Медитация на мысли Василия Розанова 943
Но христианскими волнениями, христианскими предчувствиями и жаждою полон был перед концом уже языческий мир. Это говорит «Гладиатор». Он — некрасив. Особенно характерны и почему-то запоминаются короткие, обстриженные усы: это уже не «вьющаяся бородка» Аполлона или Антиноя и других; это — реализм новых времен, первый штрих некрасивого и бессмертного (иметь «душу бессмертную») Акакия Акакиевича. Ведь в новой литературе почти нет физически красивых, «обольстительных» лиц, и это — всемирно, это — почему-нибудь. Да потому, что душа залила тело, пробужденная, вызванная к неизмеримому. Я думаю, в живописи, литературе и поэзии европейской, а волей-неволей в основе всего, конечно, в жизни европейской сыграло роль таинство исповеди: это береженье ран, но именно душевных ран, припоминание того, что было год назад, и припоминание больное, мучительное. Это ужасно взволновало души людей; пробудило эпилепсию — у одних, но и героизм, именно душевный, — у других. В сущности, вся, напр., литература Достоевского прямо немыслима без таинства покаяния, т.е. невозможна в обществе, где не было бы этого таинства. Взволнованный и несколько искаженный дух, дух мятущийся, не мог не отразиться некоторою перековерканностью мер, в которые так влюблен был портной-грек. Ему не с чего было бы «шить» свои статуи в наше время; но и
обратно, знающие «исповеданные тайны», мы уже «volens-nolens» холодны к его древнему мастерству. Там было голое тело; точно «страшный суд» в самом деле придвинулся, и мы возжаждали голой души, таинственного «сближения сердец»."
Василий Розанов "Иная земля.Иное небо" ( "Итальянские впечатления" )
В голом теле - "страшный суд" - но есть душа -
Совсем голая - в сближении сердец -
Как художнику вмиг взять из миража -
Что из реальности - из нас - создал Творец?
Свидетельство о публикации №117060803285