Наталья Гончарова... Забытые имена
Работы Натальи Сергеевны Гончаровой вновь "возвратились" в нашу художественную культуру в шестидесятые годы. В 1961 году на гастролях в Москве и Ленинграде
Английский Королевский балет покидал балет И. Стравинского "Жар птица" в её деко-
нациях. Станковые картины мастера постепенно заняли место в экспозициях наших
крупнейших музеев - оказалось, что без творчества Гончаровой представление о русском искусстве начала века не может быть полным, что она оказала заметное
влияние на многих своих современников. Имя Гончаровой неизменно называют рядом с именем её мужа и художественного " соратника" Михаила Федоровича Ларионова.
Ларионов - нежный лирик, натура чуткая, тонкая и в высшей степени артистичная.
Гончарова - воплощение художественного темперамента, энергии, напора, здоровой
ясной силы. Гончарова училась скульптуре у П. Трубецкого, но практически не рабо-
тала как скульптор, а сразу же обратилась к цвету, к живописи. Её пастели раннего
периода - прекрасные лирические вариации из жизни природы. Но вскоре, во второй
половине 1900-х годов, её понимание цвета резко меняется. В художественный мир Гончаровой входят впечатления от икон, народного творчества. Цвет её работ стано-
вится приподнятым, ярким. Художница работает с огромным темпераментом и воодушевлением. Она смело идёт по пути искания новых форм. Цвет изменяет форму, локальные цветовые плоскости, резкие контуры придают её картинам монументальное
звучание.
В отличие от многих художников, Гончаровой не мешал сюжет в живописи. Более того,
тематическое начало очень существенно в структуре её искусства. Она сознательно делает центральной в своём творчестве тему народной жизни. Художественный язык её
работ един с их внутренней жизнью. Это единство придаёт её картинам большую органичность и силу. Гончарова видела свою цель в создании особого, русского стиля
в живописи и понимала, что именно эти работы (" Бабы с граблями", "Беление холста", "Прачки"), - самое важное в её творчестве.
Огромное живописное наследие Гончаровой неравноценно. Нередко художница делала
работы в спешке, ограничиваясь чисто внешней экспрессией. Редко удачны и её
опыты в области беспредметной живописи - это был мастер, сильно чувствовавший
неповторимость пластики жизни и чуждый абстрактной метафизике. Декоративная
природа живописи Гончаровой должна была неизбежно привлечь внимание со стороны
театра. "Крестным отцом" Гончаровой в этой сфере деятельности стал Дягилев.
Он пригласил её оформить балет Римского-Корсакова "Золотой петушок".
Гончарова в своих декорациях смело варьировала мотивы русского народного творчества, которые соединялись с принципами новейшей эстетики. "Варварство",
непосредственность соседствовали с подлинной тонкостью. Художница играла на яр-
кости простого локального цвета, добиваясь в "крике" гармонии. Художественный Париж был покорен. "Золотой петушок" стал поворотным пунктом в истории "Русских
балетов" Дягилева. И, как теперь очевидно, одним из важнейших событий в истории
театральной - декарационного искусства двадцатого столетия.
После "Золотого петушка" Гончарова сделала оформление для многих балетов. Она работала в театрах Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Брюсселя, Милана...
Её сценические проекты оказали определённое воздействие на всю декорацию музыкального театра. Даже в декорациях самого Пикассо исследователи находят
"воспоминания" о Гончаровой.
Все более привлекает внимание историков искусства и Гончарова - художник книги.
Прежде её иллюстрации 1912-1913 годов к поэзии В. Хлебникова, А. Крученых, С Боброва, Т. Чурилина. Гончарова очень точно чувствует "пластику" слова. Она
нарушает привычную композицию страницы и стремится создать общую композицию.
Иллюстрации Гончаровой, вместе с подобными работами Ларионова, прокладывали дорогу новому пониманию искусства книги.
@
Свидетельство о публикации №117060803794
трогает душу всё о Гончаровой!
И вдруг,вот сейчас,я обратила внимание,что Вы тоже Гончаров!
Только сейчас!..
Улыбаюсь,Алексей! (У нас на практике была девочка.Сидела напротив меня.Однажды,я обратила внимание, какие у неё серёжки красивые. Девочка засмеялась и сказала, что уже три месяца она их носит...
Я смотрю в глаза.Больше ничего не вижу.А в Вас я видела,что Вы - Алексей!
Спасибо за Наталью Гончарову!
Виват,Алексей!
Иветта Дубович Ветка Кофе 08.06.2017 12:28 Заявить о нарушении