Все могут короли в цирке Никулина на Цветном бульв
Будущее рождается в настоящем
В цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре с огромным успехом проходит
шоу Гии Эрадзе «Пять континентов»
Пролог
Счастливым по-настоящему становится тот человек, которому в детстве родители читали или рассказывали волшебные сказки в достаточном количестве. Засыпая, дети из житейской реальности попадают в сказочную, сотворенную их-же фантазией. Просыпаясь, они наполнены впечатлениями от сновидений, иногда полузабытых, но воздействующих на их жизнь как самое необходимое – свет, воздух, вода.
Сказки – чудесная вещь, они, по мнению мудреца, нужны, чтобы убаюкивать детей и будить взрослых. Детская память такова – берет во взрослость только самое яркое и ценное и ставит это, как эталон, на алтарь своих жизненных ценностей.
Грезить наяву способны далеко не все взрослые, хотя умели, когда были детьми. Реальность отрезвляет, отрывает от грез, заставляет держать оборону от опасностей и угроз. Грезы тают… Никаких иллюзий: мир опасен и жесток! Кто осмелится противостоять?
Человеческая История веками, тысячелетиями становилась свидетелем войны, которую ведет человек с самим собой, убивая в себе веру в то, что он МОЖЕТ ВСЕ. И эта вера, отступая, гибнет под железными копытами ГРОЗНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, а страшный всхрюк ее монстроподобного рыла – это последнее, что слышит человек, зажмурившись от страха и умирая. Грустная Человеческая История. Неужели никто не в силах противостоять безудержному ходу привычки – быть под железной пятой реальности? К счастью, это не так.
Сказки нужны для того, чтобы убаюкивать
детей и будить взрослых. Хорхе Букай.
Свою первую сказку мальчик по имени Георгий увидел во сне. Это была Его первая сказка, не услышанная в детстве от матери и не прочитанная в книжке. Он также помнил, что предшествовало появлению в его сне этой сказки: на ипподроме он познакомился с Дельфином – конем вороной масти. Увидел, и, как завороженный подошел, положил руку на холку, погладил жестковатую гриву. Дельфин очень спокойно принял эту вольность от незнакомого человека, только склонил голову пониже, почти к самой земле. Дельфин всем своим существом выказывал доброжелательность и это был добрый знак – пора начинать, джигитовка не шла у Георгия из головы, из сердца.
Сон был ярким, как вспышка: он подбегает к Дельфину, вскакивает ему на спину и они летят навстречу ветру, небу, солнцу. Полет длится бесконечно, пока ослепительный свет не поглощает их обоих – коня и всадника. После сна оставалось ощущение полета и легкого эйфорического томления – желания повторить.
Участие в первых своих аттракционах Георгий запомнил, как чувство стремительно нарастающего темпа где-то глубоко внутри себя; разгоряченность, остужаемую ливневым шквалом аплодисментов, ошеломляющих, но не опьяняющих. Он всегда помнил долгие часы репетиций, концентрацию на деталях, желание бешеный ритм скачки вобрать в себя и выполнить свои каскады безупречно. А затем шлейф оставленных на арене эмоций, тянущийся невесомой мантией за наездником, завершившим свою работу, казался таким никчемным, невидимым, но реально ощутимым атрибутом артиста. Сбрасывая каждый раз эту весомо-ощутимую мантию пережитых на арене артистических эмоций, Георгий вздыхал с облегчением: «Получилось!» А очередная репетиция, одна из нескольких сотен, снова погружала в детали, дробя сознание на «до» номера и «после» него.
Когда Георгий был маленьким, ему являлась Мечта в образе девочки в беленькой балетной пачке на огромном прозрачном шаре. Она легко балансировала одной рукой, перебирая быстро-быстро стройными ножками в балетных туфельках. В другой руке девочка-Мечта держала коробочку, не большую, не маленькую. Что в этой коробочке было, Георгий себе никак не мог представить – может ножичек, а может часы, а может билеты на самолет! Он так хотел полететь на самолете далеко, куда не ходят ни автобусы, ни поезда. Но девочка-Мечта со своей загадочной коробочкой вдруг! рассыпалась серебристыми искорками, едва Георгий успевал протянуть к ней руку… Этот сон не оставлял досадного чувства потери, лишь удивление – почему? А мягко-воздушное слово МЕ – Е –ЧТА – А словно порхало вокруг, невидимое, но значимое.
