Раны России
Дмитрий Балашов
Система, при которой церковь взяла в свои руки идеологическое руководство страной, продержалось сравнительно недолго. Но она позволила создать государство, утвердить принципы свободного единения, связала общество идеологически, скрепив его морально-этическими нормами христианства, оказалась очень устойчивой как против натиска мусульман с юга, так и против западной католической экспансии. При этом, поскольку христианство не утверждало племенной исключительность русичей, система эта оказалась годной для создания на взаимно-терпимых принципах многонационального государства – Великой России. Но с ростом самодержавия и бюрократического аппарата эта идеальная форма русской государственности стала нарушаться. И произошло это задолго до Октября 1917 года. Сила стала заменять убеждения. Таковы «силовые» никоновские реформы, вызвавшие раскол и ослабление церкви. Иван Грозный с его опричниной был гигантским непредсказуемым эксцессом власти. Пётр первый совершил непоправимое – разорвал нацию надвое, противопоставил дворянство народу. Он же установил на Руси рабство, ввел порку и продажу людей, увеличил налоги в 6.5 раз а численность нации при нём сократилась на 20 %. Я уже не говорю, что именно с его правления началась экологическая катастрофа плодородного слоя российских земель. Ввырубка лесов вкупе с введением отвального плуга вызвала быстрое обесструктурирование почвенного слоя в центральной России и размывы его оврагами. Негативные итоги правления Екатерины Великой: не были решены вопросы крестьянского землепользования и грамотной экологии, культурное противостояние классов только усугублялось. В результате наступил общий кризис, закономерно приведший к революциям.
Резко оздоровили было ситуацию столыпинские реформы, а осуществление Декрета о земле 1918 года подняло наше сельское хозяйство к мировому уровню. Но вторичное закрепощение крестьян, коллективизация 30-х годов погубило не только исконную систему земледелия, но и саму землю окончательно.
Хотя бы для экологического выживания России вот что нужно сделать: уберечь оставшиеся воды, болота, леса. Но этого мало. Нужно окружить лесными кордонами наши поля, как это сделал Докучаев в Каменной степи, засадить лесами гигантские обезлесенные территории Севера. Ликвидировать мелиорацию в её современном виде, спустить все равнинные моря и разгородить Волгу. Закрыть атомные станции и химические предприятия, устроив гласный суд над виновниками погубления природы из всех ведомств. Это экологический минимум.
Тогда, надеюсь, произойдёт со временем восстановление национальной культуры и народной нравственности в её традиционных формах. Только тут без помощи церкви нам не обойтись. Церковь надо скорее освобождать от тех египетских гонений, коим она подвергалась ранее. И школы должны быть другими, и учебники… Необходимы огромные усилия и сознательная национальная работа всего общества. И нужна любовь… Любовь к своему народу, к своей земле, к истине и справедливости.
Журнал «Согласие» январь 1990г.
Свидетельство о публикации №117061602343