Лерма. Год 37-й. Бородино

 В свое время у Лермы был гувернер-француз, участник многих походов "великого императора". Он часто и очень красочно и восторженно описывал победы Наполеона над всеми генералами и предводителями войск от стран Европы, ну и от России. Мальчик жадно слушал, но его угнетала восторженность этого "воина-гувернера".
   В юношестве он попытался описать Бородинское сражение, в чисто романтических тонах: с массой рассуждений о чувствах перед битвой, причем вычурным языком и совершенно не по-русски.
   В моем 4-томнике сказано: "Написано, во всей вероятности, в январе 1837 г.,в связи" с 25-летием битвы. ..."Среди юношеских произведений поэта (1830-1831) имеется сходное по замыслу стихотворение "Поле Бородина" (рассказ участника событий) и записка на французском языке, в которой излагаются исторические обстоятельства сражения" ( Лермонтов. Т.1 - изд. 1961 г., с.674) Кстати, я касался, без восторга, этих ранних строк Лермы в эссе о тех годах его творчества.
  Так вот, друзья мои, вот вам явное доказательство того, что Поэт, когда он переставал писать о себе, - в романтических страстях и ламентациях, - он, прямо по отзыву Достоевского -см. Песню о Царе...- создавал великие произведения,где действовали русские мужики, простые, но не сгибаемые и не мыслящие о себе в канун сражений - такого мужика в офицерском мундире опишет потом Толстой, говоря о капитане Тушине и его поведении в канун Шенграбенского сражения и в самом сражении.
   В отличие от стихов на смерть Пушкина, написанных в страшной спешке и во многом небрежно или выдавая свои "тайны на миллион", здесь АБСОЛЮТНЫЙ ШЕДЕВР! Никаких тебе романтических вздохов! И от Лица участника битвы, простого солдата, которому повезло выжить. Не известно, беседовал ли Лерма с кем-то конкретно, но это уже такие точные детали, такие ли "маты" в адрес солдат "великой армии", что, думаю,  - как и в "Песне о царе..." - здесь проявился чистый гений Творца, который сам может представить все детали битвы и описать их с высоты орлиного полета!
  Как "занудный критик", Зоил сайтовского разлива, могу сразу воскликнуть: Какая Форма!! Какую строфу "отковал" этот романтик, какая народная музыка льется из каждой строки! Есть в этих строках что-то от солдатский песен, забористых и лихих, и уж их-то Лерма знал не одну! Тут Лерма просто предвосхитил многие страницы "Войны и мира", в котором солдатская речь и лихие песни поданы на том же уровне (что блистательно показано и у Бондарчука в его шедевре)
     Ну-с, главное уже сказано: Лерма велик не самокопанием и самовыражением, а обращением к народной массе (но без романтических вывертов, как в "Вадиме"), конкретным лицам из этой массы. И все восторги Карина приходятся  именно на те произведения, в которых автор как бы отсутствует, стоит за сценой, а говорят люди, не актеры-романтики с их выспренностью, а  сочные, полновесные плоды русского народа.
  Само начало "Бородина" прямо перекликается с вопросами нашего дня:Скажи-ка, дядя, ведь не даром мы в Сирии с ее пожаром, и деньги  там палим?
   А Дядя нам доходчиво объясняет, только не до всех доходит.
 И у Лермы по сути тот же рабоче-крестьянский вопрос-расчет: сколько же стоила Москва, чтоб ее отдавать? Так и ныне:  Были ж схватки боевые, недаром помнит вся Россия про те "Калибры" и т.д. Да, говорит дядя: Не будь на то господня воля...
  И нам  есть что вспомнить: Мы долга  молча отступали в Великую войну...
И ворчали солдаты, и причитали бабы: Что ж мы, так и будем ... сдавать Москву?
 Но вот нашли большое поле..  "У наших ушки на макушке" - перл от народа! Браво, Поэт! И дальше все так же сочно и героически, как у защитников Москвы в 41-м.
    Забил заряд я в пушку туго, И думал, угощу я друга! Постой, проклятый фриц!
 И далее - сплошной Кинофильм с крупными "бондарчуковскими" планами:
Прилег вздремнуть я у лафета (!)
И слышно было до рассвета
  как ликовали немцы под Москвой, разглядывая ее в бинокли - это прекрасно показано в фильме "Битва за Москву" ( мы с другом смотрели его порознь, но по нескольку раз).
  А далее расчудесные строки, ставшие классикой нашей, но рожденные народом еще тогда:
  Полковник наш рожден был хватом(!!)
             (хватким, умелым, храбрым и т.п.)
Слуга царю,отец солдатам (!!!)
    (Истинно крылатые слова - возможно, так же услышанные от солдат)
  И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
   Умрёмте ж под Москвой
      (Примерно так же говорил и комиссар памфиловцев.То же по сути жестко отвечал и Жуков на просьбы Рокосовского о подкреплении: Ни шаа-гу назад!! Стоять насмерть!! - все в том же фильме, но и в жизни, конечно)
 Ну и дальше - тот же "фильм от Лермонтова":
   Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
 Европа двинулась, как туча (осмелюсь я сказать):
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами...
   Ираклий Андронников не преминул бы отметить ныне это сходство:  немцы, итальянцы, болгары, прибалты...
  Словом,
 Велик Поэт,- когда с Народом
Тогда он ближе с каждым годом
Народу своему....
 