Иногда сны переходили невидимую черту очерченной внешним миром реальности. Как-то по телевизору Георгий увидел балет. Привлекла его внимание даже не отточенность движений, хорошо знакомая по цирковому чувству точного расчета, а одухотворенность поз и жестов. Звук телевизора был выключен, кто-то разговаривал довольно долго по телефону в соседней комнате, а он слышал музыку жеста в каждом движении балетной пары. Натяжение балетной внутренней струны, звенящей в парящих руках партнерши и охраняющих ее хрупкость жестах партнера, исходило внутренним током из слитых в единое целое душ. Эта внутренняя его остановка на миг остановила и весь внешний мир, пока он вновь не напомнил о себе реальными звуковыми брызгами-потоками: урчащим мотором мотоцикла, оглушительно звенящими голосами играющих на улице детей, шуршанием шин подъехавшего автомобиля. Он подумал: если балет – это сон, то кто-то этот сон сначала увидел, а потом рассказал его другим, поделившись этой красотой со всеми.
Впечатления врезались в память, оставаясь в ней яркими блестящими точками. Их накопилось со временем довольно много. Иногда они, будто сговорившись, устраивали фейерверки. И это было еще одним сновидением, перекрывавшим реальную жизнь по яркости и невостребованной в будничной жизни праздничности.
Георгий прочитал и запомнил на всю жизнь: «Учитель приходит, когда ученик готов». Он был готов учиться и быть вечным учеником у Гулливеров советского цирка Терезы Дуровой, Автандила Пирадзе, Степана Исаакяна. Изучать язык зверей и птиц – это даже не то, что изучать иностранный язык, ведь у животных есть душа. Он помнил Дельфина, это понимание и взаимодействие в паре и свою внутреннюю детскую уверенность: мы - как одно, мы заодно, мы в-Месте. Дружбы и благосклонности искал Георгий в животных, с которыми довелось ему работать ассистентом дрессировщиков и дрессировщиком. Их привычки, характер, капризы и трогательную привязанность он носил в себе как подаренный откуда-то свыше набор знаний, которые невозможно приобрести путем иным, чем преданно служить этим существам и ждать взаимной обратной связи как подарка.
Укротитель – так раньше называли дрессировщиков. Георгий знал от своих учителей, цирковых Гулливеров, ЧТО нужно укротить в себе, чтобы получить результат. Позитивная энергия человеческой ВОЛИ и ЛЮБВИ – ключ к пониманию языка птиц и зверей, который мир реальности простого МЕСТАпребывания превращает в сказку.
Под небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою звездой…
Животные невиданной красы никак не походят на своих диких сородичей в Шоу «Пяти Континентов». На них лежит важнейшая смысловая часть циркового спектакля, они вошли в мир людей, чтобы изменить мир людей. Я посмею назвать Гию Эрадзе скорее укротителем и повелителем мира зверей и птиц, распространяющим свою королевскую волю на все живое вокруг – ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!
Ошеломляющий успех – «Лучшее шоу XXI века», золотые награды на самых престижных конкурсах и фестивалях циркового искусства – это хорошо, но вряд ли достаточно для повелителя иных миров, отличных от нашего.
Мечта – девочка на шаре вновь балансирует одной ручкой, а другой протягивает закрытую заветную коробочку, перебирая быстро-быстро легкими ножками. Что же там? Может быт ключи от тех снов, которые еще не приснились повелителю фауны Пяти Континентов? Может быть Будущее там, в этой коробочке, в руке балансирующей на шаре девчушки, но как заполучить его?
«У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим». Мысли иногда встречаются в пространстве-времени, вступают в резонанс, находя отклик в самых неожиданных моментах бытия. Мог ли знать Жан Поль Сартр судьбу одной из своих мыслей, которая прорастет реальными действиями в иной стране, в ином времени?
Из прошлого Гия-Георгий взял королевские одежды. Эпоха короля Людовика-Солнца – это роскошь и блеск, размах фантазии и утонченная прелесть изобильных деталей. И еще немаловажный королевский постулат из «Мемуаров» Короля-солнце: «НАША МОНАРХИЯ ИМЕЕТ НЕКОТОРУЮ ОСОБЕННОСТЬ, ЭТО… СВОБОДНЫЙ И ЛЕГКИЙ ДОСТУП К МОНАРХУ.»
Королевское шоу Гии Эрадзе, играя с прошлым, творит будущее. Королевское шоу – игровой иллюзион, приманка воображения, где за внешним понятным и узнаваемым сходством скрывается издевка: «ВСЕ могут короли?»
Исторические и сказочные короли прошлого могли повелевать, карать и миловать, воевать и побеждать, но не могли жениться по любви, как утверждала некогда Королева российской эстрады.
Снова девочка на шаре дразнит недоступной для быстрого овладения загадочной коробочкой, на этот раз она говорит милым голоском, почти шепчет:
Я в невесомый сон тебя маню,
Качаю бесконечность и смотрю,
И вижу сновидения иные,
Доступные как ночи, так и дню…
Мечта не рассыпалась искорками, как это было прежде, она, оттолкнувшись от шара, легко устремилась вверх, держа свою ношу в обеих руках. И то, что было там, внутри, похоже и уносило ее вверх, в бесконечности Мечтательных Вершин.
