить в ясную дефиницию, поэтому есть масса литературы о том, что это фрагменты. Он странно существует в культуре: «Это о любви», «Это о любви»... Это не о любви в человеческом понимании. В этом тексте есть мотив любви, но точно также есть мотив войны, поэтому можно сказать, что текст о войне, просто этот уровень не прописан словами. Как только возникает любовь, возникает война. Все войны начинались из-за любви, как только ты хочешь любви, ты получаешь войну. Лично для меня это текст о Милости, о милосердии. Есть старое славянское слово «милость»: «Я его милую», «Это мой милый». Это текст о милости, Милость – дар другого уровня человеку, иногда милостью может быть смерть. Божья Милость – это не понятие человека.

  Конечно, мы можем начать что-то делать, но, возможно, самое главное – это поменять точку зрения. Иначе мы лишаем себя воздуха при работе с текстом и начинаем задыхаться, потому что заходим со стороны, где воздух не прибывает, а сгорает. Для меня то, о чем я говорю, и есть практика. Я понимаю практику как принятие закона – когда закон входит в тебя. Если вы хотите, это может случиться в один день, но лучше, чтобы это происходило медленно.   

2009 - 2012, (Автор -  мій друг)

 

 “Слово – это то, что всегда есть, а этот привходящий тон – это то, что может быть. Тогда Слово – это то, что мы зовем.

 

Кто-то скажет «нет, мне не нравится». Хорошо, давай позовем другое. Другое может прийти только на другом тоне. Я говорю точно – на тоне, потому что тон есть носитель вести. Мы меняем тон, и к нам приходит другой – тот, кого мы зовем. Почему это трудно? Потому что сюда может прийти только это. Всегда есть ситуация, и если изменится ситуация – а ситуация это то, что уже случилось – произошедшее – то только тогда появляется возможность, что придет другое. И если тебе не нравится – делай попытку, меняй ситуацию, действуй, чтобы появилась новая возможность.” (мій друг)


Рецензии