В направлении Чехова

    Что будет с нами, если мы двинемся в направлении, заданном Чеховым, но уже без самого Чехова? Запасёмся мужеством, чтобы рассмотреть жалкое существование человека поближе, чтобы не сбежать, не отвернуть лица, ведь воистину, перед нами предстанет жалкое зрелище! Нас спасает всегда то, что мы благополучно пропускаем его мимо себя - и чужое, и своё, а стать, остановиться и прямо посмотреть - не напряжно ли, - наверное как-то неудобно, беспокойно и на душе кошки скребут.
    Некогда психолог Райх обратился к маленькому человеку - "я вижу тебя маленький человек" и давай обрисовывать без всякого смущения всё, что он видит. Наша метафизическая задача будет ещё посложней - не психическая сторона, не социальная будет в плане нашего внимания, а предельные смыслы и что в них есть, что в них значит наше ничтожество. Ничтожность как то, что тоже имеет место быть во Вселенной - вот наш интерес. В водоворотах становления, ничтожность - какие лагуны, отмели, заводи?
    Нам поможет Сократ и то, как он относился ко злу, - становясь на позицию Сократа, мы видим, что само по себе жалкое существование любого человека ещё не есть зло. По Сократу незнание никогда не является уже злом, оно таковым лишь становится на втором шаге, когда начинает выдаваться за знание. Не знать чего-то не страшно, страшно считать при этом, что знаешь. Что же меняется? В состоянии человека лишь открытость и закрытость. Незнающий необязательно закрыт, он может ещё познавать, учиться, двигаться. Лишается такой возможности лишь человек, считающий, что уже знает. Следовательно, зло - это подмена - в самом общем смысле. Зло - это не отсутствие чего-либо, а это такое отсутствие, которое маскируется под присутствие.
    Тоже самое и с нашим жалким существованием, оно не является злом, но служит базой и основанием для последнего - жалкое существование, которое выдают за пышное и якобы богатое, полноценное существование - зло ещё то! Считать нормой убогое существование - зло! Но и считать благополучным материальное богатое существование при скудости человеческого проекта в нём - тоже зло! То есть, глядя на нищету, называть её нормой и глядя на богатство называть его счастьем - одна и та же блажь и обман.
    Жалкое существование только в нашем общественном строе привязано напрямую к деньгам. Мало денег - жалкое, прилично денег - достойное, а много денег - идеал. Хотя мы же понимаем, что какой-нибудь художник мог быть крайне беден и при том создать сотни богатых картин, а большинство миллионеров исчезают из нашей жизни совершенно беследно))) Несомненно жалкое существование заключается не в одной материальной выгоде, не денежное обеспечение делает человеческое существование жалким или достойным - сама эта связь - тоже обман, процветающий в наши дни.
    Если этот обман обойти, уничтожить, разрушить, то открывается совершенно иная картина.
Жалкое существование - это предельная неразвитость человеческого существа.

    Жалкое существование достойно жалости? Никто из нас не знает как осуществляется развитие человека, только в самых общих чертах можно сказать или предположить, что кругозор определённого человека узок потому что... а эмоциональная сторона не развита из-за того что... Откуда берётся ум, откуда берётся самое пламенное сердце? Они почему-то не приобретаются автоматически только потому, что ваши родители послали вас на учёбу в Европу. В нищих семьях рождаются умные, талантливые дети, в богатых - умственные и нравственные уроды. Очевидно, что развитие человека никак не хочет привязываться напрямую к материальному достатку и положению.
    Скрывается ли жалкое человеческое существование за ширмой богатства и довольства или же торчит оголённым образом среди нищеты - оно продолжает быть неполноценностью человеческой жизни. Само по себе - не зло, как мы уже сказали, но глубокий недостаток, прямо взывающий к тому, чтобы его превратили во зло - прикрыли, извратили, использовали. Зрелище оголённой недостачи тяжело человеческому глазу, человек старается обустроить встреченную нищету - приукрасить её или согласиться, смириться с ней или выдать за иное. Во всех этих коренных вопросах человеческого существования ум разбирается слабо и потому почти ничего не подсказывает нам, если он вообще есть. Вот тогда приходят художники и изображают нам нашу нищенскую жизнь, вот Чехов...
    Мёртвые души Гоголя - те же самые души, что и у Чехова, но у Гоголя они прямо названы мёртвыми, ошибиться нельзя, у Чехова же они ещё живут - что страшнее?
    Чаепитие с мёртвыми душами, прогулка по парку с мёртвыми душами, роман с какой-нибудь мёртвой душой - добро пожаловать в чеховский мир незаметного, среднего, обыкновенного, нет, лучше было бы сказать второстепенного человека. Да как же человек может быть второстепенным? А вот так - глядите как - как всегда и бывает, и только крайне редко он бывает первостепенным - просто человеком то есть - в собственном смысле слова.
    Большей частью человек и живёт в мире второстепенных людей и сам отживает свою жизнь как второстепенную. Тогда какой смысл искусству показывать тоже самое, что мы видим каждый день? Но видим ли?
    Рыбы тоже каждый день живут в аквариуме, но аквариума не видят. К искусству мы обращаемся, желая найти там нечто что не хватает нам, нечто высокое или чудесное, поучительное или таинственное, мистическое, в крайнем случае нечто не скучное, интересное. Но искусство ХХ века уже не блюдёт в строгости своих канонов и не считает предъявляемые ему подобные требования правомочными.
    Обыденность как слепое пятно, упускаемое искусством, становится его всё более законным пастбищем, прочно заселяя теперь уже и искусство, она создаёт странную двусмысленность реальности и значимости, когда нашу обыденность и приземлённость мы можем отныне проживать вполне художественно и вдохновлённо. Таковы опасности этой новой игры, игры нового искусства, которое не хочет более быть исключительно высоким. Высокие и низкие жанры перестают быть отдельными и противостоящими - вот что происходит в ХХ веке, и дальше - больше. До нашего же времени это иногда удавалось лишь гениям - быть и простонародными, и высокими одновременно.


Рецензии