 Всё, ревнители и хулители мои:, вот чтО я люблю, то и Любви нашей достойно, и оно СОВЕРШЕННО и по Форме, и по Значимости.
   А кто возражает, тот пусть Воз рожает (Как сказал Владимир Владимирович)...
              Это  тот же Карин.
               


Рецензии
Игорь, друже, прочёл и ловлю себя на мысли, что мне нравятся в поэзии Лермонтова то же, что и тебя восхищает в нёй и в нём. Великий РУССКИЙ поэт. Эта русскость в "Бородино" в каждой строке Лермонтова и она же (эта русскость) в твоей замечательной статье. Очень удачна в эссе и связь с нашей недавней историей и современностью. Спасибо огромное и за "Лерму", и за твою позицию.
Твой Владимир.

Волков Северный   24.06.2017 22:15     Заявить о нарушении
Дорогой, так мне всегда нравились его Лучшие стихи, и тут мы совпадаем с тобой. Но многие его произведения вредны для юного читателя, их нельзя издавать в популярных изданиях. Так, они заражены демонизмом, которым Лерма заразился в европейской литературе. Сейчас это выглядит как скверное подражание западным идолам и действительным гигантам. Так что я сужу Лерму "по всему фронту" с точки зрения воспитания молодых, которым и без того демонизма навалили с Запада и с Востока, сотворив из искусства культ демона-супермена - человека, оседлавшего Удачу в чем бы то ни было.
Сегодня вот пошел поглядеть по ТВ городскому (49-й канал) погоду и увидел во весь экран Женщину, которую выпукло демонстрировали, направляя взоры зрителя в главный портал этой певицы - бездарной, но товарный, вокруг коей резвились жеребцы наши и даже один могучий негр (обзавелись-таки собственным!) И певица извивалась в ритме американской поп-дивы, как будто ее щекотали эти самцы. Негры давно попали в супермены на нашей эстраде! ...
Выматерился, плюнул, выключил. А тысячи смотрят и мечтают оказаться на месте оной дивы.
И так везде, и во всём: ложимся под американские стандарты в музыке, танце, кино, балете... И о какой русской культуре можно вести речь, если ее погребли под голыми телами славных американок или бравых суперменов-актеров янковских фильмах. Даже с моем любимом кроссворде, в АиФ, по шесть-восемь вопросов - про американских звезд, причем я должен знать всю подноготную Рурка или Спирс, а для этого я должен смотреть только американское кино, читать только американские книги и т.п.
Так и уводят наших граждан на эту "фабрику грёз".... А потом молодые и бегут в США. И никто не ставит на их пути заслонов: Толерантность, мать её!
И бегут под лозунг Лермы: Прощай, немытая Россия! Вон, даже классики призывали в штаты Европы или Америки.
Словом, у Лермы можно вычитать такое, что и самоубийством можно кончить в отрочестве,тем более если к нему призывает и ИНЕТ. Но я, - как Учитель и Отец, и Дед - не могу одобрять того, в чем таится Зло растления умов и сердец.
Прости, но я нравственный ригорист, и другим вырасти не мог...
А в остальном... Спасибо, Владимир, за Внимание!! Твой Игорь К.

