Малевич
Знак революций ли Красный квадрат,
Синие ль прямоугольные пятна
Что-то о мудрости нам говорят?
На живописца, томясь о предмете,
Юный художник учился не зря
На рубеже двух прошедших столетий,
Сердцем скорбя и душою горя.
Думалось, видимо, так Казимиру:
«Надо ль, коль выдуман дагерротип*,
Кинематограф коль бродит по миру,
Быть копиистом желтеющих лип?
Кто есть художник – пустой наблюдатель?
Тварь он дрожащая или творец?
Мир до багряных глубин благодатен,
И живописец – о тайне певец!
Красноречивее слов умолчанье,
А недосказанность – вот реализм!
В мире пустынность пустынь изначальна –
Явь беспредметности: супрематизм**.
Смотришь на цвет, и рождаются чувства,
Мысли приходят иль ноты звучат…
Холст, как зерцало! Не в том ли искусство,
Кинуть на Белое белый квадрат?»…
Жаль, нету вечного в мире подлунном –
Всё изменяется в круге земном.
Будто ударил по трепетным струнам
Злобный насмешник железным жезлом:
Выстрел войну развязал мировую
Первую. А новой жизни заря
Скинула трон: царь отрёкся впустую…
Хоть и невольно, но всё-таки зря.
Время сломило законы царизма,
Гневно согнуло истории ход:
Дух революций под флаг футуризма
Многих позвал, как евреев в исход.
Белые с красными друг против друга,
Брат против брата, а сын на отца
Насмерть – глаза застелила им вьюга:
Каждый в другом увидал подлеца.
Тайна свершилась. И умер художник,
Мир поразив чёрной меткой креста…
Жжёт беспредметность и скачет безбожно
Красная конница краем холста.
Пошлым умам предрекая расплату,
Бездна царит и… на все времена
Око Вселенной, как в раму окна,
В душу из Чёрного смотрит квадрата.
* дагерротип – (название первых фотографий)
**супрематизм – (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.
Свидетельство о публикации №117062304324
Эля Григ 29.06.2017 12:15 Заявить о нарушении
С теплом и любовью,
Саша Легкопарус 29.06.2017 21:39 Заявить о нарушении
Что до Иосифа и прочих - это все мертвые гении, у тебя несравненное перед ними преимущество - ты можешь выйти прогуляться;-) красные помидоры мне вообще не по вкусу, Бродский завораживает техничностью, люблю почитать, но... он вечно бессильный какой-то.
Эля Григ 29.06.2017 23:28 Заявить о нарушении
Н. ГУМИЛЕВ.
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
В стране, где гиппогриф веселый льва
Крылатого зовет играть в лазури,
Где выпускает ночь из рукава
Хрустальных нимф и венценосных фурий;
В стране, где тихи гробы мертвецов,
Но где жива их воля, власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.
Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство.
На Фьезоле, средь тонких тополей,
Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.
На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.
Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, —
Куда он едет, в церковь иль к невесте?
Горит заря на городской стене,
Идут стада по улицам предместий;
Мария держит Сына Своего,
Кудрявого, с румянцем благородным,
Такие дети в ночь под Рождество
Наверно снятся женщинам бесплодным;
И так нестрашен связанным святым
Палач, в рубашку синюю одетый,
Им хорошо под нимбом золотым:
И здесь есть свет, и там — иные светы.
А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освященном масле.
И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
А. ТАРКОВСКИЙ.
ПАУЛЬ КЛЕЕ
Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,
Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне
Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.
Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,
И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?
На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...
Н. МАТВЕЕВА.
РЕМБРАНДТ
Он умер в Голландии, холодом моря повитой.
Оборванный бог, нищий гений.
Он умер и дивную тайну унес нераскрытой.
Он был королем светотени.
Бессмертную кисть, точно жезл королевский, держал он
Над царством мечты негасимой
Той самой рукою, что старческой дрожью дрожала,
Когда подаянья просил он.
Закутанный в тряпки, бродил он окраиной смутной
У двориков заиндевелых.
Ладонь исполина он лодочкой складывал утлой
И зябко подсчитывал мелочь.
Считал ли он то, сколько сам человечеству отдал?
Не столько ему подавали!
Король светотени - он все ж оставался голодным,
Когда королем его звали.
Когда же, отпетый отпетыми, низший из низших,
Упал он с последней ступени,
Его схоронили (с оглядкой!) на кладбище нищих.
Его - короля светотени!
...Пылится палитра. Паук на рембрандтовской раме
В кругу паутины распластан.
На кладбище нищих. В старинном седом Амстердаме
Лежит император контрастов.
