Медитация на мысли Василия Розанова 965

""Феруэр" (мидийско-персидская терминология), "дух", что-то такое, что "вьется около носа", чего я не могу "схватить руками"... И другой ряд наших ученых, психологи, "проловив" века "растопыренными руками" "вьющееся около носа", бешено и капризно решили, что они "чихают без причины", что воздух "кристально чист", а главное руки их совершенно пусты от знания. Гатч. Отш. брезгливо заметил: "кишки", "физиология"; заметил так, как будто вообще для него вся сплошь физиология, цельное полотно ее - есть каменная стена, безразличная в отношении к содержанию ее. "Тело" и "дух" - это как бы мешок и золото: отделимые, разграничимые; "совершенная смерть" в одну сторону и "совершенная жизнь" - в другую. Как будто не возглаголано: "оживут кости"...
Возьмем - не "кишку", которой я не видал и не представляю с живостью, но "руку" и части ее, которые с вниманием рассматривал. Я делаю вырезок (мысленно) вершка на 1 1/2 выше локтя на 1 1/2 ниже плеча: какое безразличие! Тут - нечего рассматривать, ничего не содержится. Посмотрев так, посмотрев этак - я бросаю кусок: "эта кость не оживет!" Скука - вот впечатление о ней; я с нею не могу беседовать; ничего к ней не могу отнести (мысленного) и даже не могу ничего мыслить о ее обладателе. Теперь, закрыв рукавом сорочки и предплечье и лучевую часть, я обнажаю локоть: Обломов - женился в сущности на "локте"; по крайней мере Гончаров записал, что он ничего не видел и ничего не заметил в своей будущей жене, кроме "локтей". Какие долгие "беседы" должны были предшествовать такому решению! с чем "беседы"?! Да с этою "костью", которая уже "оживет".
В конце концов Обломов женился на "феруэре", который вился около "быстро движущихся локтей" Марфы Ивановны (память мне, может быть, изменила в имени). Гатчинский Отшельн. никак не может сказать, что это как будто тоже только "кишка" - физиология безразлична, "как и вся прочая физиология"; она не "сплошь" в ней и около нее, а чуть-чуть, но выделяется в преимущественное место, в начало какой-то мысли, "чего-то", что "вьется", "играет", и сперва заставило Обломова "чихнуть", а потом и повело его к чрезвычайно сложному и энергичному для него движению. Обнажим всю руку: ее фигура, очерк, существо сбегается к бугорку локтя, этой прелестной закругленности, но с остротой в себе; собственно "лучевой" и прочим "костям" не для чего "воскресать", потому что в "воскресении будущего века" они будут с нею и в ней, или, пожалуй: они "не умрут" вовсе в этой преимущественной точке (локоть) по крайней мере как "феруэр" ее - по "образу и подобию" коего сотворена рука на всем ее протяжении между плечом и костью. Не "уловимый для рук", для скальпеля анатомов и физиологов, этот "феруэр" сам уловил "душу" Обломова: не явно ли, что он не только духовен, но и властительно-духовен?"
   Василий Розанов "НЕЧТО ИЗ ТУМАНА "ОБРАЗОВ" И "ПОДОБИЙ"" (По поводу "Бессмертных вопросов" Гатчинского Отшельника)

Неуловимый нами - вьющийся у носа -
Сам ловит душу - точно - птицелов -
Оставляя без ответа суть вопроса -
Ибо Бог наш к диалогу не готов!


Рецензии