Будущее в настоящем
30. «А что вы сделаете», - сказал Мессия толпе, - «если Господь обратится прямо к вам и скажет: Я ПРИКАЗЫВАЮ ТЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В ЭТОМ МИРЕ ДО КОНЦА ТВОЕЙ ЖИЗНИ. Что вы тогда сделаете?»
31. И толпа стояла в молчании, ни единого голоса, ни единого звука не было слышно на склонах горы и во всей долине, где они стояли. Ричард Бах. Иллюзии.
Счастливым быть трудно, несчастным – привычно-легко, потому что «привычка свыше нам дана, замена счастию она» - все усвоили со школы и… смирились. Легкое счастье – это иллюзия, счастье - это труд немалый.
Королевское шоу Гии Эрадзе берет на себя труд выковывать матрицу Будущего в Настоящем. Откуда он, белый всадник на белом коне? Может быть с небесных высот Грааля, из эпоса древних народов, может быть из детской сказочной мечты, может быть из будущего… Но точно оттуда, где ослепительный свет является всепобеждающей силой. На вершинах своих желаний Король обретает уверенность в том, что мир спасется красотой. Ему помогают Ангелы Вдохновения, а Демоны выглядят как Черные Ангелы, которые осмелились со своих ангельских вершин слететь в глубины угольно-черной демонической бездны. Игра Белого и Черного – божественная игра противоположностей, единых по своей сути.
Бесконечные в своей многозначности образы счастливых сновидений Королевского цирка Гии Эрадзе не придуманы, а рождены радостной свободной Фантазией. Идея счастливого мироустройства обретает свое воплощение в череде совершенных и безупречных действий героев Мира Грез. Свита Короля – его гордость. Золотые, серебряные и бронзовые принцессы цирка, доблестные благородные рыцари и пажи, и, кажется, все Музы собрались, чтобы служить Королю на пути к его цели – счастью для всех. Король идет походом на Страх, Уныние, Печаль. И побеждает!
В Королевском шоу есть место всему, что служит Красоте, где бы она не была рождена – в сказочном прошлом, реально-настоящем или призрачно-туманном будущем. Король – Волшебник и жонглер, он жонглирует Временем: миг – и Будущее взмыло вверх, еще один и, вращяясь, вверх летит Настоящее, а Прошлое на равных с ними в умелых руках жонглера обретает свою мимолетную вершину, чтобы почувствовать свою необходимость в цельности мироустройства.
Музы служат Королю, щедро одаривая его своими дарами, а Король служит своему народу. Все, что видится, слышится и осязается зрителем – все это волшебные по-королевски щедрые дары. Волшебная музыка сопровождает сказочную феерию, распуская невиданной красоты цветы музыкальных гармоний там, где обычным человеческим глазам не доступно увидеть их фантастично-прекрасное цветение. Но сколько бы внешние роскошества не завлекали внимание, во всем чувствуется Душа, без которой нет живого сердечного тепла.
Именно своей Душой осмелился противостоять Король неестественному ходу человеческой истории, побеждая уже одной только радостной в своей правоте уверенностью, и подтверждая высокий титул Короля-Солнце Настоящего-Будущего.
Причуды королевских забав неисчерпаемы, ведь они питаются фантазиями сновидений и грезами наяву. И все стремится вверх! Они воздушны, наши мечты, высокие и невесомые, они легко достигают божественной высоты ангелов.
Королевский цирк Гии Эрадзе готов сражаться за ПРАВО ВСЕХ И КАЖДОГО НА СВОЮ ДОЗУ СЧАСТЬЯ, пусть пока на два часа, но с МЕЧТОЙ и КРАСОТОЙ в безграничном полете фееричной фантазии. Король сделал свой выбор, подарив свои волшебные миры людям.
Но ведь так всегда и было в Цирковом Королевстве, так есть теперь и будет, пока встает солнце, и светит всем – спящим и проснувшимся.
Эпилог
В Королевстве Его Величества можно получить вид на жительство. Условия – чистая душа и мысли, свободный от страхов ум, горячее, любящее сердце. Академия Короля объявляет мобилизацию в Армию Счастливых, которая ни при каких обстоятельствах не проиграет бой за Будущее.
Король выражает надежду на то, что в Будущем появятся новые короли, которые СМОГУТ ВСЕ то, о чем сейчас даже в мечтах не грезится.
май 2015г.
Москва, цирк Никулина
Свидетельство о публикации №117061800266