Меризи Караваджо... Забытые имена
Караваджизм — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Караваджистами были стилистические последователи Караваджо, итальянского барочного художника конца XVI века. Его влияние на новый стиль барокко, по существу возникший из маньеризма, было глубоким. Караваджо никогда не основывал мастерскую, как большинство других художников, и поэтому у него не существовало школы для распространения своей техники. Он также никогда не излагал свой основной философский подход к искусству, психологический реализм, который может быть выведен только из его сохранившихся работ. Но этот мотив можно прямо или косвенно увидеть в творчестве Рубенса, Хосе де Риберы, Бернини и Рембрандта. Знаменитый при жизни, сам Караваджо был забыт почти сразу после своей смерти. Многие из его картин были переписаны его последователями, например «Поцелуй Иуды», которая до 1990 года приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту. Только в XX веке значение Караваджо для развития западного искусства было вновь оценено. В 1920-е годы искусствовед Роберто Лонги следующим образом охарактеризовал его вклад в историю живописи: «Рибера, Вермеер, Ла Тур и Рембрандт никогда не могли бы существовать без него. И искусство Делакруа, Курбе и Мане было бы совершенно иным». Влиятельный историк искусства Бернард Беренсон утверждал: «за исключением Микеланджело, ни один другой итальянский художник не оказал такого большого влияния на искусство».
Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; так называемые «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.
Меризи Микеланджело да Караваджо (28.09.1573, Караваджо, Ломбардия,-18.07.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, основоположник реалистического направления в европейской живописи
XVII века. Сын архитектора Меризи Караваджо и его второй жены
Лючии Аратори, дочери землевладельца.
Первыми покровителями будущего художника были герцог
и герцогиня Колонна. Учился рисованию в Милане у С. Петерцано.
Первые работы художника написаны в Милане,жанровые сцены и портреты
до наших дней не дошли.
Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи
омрачается скандалами, драками итюремными заключениями, которые
будут сопровождать его всю жизнь. В 1589 художник приезжает домой
продать свой земельный надел, нуждаясь в деньгах.
Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за
карточной игрой, завершившейся убийством,заехав сначала в Венецию,
он направляется в Рим,где работал до 1606, затем в Неаполе, на
острове Мальта и в Сицилии.
Творчество Караваджо возникло как оппозиция господствующим
направлениям в итальянском искусстве начала XVII века маньеризму
и академизму. Ранние произведения Караваджо с их звонким колоритом
и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями северо
итальянской живописи XVI века. Вместе с тем уже проявляется ряд
существенно новых чёрт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индидуальную выразительность конкретной модели. полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма,
Караваджо воплощает в античных сюжетах прозрачно-игровое, народное
начало, приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит
вклад в создание новых видов живописи - натюрморты.
К концу 1590-х годов складывается оригинальная живописная система Караваджо
ярко освещенный передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создается впечатление его непосредственной близости к зрителю. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606)- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Подчёркнутая просто народность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах Караваджо
вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд
произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах Караваджо дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение
сферы охвата жизненных явлений сопровождаются углублением трагизма
мироощущения. Караваджо обращается к теме одиночества людей
в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душев-
ного тепла. Свет в поздних картинах становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству, манера исполнения
приобретает черты свободной импровизационности.
Новаторское искусство Караваджо нашло последователей в Италии и других странах Европы, оказав влияние на сложение реалистических течений во
многих европейских художественных школах.
@
Свидетельство о публикации №117060702976
Зофья Поплавская2 28.06.2017 22:55 Заявить о нарушении