Авторская аннотация к Иван-Сказке
Редко кто из нас, жителей центрального региона, задавался вопросом, где, в каком месте были сохранены сказки, мифы и предания русского народа?
А таких мест не так и много. Исторический взгляд на древние карты периода 1-ого тысячелетия сужает это пространство в район русской равнины. Так как, с Востока наших предков подпирали тюркские народы, с Севера – финно-угорские, с запада балтийских славян вытесняли и ассимилировали германские и греко-романские племена, а с Юга – племена кавказской и ираноязычной группы. Остаётся немного областей. Рязань, Владимир – восток, Смоленск, Калуга, Брянск – запад, Тверь, Вологда – север, Воронеж, Курск, Орёл – Юг. А в центре – Тула! И исток синего Дона – Дона-Батюшки путь расселения на юг, в Азовское море, Упа и Ока – в Каспийское, Днестр – в Чёрное море, из Оки вверх по Волге Балтийское и Белое моря!
Кстати, волны оледенений не доходили до Тулы, оставляли наши возвышенности незатопленными! Оставляя возможность древним племенам жить постоянно, не покидая эти места со времён неолита, как минимум!
Поэма – это своего рода поход Ивана по «головам историков», литературная переработка разных взглядов на проблему происхождения руссов и славян. Но в ней есть и авторские исторические гипотезы, в частности: остров Буян – это существующий остров Бубиян в Персидском заливе и, на мой взгляд, вот почему. Возможно, это научная сенсация, которую описал А.С. Пушкин:
1. Совпадение названий и отсутствие расшифровки на языках региона.
2. Салтан это царь Атон, а царь Соломон это царь Амон. Период египетской истории борьбы культа Амона и Атона.
3.Сам путь мимо острова Буяна (о.Бубияна в Персидском заливе) указан правильно! В царство! А не королевство!
4. Царь звание скорее южное и ближе к Вавилону (Бабьему Лону – ворота Бога или «божественные ворота»), а король – северное!
Вот туда и приведёт моего героя в сказке по маршруту предков с до арийских времён, где по пути, совершая подвиги, он знакомит читателя с последними открытиями по истории руссов, славян, ариев в научном мире.
И этих совпадений больше, чем у острова Рюген или Руян!
Можно сжечь древние манускрипты, внести в них правки, или переписать по политическим или религиозным убеждениям тексты. Но нельзя исправить географические названия рек, озёр, гор, дошедшие к нам из до-летописных глубин. Как новый раздел науки, я бы назвал его – этимологическая география!
Изучая названия рек (топоним – самых архаичный, может сохраняться тысячелетиями) и местностей, сопоставляя их с данными истории, археологии, мифологии, можно в значительной степени расширить наши знания об истории русского народа!
Об этом говорит этимология названий селений и рек и в нашей области, которые тесно связаны с санскритом, а значит и временем существования людей, живших на этой территории. Приведу несколько примеров переводов с санскрита, точнее было бы сказать с праарийского или прарусского.
Река Ока – поток, Река Упа – около, р. Вашана – Весна. Названия селений Сура – сила света, Тросна – дверь, ворота, Харино – Хари имя Крышня, отсюда и связка Хари-Рама, Хари-Кришна (Харино-Пришня) и т.д. В Махабхарате есть город и река Уплава, а у нас р. Упа и Плава. (Вот бы издать на эту тему отдельную книгу по истории названий родного края). Об этих краях и помнят веды. А это времена до потопа. Об этом подробней пишут Тилак, Гусева, Жарникова и др.
В этом ряду Шат и Дон, вытекающие из Иван-Озера под Новомосковском! Из этого района и мой сказочный, полумифический герой Иван-царевич!
Книга – попытка соединить жанр научно-популярной прозы и современные исследования по истории племён Руссов и Славян и мест их расселения в период с 10-8 тыс. лет (впервые на мой взгляд) в форме поэтического повествования. Исток миграции – «Иван-Озеро» Тульской области, находившееся до создания Шатского водохранилища в Новомосковском районе, с которого наши предки мигрировали на юг под влиянием похолодания и принесли знания Вед в Индию и Вавилон. Эта книга может стать брендом Тульской области наряду с Коньком горбунком Ершова и Федотом стрельцом Филатова. В месте нахождения д. Иван-озеро можно создать исторический развлекательный центр для популяризации древнейшей истории наших предков, главными фигурами которого будут сказочные герои русских народных сказок, преданий и мифов, а главным героем – Иван-царевич. Севернее г. Новомосковска создать тематическую обзорную площадку по изучению этимологии географических названий нашей области, которые содержат временной код, подтверждающий глубокую древность нашего родного языка и что его корневой строй лежит в основе всех индо-европейских языков. Это своего рода ноу-хау и не только в нашей стране. Построить Русский Иван-ленд, по-русски Иван-стан, главное отличие которого – через развлечение к познанияю!
Туристический географический центр может включать:
Зал теорий и гипотез по истории нашего края и России. Объёмную карту древних памятников Тульской области, мегалитов, менгиров и курганов и др. Технология 3D. Зал хронограф с реконструкцией периодов жизни предков. Зал героев русских сказок, мифологических персонажей, древних богов и их связь с ведами, греческими мифами и преданиями разных народов.
Зал археологии. Зал по история игр и обрядов наших предков.
Книга «Иван-Сказка» издана в издательстве «Ясная Поляна».
Савинков Алексей.
Свидетельство о публикации №117061405427
Внимательно прочёл Вашу сказку.
Если очень кратко - долгий труд и славная Сказка!
Если подробнее - соглашусь с мнением одного из Ваших читателей - это новое самобытное произведение, и только поэтому оно уже дорогого стоит!
