Гоша... он же Гога - Памяти Алексея Баталова

                Памяти Алексея Баталова

                «В человеческой жизни на каждом шагу
                есть такие мгновения, такое напряжение чувств,
                куда невозможно вторгаться словами.»

                Алексей Баталов


Я помяну… без слов…
Как выразить словами
Всю ценность всех ролей,
Всей жизни, всех работ?!?
А журавли летят –
Там, в Небесах, над нами.
И там – его Душа.
И Бог его там ждёт…

По жизни он прошёл
Тибулом, по канату.
Улыбкою своей
Он зажигал Сердца.
Жил честно, хорошо.
Учил тому, что свято.
Надёжный - средь друзей.
И честный - до конца.

Но слава Богу – был!
Успел сказать так много
Сияньем добрых глаз!
И Бога различил.
Он не играл – он жил!
Он – Гоша, он же – Гога!
И он любил всех нас.
Учил нас… и лечил.

Я помяну… без слов…
Как выразить словами
Всю ценность всех ролей,
Всей жизни, всех работ?!?
А журавли летят –
Там, в Небесах, над нами.
И там – его Душа.
Домой к себе идёт…


P.S.   «Что нужно сердцу моему, чтоб быть счастливым? Так немного...
Люблю зверей, деревья, Бога, и в полдень луч, и в полночь тьму».

Владимир Набоков

P.P.S.   «Алексей Баталов. Актер, режиссер, сценарист.
Окончил Школу-¬студию им. В. И. Немировича¬Данченко во МХАТе.
(1950). В 1953—1956 играл на сцене МХАТ им. М. Горького, в 1957—
1975 — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм». В кино снимается с
1944 года. Среди ролей А.Баталова не было проходных: ¬ "Живой труп"
В.Венгерова по одноименной пьесе Л.Толстого (1969 г.); "Бег" А.Алова
и В.Наумова по мотивам произведений М.Булгакова (1971 г.); "Чисто английское убийство" С.Самсонова (1974 г.); "Звезда пленительного счастья" В.Мотыля (1975 г.); "Сгореть, чтобы светить" Н.Чернева (Болгария, 1975 г.); "Москва слезам не верит" В.Меньшова (1979 г.); "Скорость" В.Светозарова (1983 г.); "Зонтик для новобрачных" (1986 г.). Простой перечень этих картин
воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.
Однако две киноленты, две роли все¬-таки стоят особняком. Классика - ¬ пьеса "Бег" М.Булгакова, которую блистательно экранизировали А.Алов и В.Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-¬доцента Голубкова, которую исполнил А.Баталов,¬ точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама ¬ "Москва слезам не верит",¬ фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве ¬- премию Оскар. А.Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. Роднит их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество, ¬ качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.
С 1975 — педагог ВГИКа, профессор c 1979. Алексей Владимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью.

Родители Алексея Баталова — МХАТовские актеры Владимир Баталов и Нина Ольшевская, но с детства он воспитывался в семье писателя Виктора Ардова, второго мужа его матери. Артист лично встречался с Ахматовой и Булгаковым, а диплом ему подписывала сама Ольга Книппер-Чехова. В таких
обстоятельствах его жизнь не могла сложиться "обычно". Баталов — человек легенда. Актер, о котором говорят и будут говорить, только добавляя эпитет "великий". Он одинаково правдоподобен в ролях "простых советских парней", как Саша Румянцев или Гоша (он же Гога), интеллигентов, как чеховский Гуров и булгаковский Голубков, и персон "голубых кровей", вроде князя Трубецкого.»

«В качестве режиссера Баталов снял "Шинель", "Три толстяка" и "Игрок". Особое место в творчестве Алексея Владимировича занимала работа на радио.
Среди его радиопостановок "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора
Достоевского, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова и другие. С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе. С 1980 года, уже будучи профессором, заведовал кафедрой актерского мастерства. Как руководитель курса выпустил семь актерских мастерских. Являлся художественным руководителем актерского факультета ВГИКа.
С 2007 по 2013 год занимал пост президента Российской академии
кинематографических искусств "Ника", был президентом кинофестиваля "Московская премьера".
В последние годы он отошел от дел, занимался литературой. Среди его работ —
"Диалоги в антракте", "Судьба и ремесло", "Сундук артиста".
Алексей Баталов испытывал проблемы с сосудами, от этого у него часто кружилась голова. Во время очередного обострения болезни в январе 2017 года он упал дома и сломал шейку бедра. Спустя месяц ему сделали восстановительную операцию, после которой он уже не покидал стены московской больницы. За день до смерти в стенах больничной палаты его причастил священник. Алексей Владимирович Баталов скончался во сне, в 6 часов утра 15 июня 2017 года, на 89­м году жизни.»


Рецензии