Под сенью русского креста

Под сенью русского креста
Лев Гумилёв

Образование России – явление новое. А чтобы создать новое нужна какая-то смесь. Например на Руси 12-13 веков было три типа духовной культуры: папизм, как на западе, когда духовная власть считалась выше светской. И светская получала от духовной просвещение и за это должна была её обслуживать и охранять. Был и цезарепапизм, как в Византии, кода духовная и светская власти были равны. Патриарх Константинопольский был подданным императора, а тот был прихожанином Святой Софии, духовным подданным патриарха через своего духовника. Но он плохо прижился на Руси, потому что первые три века после крещения на нашей земле царило двоевластие: мы верили в леших, домовых, водяных, как верили в святых христианской церкви. Это была смешанная система и довольно неустойчивая.
Но была и третья часть духовной культуры. Некогда, в 5 веке, когда после великих соборов еретики были принуждены покидать родную территорию византийской империи и уходить на восток, в Персию, и дальше, в Китай, то несториане вынуждены были эмигрировать. А там они развернули невероятную деятельность и окрестили очень многих кочевников. Христианство в 13 веке это равноправная религия Восточной Азии наряду с буддизмом, исламом, тибетской религией бон.
Разница между этими частями христианства, этими тремя типами духовной жизни, была очень большая. Именно несторианцы Восточной Азии оказались поддержкой  для духовной власти. В результате монголы и татары, приходившие на Русь, имели в своих рядах от половины до двух третей христиан. И лишь только узурпатор хан Узбек принял в 1313 году ислам как государственную религию, он заявил, что все, кто откажется принять ислам, будут казнены. Кто не пожелал менять свою совесть на жизнь, вынужден был бежать , чтобы сохранить и то и другое. А куда бежать? Они бежали на Русь. Тут их принимали, и с удовольствием. Единственное ограничение, которое им ставилось, чтобы они тот час же крестились. Вот здесь то и началось то смешение, которое и дало толчок к образованию современной России. И не бунчук монгольский, а нательный крест сделал бывшую славянскую и уже вырождающуюся в силу пассионарного спада страну новой страной, русско-татарской с православным исповеданием. При пассионарном спаде различия между княжествами возросли. Всё больше становились непохожими новгородцы на суздальцев, смоляне на рязанцев, москвичи тоже составили особую группу. И оказалось, что объединяла всех только православная вера и церковь, как духовное явление. Митрополит Пётр, его преемник Феогност, грек, но очень применившийся к русским условиям, и, наконец, митрополит Алексий, сын боярина, с помощью Сергия Радонежского – вот они создали на Руси теократию и именно в ней идеократию. Именно эта духовная ценность сохранила цельность российского этноса, не давая ему распасться на части. Возьмите список русских фамилий у Баскакова Н. А., какие фамилии ордынского происхождения вы увидите: Кутузов, Тютчев, Шереметев…
Мы видим, что здесь, на базе этнического синтеза, чувства расположенности, которое давала людям очень веротерпимая православная церковь, удалось создать тот монолит, который мы называем великой Россией.
Журнал «Согласие» январь 1990г.


Рецензии
Спасибо Вам, Любовь за интересное, познавательное историческое повествование!

Храни Вас Господь и благослови обильно!

С теплом сердца и души.

Шувалова Татьяна Григорьевна   15.06.2017 07:10     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Татьяна, на добром слове.
Пусть Господь хранит Россию и её народ.
С признательностью

Любовь Шикторова   15.06.2017 07:18   Заявить о нарушении