Древние литовцы. ч. 1. Крев за крев
Народ литовский в глубокой древности имел письмена двух видов:
1) руны, заимствованные от Скандинавов (на берегу р. Пены, между Одером и Эльбою, где жили Геруллы, найден камень с рунической надписью к богу Перкуну на литовском языке)
2) письмена собственно Литовские, употреблявшиеся для надписей на щитах, гербах, знаменах и пр.
Прусский Доминиканец Семеон Грунау, писатель ХVI века, нашел такую надпись, которая находилась на Литовском знамени. Лука Давидъ в Прусской хронике поместил снимок с нея и некоторые Писатели считали эту надпись и самые письмена простою выдумкою; но наш Байеръ открыл ту же надпись из других источников и находил сходство с буквами Иверийскими, после оказалось, что это письмо было известно еще Бретхену и древнейшим Прусским Писателям, и за тем не осталось сомнения, что письмена у древних Литовцев действительно были. Ученый Шведъ Тунманъ, сравнив упомянутую надпись со всеми известными древними письменами, прочитал в ней молитву к богу Курко или Курхо.
Правление и Религия. В древности правление Литовцев было теократическое-демократическое. Общественные дела решались на народных собраниях, но преимущество имел голос верховного жреца Криве-Кривейто [обратим внимание, что на польском будет записано не через "и" - а через "е" - Крев - кровь - прим. И.Р.], изрекавшего волю богов.
Боги. Литовцы чествовали следующих богов:
Прамжимасъ или Прокоримосъ - по Латышски - Ликтенсъ - то есть судьба - управлял судьбою земли и самих богов. Он обитал в небесном пространстве, и жил во дворце "прамжу", окруженном садами.
Однажды Прамжимасъ из окна своего дворца увидел, что на земле свирепствуют войны, разбои и нечестие, и в наказание людей, а особенно злых исполинов, послал на Землю два злых существа Ванду и Вейю, то есть Воду и Ветер, которые затопили всю землю. Наконец, бог умилостивившись, укротил воду и огонь, вода спала - люди и животные разошлись по всей земле; только один мужчина и одна женщина остались на той земле, от которой произошли литовцы. Но как они по старости не могли иметь детей, то Прамжимасъ послал к ним Линксмину - радугу, которая посоветовала им скакать через кости земли. Мужчина перескочил 9 раз, и явилось 9 юношей; женщина перескочила тоже 9 раз, и явилось 9 девиц. Из них произошло 9 литовских племен.
2) Оккапирмасъ или Оккасъ или Орасъ - предвечный распоряжался временем и атмосферою. В праздник, установленный в честь него, около 25 Декабря, очищались от грехов и узнавали будущее.
3) Виршайтосъ - бог имущества движимого и недвижимого
4) Перкунъ - громовержец, бог грома, молнии, грозы и непогоды. Его особенно чтили и ему усиленно молились Литовцы, чтобы пощадил их поля; ему посвящен был один день в неделе - пятница; жрецы каждый день приносили ему жертвы. А Криво-Кривейто изображение его имел на своем нарядном платье.
5) Кавасъ или Кавлясъ - бог войны, которому посвящен был месяц Мартъ; ему молились Литовцы, готовясь идти в бой [вспомним Весну Священную - прим. И.Р.]. Вороной конь и черный петух были символами Коваса и приносились ему в жертву и изображались на военных знаменах. В Ревеле в церкви Св. Олая, до сих пор хранится знамя, отнятое рыцарями у Лотвы, с бронзовым петухом; в Кенигсберге было знамя Кейсутово, на котором был изображен скачущий вороной конь, а на нем - черный петух.
6) Рагутисъ - бог пчеловодства, пивоварения, винокурения, особенно получивший хвалы на пирах и попойках.
7) Сотваросъ - бог солнца, пастухов, поэтов и лекарей.
8) Атримпосъ - бог моря и воды. Символом его была урна, наполненная водою с водяным ужем и прикрытая снопом.Его истукан в виде ужа, свившегося спиралью, с человеческой головою, стоял в капище в Ромнове, по левую руку Перкуна. На большой хоргви Прусской он изображался в виде юноши, увенчанного колосьями. Жертву ему приносили при зажженных восковых свечах - янтарь, а иногда и младенцев, которых жрец приготовлял трехдневным постом.
9) Гардеольдисъ, Гардоайтисъ, Пердойте, Пердойтусъ - бог ветров и морских непогод; он жил среди моря и владычествовал над ветрами; изображался в виде великана. В жертву ему приносили рыб в глубоких сосудах - в знак того, что он господствует в глубинах морских.
10) Поклусъ, Пиколъ, Пекола, Прагартисъ - бог и мучитель душ по смерти людей [cр. Пекло - прим. И.Р.], изображался в виде старца с седой бородой, бледным лицом, неподвижными глазами, поднятыми вверх, голову имел он, небрежно обвитую белым платком, являлся людям как предзнаменование близких бед и любил пугать детей. Символом его были три черепа: бычий, человечий и конский. [по рассказам очевидцев подобных старцев часто видели перд Великой отечественной и во время её по лесам в Белоруси - прим. И.Р.]
11) Кругисъ - покровитель кузнецов
12) Земеникасъ, Курко или Курхусъ - бог плодов земных, мрака и домоводства. Ему усердствовали содержанием ужей, которых кормили молоком, приносили в жертву начатки плодов, от ловли рыбы и зверей. Его Капище было в Пруссии в Гейлигенбейле, где горел неугасимый огонь. Истукан его каждый год разбивали и делали новый. Молитвы к енму писались на хоругвях.
Свидетельство о публикации №117062203166
Посмотрите на знак Бога Перуна на камне
http://stihi.ru/2010/05/03/4968
С уважением, Николай
Самойлов Николай Григорьевич 02.01.2022 23:54 Заявить о нарушении
Вчера только в одной компании опять недобрым словом вспоминали Сталина, который считается умышленно разделил белорусский народ, отрезав Вильно от Беларуси и прирезав Литве, на пустом месте создав Литву, в противовес Великому Княжеству Литовскому, которое было основано на языке - бело-русском.
Москва всю дорогу вела этническую войну с теми центрами, которые могли заявить о себе, как противовесе Москве: Владимир, Тверь, Вильно, Чернигов.
Гедиминовичи были серьёзной партией в противовесе московским партиям:
Голицыны
Куракины
Хованские
Полубинские
Трубецкие
Чарторыйские
Сангушки
Корибут-Воронецкие (по ДНК оказались потомками "третьего" сына Ярослава Мудрого)
Кориятовичи-Курцевичи
Замечу, что все эти рода противостояли Романовской "династии".
Что касается камней. И надписей на них...
Сегодня описанное мною понимается в эзотерике как стихали.
Что стихали разумны - убеждалась несколько раз. Следовательно, они вполне могут нанести какие-то знаки на подручном материале. Даже непроизвольно, так сказать, просто проявленный в наш мир огненный знак (допустим) - отпечатается как оттиск.
Если Вы видели главную святыню Беларуси - то вообще вас в камне удивить не может уже ничего - Жировичская икона Божьей Матери.
Большое спасибо Вам, Николай Григорьевич, за отклик.
Добра и здоровья в наступившем году.
С уважением.
Татьяна Ульянина-Васта 03.01.2022 09:09 Заявить о нарушении