Великие русские художники... Михаил Ларионов
Картина: "Прогулка в провинциальном городе", фрагмент.
Михаил Федорович Ларионов (22.05.1881,Тирасполь, Херсонская губерния - 10.05.1964, Фонтене-о-Роз, Франция.) - русский художник, один из основоположников русского авангарда. В 1898-1910 годах учился в московском училище
живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его спутницей жизни. Его судьба сложилась таким образом , что, уехав в конце
1915 года из Москвы в Швейцарию, он никогда больше не увидел своего любимого го-
рода. Ларионов был приглашен Дягилевым, балетная антреприза которого находилась
на вершине славы. Ларионов отдался новой сфере деятельности с энтузиазмом. Деко-
рации Ларионова, тонкие по цвету, всегда проникнуты точным ощущением мелодичности
музыки. Его проекты сценических костюмов, например к балету И. Стравинского
"Байка о лисе", получили широкую известность. Ларионов выступал не только как ху-
должник и хореограф, ни и, позже, как историк дягилевских балетов. В интернацио-
нальной, или, в данном случае точнее сказать, Космополитической атмосфере Парижа между двумя войнами он оставался и ощущал себя художником русской школы. В отличие
от эмигрантов после революционного времени, он активно поддерживал связи с совет-
ской культурой. Ларионов помогал при устройстве Всемирной выставки декоративных
искусств в Париже в 1925 году, был деятельным участником организации русской сек-
ции на выставке современного французского искусства в Москве в 1928 году. И все
же почти полувековой парижский период в творчестве Ларионова явно несопоставим по
своей ценности с его же русским периодом.
Западные искусствоведы нередко писали о нем лишь как о создателе так называемого
лучизма, дальнего родственника импрессионизма, окончательно утратившего контуры
предметного мира. Но этот акцент явно не справедлив. Ларионов утверждал приоритет
поэтической интуиции перед аналитизмом, казавшимся многим единственно возможным путём. Ларионов не был безпредметником по своей сути - он любил яркую своеобычность повседневной жизни, любил живопись природы. Как художественный полемист Ларионов в русской художественной жизни играет роль нарушителя спокойствия. Он создаёт кружки, группы, устраивает скандальные диспуты, порой
заканчивающиеся вмешательством полиции. Его не устраивает сонная, ленивая жизнь
обывателя, он видит в ней угрозу творчеству как живому человеческому духу.
Ларионов как бы подталкивает своих друзей и знакомых к поискам нового в искусстве.
Ларионов живописец - истинный поэт. Он - неповторимый импровизатор, искатель
Новых эмоциональных ощущений, пишущий трепетно и артистично. Нежность отношения
к живописи есть и в самых броских, интенсивных по цвету картинах мастера.
Ларионов одним из первых глубоко заинтересовался народным искусством и иконой как замечательным художественным феноменом. Обращаясь к традициям не только иконы, но и вывески, он стремился к новому единству народного и профессионального творчества.
@
Свидетельство о публикации №117060906321