Бандит революционер ангел мести
Свеют последнюю робость.
На башне вечерних ласканий
Чёрная плещется лопасть.
Гордые вызовы в воздух
С песней звонкой метнулись.
В душных револьверных гнёздах
Пули очнулись.
Чёрная вьюга клубящихся тканей
Смоет последнюю негу.
Птицы исканий
Близки к ночлегу.
В буднях родились герои –
Бойцы с немигающим взглядом.
Там, где встретились трое,
Трое становятся рядом.
В небе, ломаясь, трепещут
Молний священные шпаги.
Над будущим плещут
Чёрные флаги.
Глеб Анфилов 1914, Москва
Бандит – революционер – ангел мести. Три в одном. Есть в русской мифологии такой персонаж – атаман Кудеяр. Жестокий волжский разбойник, о котором народ пел песни. В Жигулевских горах даже есть Кудеярова гора .
Само имя атамана происходит от персидского Худояр – "худи" - бог и "яр" - возлюбленный.
За что же достоин божественной любви этот персонаж русской мифологии?
В книге "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" изданной в 1901. Кудияр называется выразителем русского удальства и силы, пролагавшей пути к шири отнятых у татарщины земель. По народным поверьям: "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел".
В других легендах Кудеяр предстаёт жестоким разбойником: убивает взятых в плен мужчин, продаёт женщин и детей татарам. Николай Некрасов назвал его в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» «зверем-человеком».
Атаман грабил караваны купцов и боярские имения. Избегал стычек с крупными отрядами правительственных войск, использовал необычные приёмы ведения боя, наприммер пускал на противника горящие телеги, а в ближнем бою кудеяровцы пускали в глаза врагам соляной раствор через тростниковые трубки.
По легенде изложенной Некрасовым у Кудияра вдруг проснулась совесть. Он испытывает душевные муки, бросает разбой, становится отшельником, живет в лесу под огромным дубом, и молит бога о снятии с сердца тяжелого груза грехов и спасении. Но молитвы не помогают.
Во сне к атаману является божий угодник и велит тем самым ножом, которым атаман резал людей срезать вековой дуб – жилище Кудияра. Годами раскаявшийся делает, эту работу и уже приходит в полное отчаянье, как вдруг на него случайно набредает некий помещик пан Глуховский. Кудеяр рассказывает ему свою историю, а помещик смеётся над душевными муками отшельника:
Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим разбойничьим ножом убивает пана помещика.
Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!
В сознании русского человека – убить злого начальника дело богоугодное. Дуб тот час же падает. Кудеяр получает свободу от душевных мучений. Причем Кудеяр бореться не за свою личную свободу, а за освобождение от тирана незнакомых ему людей. И это главный посыл легенды о Кудеяре. Именно по этому он и превращается из злодея в героя.
Бандит искупает свои грехи, тем что наказывает ещё большего бандита, без личной корысти. Ведь Кудияр убивал купцов и служивых людей, которые могли себя защитить. А пан Глуховский мучил и губил тех, кто его кормил.
Разбойник убивающий большего разбойника угоден богу. Кудеяр действует не размышляя, а по велению сердца, значит он и есть божья рука. Тот же посыл мы видим и в поэме Александра Блока «Двенадцать».
Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Вот эти 12 разбойников как апостолы идут патрулём по улице. Кто же тот больший разбойник, кого они должны наказать?
Это Шелудивый пёс – образ старого мира, панов и холопов. Это девушка лёгкого поведения Катька, которая изменяет своему парню красногвардейцу со всеми подряд. За это она получает пулю в голову.
Катька, есть наказанное вероломство.
Крестьяне верили в самодержавие, а что в результате: столыпинские реформы, разрушавшие общинный образ жизни, проигранная японцам война, миллионы убитых и раненых на войне империалистической, процветающие бездельники, лживый поп - слуга наживы, царь отрекающийся от престола.
...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Не этим ли объясняется феномен Сталина, которого любят за то, что он «зарезал» злодеев еще больших – Гитлера и преодолел разруху?
Разбойник превращается в революционера, революционер в ангела мстителя. Мир вдруг видит себя в зеркало, из которого на него налетает кривым ножом ледяная вьюга как меч Архангела Михаила и огромное «дерево» падает.
Свидетельство о публикации №117060908374