Кроме "Языческой поэмы", которую Вы уже читали, у меня есть трилогия памяти Леонида Филатова - "Стрелецкие сказки". Большая часть отзывов - "хорошо, но это вторично", "замечательно, если бы не было Филатова" и т.д. Вас такие отзывы минуют, по счастью!
Благодарное слово памяти люди называют "подражанием", развитие идеи - ведь тридцать лет прошло! - хождением по чужим следам... Но возможно ли осуждать их?! Ведь они помнят мимику Филатова, как он это читает, любимейшие фразы!..
И вот: никому и в голову не придёт упрекать Ершова или Филатова, взявших за основу русские народные сказки и обыгравших их по-своему, но на того, кто унаследует и их произведения, спустят всех собак!
А Вами Тула может - и должна! - гордиться! И я не считаю Вашу самооценку завышенной, хотя с формой можно ещё работать и работать. Вот только нужно ли?.. Здесь решает только Автор, и прислушиваться он должен отнюдь не ко всему!
Читать интересно, рассказ увлекает, некоторые фразы просятся в цитаты ("и запомнят нас этруски"), некоторые просто хочется не забыть ("а у русских это тайна, видел раз, и то случайно!"), некоторые - самоцветики-находки ("островком по мысли вплавь...", "взглядом лижет кладенец")!
Образы яркие, живые! И везде своё мнение, своё видение, свои теории! Где-то можно спорить - с образом Мары-Морены у меня другие ассоциации, но, с другой стороны, он не так прост, этот образ, и Богиню Смерти можно вполне назвать Богиней Вечного Обновления со всеми вытекающими... Чем не Василиса Прекрасная?!..
Да и Баба Яга - за неё хочется вступиться! Вовсе она вход в ад не охраняет! Просто отшельница-кудесница, занимающаяся Агни-Йогой!.. Но это к слову. Да и кто скажет точно?!
Упрёки со стороны читателей в растянутости повествования?..
Лично я считаю, что такие сказы должны идти мерным неспешным шагом, а неумение Читателя сосредоточиться на одном произведении из-за вечной нехватки времени и обилия иных произведений - это проблема самого читателя и проблема нашего суетного века в целом. Результат - при слове "поэма" читатель спешно покидает страницу или, в лучшем случае, читает "по диагонали", невольно желая превратить сказку в перечень голых истин и наставлений, которые глотаются с трудом.
Должен ли Автор, воспринимающий мир иначе, подстраиваться под это?.. Вряд ли! Но учитывать ситуацию - в той или иной степени, - приходится.
Сколько людей - столько мнений!
Кто-то недоумевает, для какого возраста эта сказка, кто-то упрекает автора в "прыжках во времени", а по мне именно это временное взаимопроникновение создаёт эффект целостности и преемственности - главное, для чего и созидаются такие сказки. Да и юмором пути-дорожке помогает. И интересна эта сказка и подросткам, и взрослым - при умении вдумчиво и без спешки читать.
Работа большая - кропотливая, бережная, с большой любовью к своей истории и культуре, верой в свои корни!
Одно это искупает неизбежные технические шероховатости произведения. Повторяюсь, но намеренно!
Единственное, что немножко резануло слух - грубоватость некоторых диалогов и сравнений (чукча, увидевший таз?..).
И единственный совет, вернее, пожелание, которое я имею право высказать - это "Словарь": либо сделайте нормальный словарь - по алфавиту и не по главам! - в конце книги, или, преодолев неудовольствие редактора, вносите необходимые сноски на каждой печатной странице в книге, нумеруя их. Это золотое правило!
А ещё хотелось бы краткой поясняющей подсказки к каждой главе, но уже именно в конце произведения, как в "Калевале", где Вы объясните свои теории и взгляды - аудитория различна, и не хотелось бы, чтобы подросток, открыв книгу, вскорости её закрыл. Или взрослый себя неуютно почувствовал... Заинтересовать - дело деликатное!..
Удачи Вам и всего доброго!
С уважением и сердечной благодарностью, Антон Переверзев.
P.S.
Несколько схожих фраз в Вашей сказке и моей трилогии были приятны - словно затёсики на давно заброшенной тропинке.
И чуть не забыл одну из главных оценок: прочитав пару первых глав "Иван-Сказки" я отложил её и выплеснул на лист всё, не реализованное в предыдущих работах этого жанра, написал новое произведение, сказку! А вдохновить собрата на труд - не высшая ли это доблесть?!.. Так что спасибо и за Вдохновение!
Антон Переверзев Спб 17.12.2017 21:54 Заявить о нарушении
Над сносками и словарём работаю и здесь вы правы! Да и тексты под главами просятся, я пробовал обращаться к писателям историкам, чьи сведения использовал, но результат плачевный, было обещание со стороны А. Абрашкина, но не срослось, с другими нет обратной связи или мне не хватает настойчивости, а может банально денег! Но второе издание просится, но время ещё наверное не пришло.
Огромное спасибо за бальзам предновогодний, искренне рад общению.
Как пример переделка про Чукчу:
Ваня левою рукой,
Вынул ключик заводной.
Череп, кости, глаз алмаз!
– Вот так штука, вот те раз!
Удивлён я без прикрас,
Беса профиль и анфас!
Хватит сохнуть! Пей, волчок!
От бессмертия крючок?
Не игла, не гвоздь, не шило!
– Что-то, Ваня, мне паршиво?
Полезай без слов в мешок,
Не прошёл покуда шок!
С уважением, А.С, С наступающим, всех благ!
Алексей Савинков 17.12.2017 22:29 Заявить о нарушении