Игорь Карин   26.06.2017 12:31   Заявить о нарушении
Игорь, друже. Медленно, но обратный процесс возвращения истинно талантливых людей (в разных областях знаний и умений) пошёл.
Знаешь, что первым делом ставит на своей земле русский крестьянин?.. Баньку рубленную! Вот тебе и "немытая Россия".
Здоровья и ещё раз здоровья!
Твой Владимир.

Волков Северный   26.06.2017 13:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Друже! Рад! ИК.

Игорь Карин   26.06.2017 13:45   Заявить о нарушении
Почитал диалог и немного удивлён тем, что люди, которые должны быть грамотней и дальновидней меня, крестьянина, переживают за национальную русскую культуру, которой никогда не было, как и идеи, потому что культура всегда начинается с национальной идеи, больше, чем за людей. Это выглядит политически правильно, но не по-человечески. Россия образовалась после крещения князя в Византии, благодаря воссоединению разрозненных княжеств и стала православной (праву слава) после того, когда Рим заявил, что он - вселенский. Потом Россия стала советской, подцепив французский коммунизм. Сегодня Россия -демократическая страна, благодаря реформам, а от этих всех реформ зависит культура, которая в данном случае происходит от культа (языческого). Какая культура может быть у России, если её создали европейцы? То же касается штатов. Уважаемые собеседники, никакой крестьянин этим не живет, потому что ему не до этого, как хозяйство за него тянуть никто не будет. Иваныч, недавно я выложил "Огородное", оно о работе на земле. Из Ваших отзывов видно, что у Вас тоже есть огород. Правда писал я его не только для поддержки земледельцев, но и для товарищей, которые не имеют понятия о этом труде и о самой Земле. Среди них есть критики со званием академик и толпа фанатов, которые окрестили меня огородником и русофобом, призывая заняться своей бахчой. Но после этого через агента прислали мне приглашение на фестиваль "Поехали в Астрахань!", а она очень славится арбузами. Приглашение естественно за умеренную плату. Какой Запад, какая культура? Есть бизнесмены, которым ничего не чуждо, а есть нормальные люди и это везде так. Как-то, Иваныч, Вы сказали, что что единоверец мне. Но так ли это? Я знаю, что Вы опять будете молчать, хотя я пальцем не тыкаю, а чётко разделяю человеческое со зверским. Можно быть суперграмотным, но это бесполезно, если не уметь различать добро и зло, у которых нет ни культуры ни нации, потому что они раньше.

Петр Новицкий   26.06.2017 20:22   Заявить о нарушении
Культурно ли защищать культуру, наплевав на себя и на добропорядочных людей? Не ответите, Иваныч, ни Вы, ни собеседник Волков-Северный, потому что защитить такую культуру, не пренебрегая человеком, невозможно. Простой человек отличается от знатного тем, что его Бог вырос в семье плотника, а бог знатного, хоть и воспитан при дворце и имеет жезл гнетущей власти. Этот бог раздаёт права, попирая дарования и говорит, что это культурно.

Петр Новицкий   26.06.2017 20:43   Заявить о нарушении
И ещё скажу, что одни люди бегут от проблем в другие страны в поисках лучшего, а другие понимают, что от проблем убежать в этом мире невозможно и только третьи живут тем, что им втемяшили: патриотизмом, национальной культурой, рукописными законами и навесные сверху страхом. Третьих обычно среди людей называют толпой или гопней.

Петр Новицкий   26.06.2017 20:59   Заявить о нарушении
А ещё добавлю, что молчание - золото, а золото - украшение, а красота - спасёт мир. Так что молчуны сами понимаете.

Петр Новицкий   26.06.2017 21:16   Заявить о нарушении
Пётр, быть крестьянином и,вместе с этим, культурным человеком - вполне совместимые вещи. Очень важно, чтобы в голове, как и на грядках огородных был порядок. Сумбурность Ваших размышлений-заключений, скорее всего от какой-то обиды, так кажется. С трудом на земле знаком. "На мне" сад (10 взрослых и 15 молодых деревьев, ягодники) и огород (одной картошки собираем 160 вёдер, не считая других овощей).

Волков Северный   26.06.2017 23:31   Заявить о нарушении
Быть крестьянином (земледельцем) и культурно уповать на тирана - разные вещи, потому что Закон Жизни один. Просто некоторые не понимают, других устраивает, а третьи - боятся, но это всё не любовь.

Петр Новицкий   27.06.2017 01:00   Заявить о нарушении
И потом кажется - это не видится.

Петр Новицкий   27.06.2017 01:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.