Бакунин на приёме у психотерапевта
Если личность Бакунина рассмотрит психотерапевт, то он отметит инфантилизм Бакунина. Артур Манделл, в книге «Бакунин: корни Апокалипсиса» пишет: «Самая главная ошибка считать его апостолом свободы. Бакунинский анархизм — не проповедь свободы, а угроза для нее. Это бегство от власти как от ответственности, стихийный страх нарциссического субъекта перед обществом».
Я бы добавил - бегство в мечту. Свобода по Бакунину, это - «делаю, что хочу», как у ребёнка. В то время как взрослая свобода это умение справляться с обстоятельствами, а не убегать от них или разрушать.
Михаил, по каким то причинам ненавидел свою мать и открыто говорил о своей ненависти к ней в письмах сёстрам. У него было 5 сестёр и 6 братьев: «Мать же нашу я проклинаю, для нее в душе моей нет места другим чувствам, кроме ненависти и самого глубокого, решительного презрения. Не называйте меня жестокосердым; пора выйти нам из сферы фантастической, бессильной чувствительности, пора становиться людьми и быть столь же постоянными и сильными в ненависти, как и в самой любви; не прощение, но неумолимая война нашим врагам, потому что они враги всего человеческого в нас — враги нашего достоинства, нашей свободы».
Из этого отрывка видно, что слова «мать» и «враг» у Бакунина синонимы.
Белинский называл Бакунина «скопцом», многие считали его импотентом, так как жена революционера родила троих дочерей не от него, а от от одного итальянца - сотрудника Бакунина.
Бакунин был весьма женственен, его женственность проявлялась в мягкости и умении прощать, в его способности охотно подчиняться сильному и в непоследовательности, Бакунин легко менял мнения, он мог вызвать на дуэль обидчика, и не прийти. Бакунин даже подписывал свои письма женскими именами «Большая Лиза», «Матрёна».
Матрёна долго терпела Нечаева, который обманул «её» выдав себя за представителя подпольной сети революционеров и заставив Матрёну добывать для себя деньги. И только когда Нечаев начал в наглую шантажировать Бакунина, Матрёна взбунтовалась и послала его у чёрту. Возможно радикализм Бакунина, был доступным для него способом уравновесить свою женственность.
Отсюда его проповедь рационализма, хотя вначале пути он был верующим человеком. Этот рационализм, доведённый до бесчеловечной – сатанинской механики воплотил в себе ученик "Матрёны", умный, бодрый и подлый Сергей Нечаев (1847 - 1882), для которого человек, даже мать или соратник по борьбе были просто пушечным мясом на пути к революции, а точнее к личной власти. О революционере Нечаев пишет: «Безнравственно и преступно все, что мешает ему. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции».
В самом Бакунине иррациональности, интуиции, чувственности, ненависти и любви было с избытком, потому он искал опору в материализме и рациональности, через них пытаясь обрести «фаллос». А вот Нечаев воспринял всё буквально по немецки и поставил на всём человеческом крест. Своим культом бунта и свободы ради свободы Бакунин породил то, против чего боролся сам. Михаил Бакунин породил бездушную машину.
Если верить Полю Бойсену, основателю психоорганического анализа, то отношения человека с миром складываются так как они складывались у него с матерью ибо мать это первый безусловный объект любви от которого мы зависим и которому тянемся всем своим существом.
Воспринимая мать как врага, Бакунин воспринимал как врага всё общество, боролся и порождал этого врага вновь.
Для каждого человека отношение с родителями, прежде в сего с мамой, есть модель отношений с остальными – желанными объектами и событиями. Человек, который имеет серьёзные проблемы с матерью будет конфликтовать со всем вокруг себя, либо искать замену матери в других людях, либо и то и другое. Изменить свой поведение, а значит и судьбу он может, только осознав причинно - следственную связь берущую начало в отношениях с мамой. Таков взгляд психотерапии 20 – го века.
Стать взрослым человеком невозможно не отделившись от мамы, от её «груди», но так же не возможно стать счастливым человеком ненавидя мать, то есть по сути ненавидя себя. Не примирившись с матерью невозможно найти мир в мире, отсюда вечный бунт и , это шизофреническое утверждение «страсть к разрушению есть творчество». Это даже не шиваизм, ибо шиваизм уничтожение отжившего, а не всего, что вызывает страх, или дискомфорт как у Бакунина: иерархия, любовь к Родине, религия, семья, мать, дисциплина и даже самодисциплина без которой не мыслимо ни какое творчество и мастерство. Ведь творить значить создавать из ничего нечто, а разрушать, это наоборот превращать нечто пусть даже несовершенное в ничто, то есть прерывать творческий процесс. Да Бакунин точно видел изъяны общества, его пророчества сбылись, но он не чувствовал жизни, он был лишён этой способности и обвинял за это женщину которая родила и вскормила его и ещё 10 детей. Возможно Михаил не мог простить ей неудовлетворённую потребность в тепле, любви и ласке.
Где же тут справедливость? «Импотенция» пытается представить себя плодотворящим началом.
Свидетельство о публикации №117061905852