Башня из слоновой кости

Вы когда-нибудь бывали в башне из слоновой кости?
Вы когда-нибудь смотрели с этой страшной высоты?
Люди кажутся букашками с башни из слоновой кости
Мир весь кажется игрушечным с этой страшной высоты

Вы когда-нибудь видали башню из слоновой кости?
И ее вершину в небе вы пытались разглядеть?
Неприступная, немая - башня из слоновой кости
Не достичь ее вершины, в телескоп не разглядеть

Были смельчаки когда-то, что карабкались на стены
И об выступы-уступы раздирали руки в кровь
Только небыло счастливцев, что вскарабкались на стены
У подножья этой башни запеклась на камнях кровь

А кому какое дело, кто живет там в этой башне
Кто надменным взглядом землю примеряет на себя
Ни подняться, ни спуститься с этой высоченной башни
Люди кажутся букашками, что от туда вниз глядят...
 


Рецензии
С просторов интернета.
Башня из слоновой кости на витраже церкви св. Игнатия(Честнат-Хилл, штат Массачусетс, США).
Башня из слоновой кости — метафора, впервые использованная в библейской Песне песней: «Шея твоя — как столп из слоновой кости»  (Песн. 7:5).
В Средние века в католическом богослужении это выражение стало использоваться иносказательно по отношению к Деве Марии (например, в обращённой к ней литании). В эпоху романтизма смысл метафоры значительно видоизменился; она стала обозначением ухода в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях, «оторванных» от «прозы жизни».
Заимствованное из Песни песней сравнение первоначально употреблялось как метафора красоты и непорочности. В XVI веке его латинский перевод (лат. Turris eburnea) был включён, среди других эпитетов, в литанию Деве Марии, хотя сам образ, скорее всего, восходит по меньшей мере к XII столетию. Изображения башни распространены в католической религиозной живописи и на церковных витражах.
Совершенно другое значение метафора получила в XIX веке. Нынешнее употребление этого образа внедрил французский критик и поэт Шарль Огюстен Сент-Бёв[1]. В одном из стихотворений сборника «Августовские мысли» (фр. Pensées d’Août, 1837), сравнивая современных ему поэтов, Сент-Бёв описывал творчество Альфреда де Виньи следующими словами: «А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости» (Et Vigny, plus secret, Comme en sa tour d’ivoire, avant midi rentrait). (Де Виньи, в отличие от таких своих современников, как Виктор Гюго и Альфонс де Ламартин, отличался показным безразличием к политическим проблемам, настаивал на абсолютной независимости творческой личности от внешних обстоятельств, избегал выходов в свет и вёл крайне уединённую жизнь.)
Благодаря авторитету и популярности Сент-Бёва выражение «башня из слоновой кости» стремительно сменило значение, а его первоначальный смысл забылся. Уже Флобер употреблял эту фразу для подчёркивания своего «аристократизма духа». В частных письмах он постоянно использовал образ башни из слоновой кости: «...Надобно отдаться своему призванию — взойти на свою башню из слоновой кости и там, подобно баядере среди благовоний, погружаться в одинокие свои грёзы»; «Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков»; «Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет»[2].
В культуре США представление о «башне из слоновой кости» связано с критикой университетов (особенно входящих в «Лигу плюща») и академической элиты в целом за презрительное отношение к «профанам», снобизм и замкнутость.

Примечания
Править

В Викисловаре есть статья «башня из слоновой кости»
1. ↑ Башня из слоновой кости
2. ↑ Гюстав Флобер. Письма 1830-1880

Дмитрий Грудинин 2   21.11.2018 11:12     Заявить о нарушении