Самюэль Палмер... Забытые имена

Кажется, нет ни одного исследования об английском художнике Самюэле Палмере (1805
-1881), в котором бы не описывалась Луна и лунный свет, однажды поразившие четы-
рехлетнего ребёнка и наполнившие впоследствии его пейзажы.
Палмер рос впечатлительным и болезненным мальчиком, поэтому он учился дома. Отец
знакомил его с латинской, греческой и английской литературой. Литература была их
семейной традицией: дед Палмера писал поэмы, отец был книготорговцев и страстным
книголюбом. В раннем возрасте Палмер уже читал Мильтона и подчеркивал кстати те
места, где говорилось о лунном свете.
Он жил на окраине Лондона среди сельских пейзажей, и его склонность к простой
идиллической жизни возникла уже в детстве. Он рано начал рисовать и писать.
Тематика его живописи оставалась неизменной всю жизнь. Это были картины природы
в разное время дня, при ярком солнце и лунном свете. Из работы в работу переходят сцены жатвы спелых хлебов, лесные поляны, усыпанные листьями, берег реки или гладь
озёра с отражающимися в нем звёздами, пышно цветущие или отягощенные плодами де-
ревья, пассущиеся или спящие при лунном свете овечьи стада и человек среди них
Как органическая и естественная часть природы. Его живопись всегда энергичная и осязательная. В девятнадцать лет в жизни Палмера произошло великое для него со-
бытие: он познакомился с Уильямом Блейком - поэтому художником, возвышенная духовная жизнь этого человека, далекая от суеты материального мира, казалось Палмера единственно возможным идеалом существования, к которому он стремился.
Через два года после этого события Палмер с отцом уехали из Лондона в деревню Шохэм в Кенте, где они прожили семь лет.
После наполеоновская эпоха характерна стремлением общества к идиллической жиз-
ни, уходом от городской суеты в созерцание природы, погружением в духовный мир
человека. Эти процессы отразились и в литературе и в искусстве. Во Франции появилась Барбизонская школа, в Англии - недолго просуществовавшая "Идеальная община", предводительствуя мая Палмером. Молодые художники приезжали к Палмера
в Шохэм, бродили по округе, иногда царапали что- то в блокнотах и приводили в
изумление местных жителей, которые принимали их за астрологов, так как они любили
гулять по ночам и смотреть на Луну и звезды. Это время было самым плодотворным в
творчестве Палмера. В этот период Палмер создаёт целый ряд своих самых лирических
пейзажей это "Спящий пастух", где изображена пасторальная сцена со спящими овцами, пастухом, играющим на свирели, и сидящей около него женской фигурой. Картину венчает яркое клубящееся облако, наплывающее из-за тёмной густой листвы.
Живопись Палмера в большинстве случаев монохромная. Он любил перо, серию, индий-
кие чернила, умело пользовался размывками и черно-белыми контрактами. В этой
технике исполнено большинство его лунных пейзажей.
Работы шохэмского периода окрашены живым эмоциональным чувством. Позднее это ка-
чество утрачивается. В последние годы Палмер обращается к книжной графике, часто
иллюстрируя любимого с детства Мильтона. В истории английской живописи Палмер
занимает видное место. Его искусством вдохновлялись и на его творчество опира-
лись многие живописцы 19 века.



                @


Рецензии