Идеология Петра Кропоткина
По отцу Кропоткин был знатнее чем сами Романовы, так как происходил из рода Рюриковичей. И тем не менее Пётр Алексеевич стал основателем идеологии анархо-коммунизма.
Когда в 1917 году Кропоткин вернулся в Россию из эмиграции, на вокзале в Петрограде его встречала многотысячная толпа во главе с Александром Керенским (1881 – 1970), который предлагал Кропоткину портфель любого министра на выбор, Старик отказался.
Обращаясь к русской армии Кропоткин призвал её «Не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых,.. приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд...».
Относительно большевиков Кропоткин предсказывал, что при концентрации власти в руках одной партии, эта партия не захочет ни с кем делиться властью и превратиться в новых дворян. Революция же должна стать всенародной, всеклассовой.
Пётр Кропоткин был духовным учителем Нестора Махно, они встречались в Москве, в 1918 году именно встреча с Кропоткиным определила судьбу молодого Нестора, решившего полностью посвятить себя анархо-коммунизму. Какова же идеология анархо-коммунизма?
1.Церковь ярмо на шее человека
В юности Кропоткин уговаривал брата Сашу желавшего перейти в лютеранство, остаться в православии по чисто практическим соображениям – «лишат дворянства», «ушлют в дальнюю губернию». Позже он считал наиболее верной религией ту, что образовалась сразу после Христа, сам о себе признавался - "...я наконец дошел до того, что почти ни чему не верю, это состояние, когда я думаю о нем, неприятно поражает меня и я не знаю, как выйти из него, я чувствую, что этого не должно быть..." в юности Петя верил в перерождение души после смерти, в 17 лет он стал твёрдым атеистом. «Я немного переменил свои убеждения и начинаю ни во что не верить».
Высшая ценность есть нравственность. Мало не делать другому того, чего не хочешь себе, надо поступать с другими так, как ты желал бы, чтобы поступали с тобой.
2.Анархия это механика
«Анархия – есть миросозерцание, основанное на механическом понимании явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ». Кропоткин считал, что нет ничего, что нельзя было бы объяснить при помощи физических фактов.
3.Взаимопомощь и круговая порука основа эволюции
Взаимопомощь начинается с общения. Общительность – Кропоткин рассматривал как элемент взаимопомощи. И коммунизм существует только тогда, когда есть как можно больше точек соприкосновения между людьми.
Кропоткин считал, что способность к общению и взаимодействию и есть признак сознательности. По мере продвижения вверх по ступеням эволюции живые существа и их сообщества становятся менее инстинктивными – более сознательными. Высшие животные, это те, у которых развита способность к общению и взаимодействию, это коммунистические животные - пчелы, муравьи, попугаи, волки, обезьяны.
4.Революция лучше эволюции
Прямое воздействие окружающей среды на организм – важнейший фактор эволюции. Среда воздействует - организм развивается. Реформа, это тоже эволюция представляющая собою уступки прошлому. Она довольствуется количественными изменениями и постоянно оглядывается назад. Революция же всецело устремлена в будущее. Кропоткин хотел, чтобы через революцию человечество обрело желаемое целиком и сразу. Это установка вылилась в лозунг левых экстремистов - «Всего и немедленно».
5.Вера в благородство и сознательность человека
Вместо веры в бога Кропоткин утверждал веру в человека. «Мы не боимся «злоупотребления свободой», только те, кто ничего не делают, не делают промахов». Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию, а коммунизм , лучшая основа для развития личности.
Надо сказать , что в 17 –ти летнем возрасте Кропоткин был большим прагматиком: "русский человек, я сужу по себе, если дать ему волю, заленится ужасно и ничего не станет делать" – писал он брату Александру в 1857 году.
6.Долой всякую власть и законы
«Не надо нам законов, не надо судей! Свобода, Равенство и Круговая порука, проведенные в жизнь, – единственная верная помеха развитию противообщественных наклонностей».
Ни какой революционной диктатуры. Революционная диктатура, непременно выльется в произвол. Государство всегда зло.
7.Частная собственность есть кража
Главный недостаток экономики – несправедливый обмен, результатом которого являются собственность и неравенство. Пусть все принадлежит всем. Народ сам распределит имущество по потребностям каждой отдельной семьи и по справедливости.
8.Вместо права на труд - право на довольствие
Кропоткин отменил новозаветную установку апостола Павла – «Кто не работает, тот не ест».
«Право на довольство – это социальная революция; право на труд – это, самое большее, промышленная каторга». Каждый имеет право на «паёк» просто потому, что он человек, не зависимо от того работает он или нет. Князь считал, что у каждого холостого коммунара или семьи должно быть отдельное жильё и считал казарменный тип общежития разрушительным для общины.
9.Расселение больших городов и возращение в деревню
Горожане должны вернуться в деревню, на землю. «И под руками этой веселой толпы случайных хлебопашцев поля покроются богатыми жатвами; руководить работой будут, конечно, люди, знающие земледелие, главным же образом – великий практический ум народа, пробудившегося от долгого сна и идущего вперед по пути, освещенному ярким светом всеобщего счастья. И вот уже через два три месяца первая жатва удовлетворит насущным потребностям и обеспечит пищу народу…». Кропоткин не верил, в то, что маленькая община может выжить в одиночестве в силу даже не экономических, а больше психологических условностей. Он предлагал малым община объединяться в большие ассоциации, А большим общинам дробиться на мелкие. Для того, что бы люди могли переходить из одной общины в другую оставаясь в коммуне. Чем больше общин составляют коммуну, тем она устойчивее.
10. Свободная Община
«Свободная Община – такова политическая форма, которую должна будет принять социальная революция. Пускай вся страна, пускай все соседние страны будут против такого образа действий, но раз жители данной общины и данной местности решат ввести обобществление потребления предметов, необходимых для удовлетворения их потребностей, а также обобществление обмена этих продуктов и их производства – они должны осуществить это сами, у себя, на деле…» .
Кропоткин был уверен, что при этом не будет нужды не только в каком-либо центральном правительстве, но даже и в городском управлении. Добровольный союз городских кварталов и различных общественных организаций решат все проблемы.
Вот, что предлагал миру потомок русских князей и казаков. Его авторитет был настолько высок, что не смотря на политические разногласия большевики предложили Кропоткину квартиру в Кремле, кремлёвский паек, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский (1875-1933) уговаривал жену Кропоткина воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи. Но Пётр Алексеевич от помощи большевиков отказался.
В июле 1918 года Кропоткин переехал в подмосковный Дмитров, получив «охранное» удостоверение, подписанное Владимиром Лениным (1870 – 1924): «Дано сие удостоверение… известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах…, где будет проживать Пётр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие… представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более…»
В Дмитрове 8 февраля 1921 года Кропоткин умер от воспаления лёгких в возрасте 78 лет.
Свидетельство о публикации №117061809388