С порывами ветра проносится иней печально,
Туманятся кровли и шпили...
Бьет море в плотины...Не скоро откроется тайна,
Уснувшая в нищей могиле!
Но скоро в потемки сквозь вычурный щит паутины
Весны дуновенье прорвется:
Какие для славы откроются миру картины
В лучах нидерландского солнца!
И юный художник, взволнованный звонкой молвою,
И старый прославленный гений
На кладбище нищих с поникшей придут головою
Почтить короля светотени.
А тень от него никогда не отступит. Хоть часто
Он свет перемешивал с нею.
И мастер контраста - увы! - не увидит контраста
Меж смертью и славой своею.
Всемирная слава пылает над кладбищем нищих:
Там тень, но и солнце не там ли?
Но тише! Он спит. И на ощупь художники ищут
Ключи неразгаданной тайны.
П. АНТОКОЛЬСКИЙ.
ИЕРОНИМ БОСХ
Я завещаю правнукам записки,
Где высказана будет без опаски
Вся правда об Иерониме Босхе.
Художник этот в давние года
Не бедствовал, был весел, благодушен,
Хотя и знал, что может быть повешен
На площади, перед любой из башен,
В знак приближенья Страшного суда.
Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: "Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом".
Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.
Не догадалась дьяволова паства,
Что честное, веселое искусство
Карает воровство, казнит убийство.
Так это дело было начато.
Мы вышли из харчевни рано утром.
Над городом, озлобленным и хитрым,
Шли только тучи, согнанные ветром,
И загибались медленно в ничто.
Проснулись торгаши, монахи, судьи.
На улице калякали соседи.
А чертенята спереди и сзади
Вели себя меж них как Господа.
Так, нагло раскорячась и не прячась,
На смену людям вылезала нечисть
И возвещала горькую им участь,
Сулила близость Страшного суда.
Художник знал, что Страшный суд напишет,
Пред общим разрушеньем не опешит,
Он чувствовал, что время перепашет
Все кладбища и пепелища все.
Он вглядывался в шабаш беспримерный
На черных рынках пошлости всемирной.
Над Рейном, и над Темзой, и над Марной
Он видел смерть во всей ее красе.
Я замечал в сочельник и на пасху,
Как у картин Иеронима Босха
Толпились люди, подходили близко
И в страхе разбегались кто куда,
Сбегались вновь, искали с ближним сходство,
Кричали: "Прочь! Бесстыдство! Святотатство!"
Во избежанье Страшного суда.
Саша Легкопарус 30.06.2017 16:40 Заявить о нарушении
Но и этого с меня хватит!
Не всякому дано родиться одарённым.
Саша Легкопарус 30.06.2017 21:12 Заявить о нарушении
Эля Григ 30.06.2017 23:10 Заявить о нарушении
Саша Легкопарус 01.07.2017 01:42 Заявить о нарушении
Эля Григ 01.07.2017 02:13 Заявить о нарушении
Саша Легкопарус 01.07.2017 09:03 Заявить о нарушении
Разве разделимы в поэзии душа и разум? И разве разум не есть душа?) а та душа, которую видишь ты, она непременно глупа? И если глупа она, не значит ли, что она зла? И что может быть разумнее доброго или разумнее и глубже любви. И есть ли Любовь попытка отыскать в любом нечто, что на самом деле присуще тебе самому, или это возможность увидеть целиком, пусть и плоским, и неразумным или злым и полюбить таким? Что же ты, Саша, пытаешься во всех "душу художника" увидеть, художник иногда спит... и это не значит, что в следующий раз он не напишет шедевр...) а видеть во всем больше, чем есть, это, друг мой, гигантомания, разве не это бег на месте?)
Эля Григ 01.07.2017 10:45 Заявить о нарушении
(Извини, но все обвинения - мимо)))
Саша Легкопарус 01.07.2017 13:55 Заявить о нарушении
Тебе хочется обвинений от меня? А мне так не хотелось уличать тебя. Мммм... вот тебе, пожалуй, ты как некоторые (будем деликатны) из мужчин сначала обращаешь внимание на форму ("эти стихи о художниках восхищают, особенно использование Антакольским разногласных рифм") а потом вдруг начинаешь говорить о том, что за текстом))) о душе. Это из серии: у неё такая грудь!!! но я люблю её душу.;-))))))
Вижу, ты скучаешь без достойного собеседника...)))))
Эля Григ 01.07.2017 14:15 Заявить о нарушении
Саша Легкопарус 01.07.2017 15:51 Заявить о нарушении
Эля Григ 01.07.2017 16:08 Заявить о нарушении
Эля Григ 01.07.2017 16:30 Заявить о нарушении