Стихотворение месяца 52 - Обзор Марьяши Бурлай

В 52-ом конкурсе, в отличие от предыдущего, работ не так много, поэтому к каждой приглядывалась ну очень пристально). Комментировать постараюсь покороче, хотя…я-то себя знаю, вряд ли получится достаточно кратко)). Сразу прошу прощенья у тех авторов, кто усмотрит в моих замечаниях несовпадение с их собственным  мнением. Мы все – разные и видим часто по-разному. Никого не хочу обидеть, но если вдруг не порадую – простите великодушно. Надеюсь, все вы понимаете – конкурс анонимный, так что ничего личного, всё нижесказанное будет только о представленных стихах. Ну, поехали!)

1. "Бело-черное или мечтать не вредно"

*****
Ну что сказать…похоже, автор всё сам резюмировал в финале. Пародия на жизнь – это, надо полагать, печально. Пародия на какой-то конкретный стих – это требует высокого уровня владения поэтическим пером. Пародия на стихи вообще…думается мне, для неё недостаточно просто упомянуть несколько поэтических штампов. Поэтому за художественную компоненту данная работа получает 3 балла и за техническую – 3. Есть сбои по ритму, неоправданные инверсии, и рифмы слабые или даже сомнительные, единственная мне понравилась «марта-азартно». Собственно, именно за неё автору – спасибо.
3/3

2. "Дочери"

*****
В целом – очень милый стишок, всё ясно, понятно и эмоции автора наверняка встречают отклик в душе читателей, имеющих уже взрослых, живущих отдельно детей. Написано, конечно, простенько в плане художественности, но, полагаю, автор думал не о поэтических изысках, а больше о том, чтобы максимально выразить собственные чувства.
По технике. Мне понравились рифмы, вот только «оба-готова» - как-то очень сомнительна.  С ритмом и размером в основном неплохо, но местами есть нарушения, к примеру вот здесь: «ТЫ дАлекО…» - ритм требует ударения на второй слог в строке – и приходится при чтении интонационно лавировать, чтобы не споткнуться.  Вообще, на мой взгляд, первый и третий катрены – очень хорошо получились, а вот второй и последний надо бы переделать. Не есть хорошо, что подряд  в трёх катренах повторено слово «град» - и это при том, что оно не является стихообразующим, а только вспомогательным. Слишком часто автор использует местоимения «я», «ты» и их производные. Понятно, что это о нем и о ней, но такое однообразие не украшает произведение. Учитывая всё вышесказанное, стих получает от меня по 3 балла за художественность и за технику.
3/3

3. "Так на века"
                    Памяти друга

*****
Сложный жанр как для конкурсного оценивания. Красивые образы, интересная философия. Хочется автору верить.  То, что ритмический рисунок катренов чередуется, в сущности, при чтении не мешало. Что рифмы сплошь грамматические – ну, это скорее минус, но в рифмовке АВВА такое почему-то часто случается, знаю по собственному опыту.  Не поняла, что имелось в виду «бога полотно» - выделено, но мне данный фразеологизм незнаком. В общем и целом, для меня это
4/4.

4. "Банальные рифмы"

*****
Ка-акой автор хитрый, у него-то самого рифмы совсем не банальные и в основном даже не грамматические, а наоборот - аккуратные и разнообразные. Да и лично я, признаться, против банальностей никогда войну не объявляла – куда же в нашей жизни от них деться, всё уже когда-то было и с финалом стиха не поспорить. Одно возражение – то, что дозволено песням по части рифм (а скорее – их частого отсутствия), то не дозволено стихам, ведь стихи принято читать, и за счет мелодии где-то вытянуть, что-то проглотить и как-то соединить – в стихах не получится. Имхо, конечно. Вот за эту смысловую натянутость снижаю балл, и стих получает 5 за технику и 4 - за впечатления.
5/4

5. "Хранитель снов"

*****
Интересная рифмовка, волшебное содержание. Минусы – сбои ритма в строчках «нЕсёт черный мешок», «в Его черном мешке», «нЕсёт людям старик» - я выделила гласные, на которые поневоле должно падать ударение, согласно авторской схеме, но где оно не нужно. Это мелочь – легко можно перестроить фразы. Кстати «в ЕГО черном мешке ОН несет снов букет» не айс, уместнее было бы например «в Этом черном мешке Он несет…» - сразу и ударение становится на место. А вместо «несёт» вполне можно «нОсит» - смысл не страдает вроде бы. Ну да – это автору виднее, что да как улучшать, но улучшать есть куда. Слегка.) Оценка за технику 4, за впечатление  – 5.
4/5

6. "Она и он"

*****
Ну ничего себе сюжетец, вот теперь ходи – и оглядывайся, как бы не наткнуться на этих…хм…отчасти зомби). Хотя…в моём посёлке нет магазинов с манекенами в витринах…а может потому и нет, что прежние от солнца ожили и ушли, а новых часто завозить самолётами – больно дорогое удовольствие?)) В общем, озадачил автор. Но и порадовал.
Вроде как слегка длинновато получилось, пару катренов убрать бы, ну или хоть один… Но это я уже сильно придираюсь. Вообще - хорошая, качественная  работа.
5-5.
7. "Маэстро плена, или Человек-планета"

*****
Ммммм… сразу приходят на ум пара имён авторов, которые таким любят забавляться. Таким – суть технической эквилибристикой.  Нет, конечно, что кому больше нравится, я никогда не против экспериментов со словами и «надо-не надо» - для меня тут нет предмета для споров. Написать сонет, используя слова, начинающиеся с одной единственной буквы – супер кропотливая работа. Поэтому по технике ставлю 5. Но вот с художественностью (которая весьма субъективная категория, имхо) всё с точностью до наоборот. Во-первых – я понятия не знаю что такое человек-планета, а значит вспоминать его путь для меня практически невозможно, и не думаю, что среди читателей я такая одна. Во-вторых – если автор потратил кучу времени дабы создать столь высокотехничное произведение, то это вовсе не значит, что и читатель обязан тратить кучу времени, чтобы просто осознанно прочесть и воспринять некой единой фонетически-смысловой общностью. Ну очччень туго идёт. Да, кому-то это плюс, но для меня – однозначный минус. И третье – наверняка, в сложной технической конструкции (любой) есть своя прелесть, но – не тогда, когда речь идёт о поэзии. Ну, нет для меня тут никакой художественной красоты или эмоциональной наполненности. За что и ставлю 2.
5/2

8. "Ничей"
 
*****
Как-то кривовато построена фраза «ничей хочу остаться». Если ЛГ мужчина – то надо «ничьим», если женщина – то «ничьей», а так…получается неровность. Впрочем, автор именно за неё, надо полагать, и извинился, загодя.) Ну и финал после всего предыдущего – вкусно поданного, даже что-то Цветаевско-Ахматовское мне послышалось – прозвучал невнятно. Ну, то есть «хочу уйти, когда придёт мой срок – уходят все, но…» - этак возвышенно, хотя и с эмоциональным минусом, а вот «по причинам разным» - вообще не точка для данной фразы, как если б откуда-то «за уши» притянута. Не может это быть итогом. Слишком…никак. Да, и самая первая рифма, на мой взгляд, весьма условна. Хотя при чтении это не зацепилось. В целом, мне понравилось. Техника – 4, художественность – 4.
4/4

9. "О траектории полётов"
 
*****
Первые 4 строки – класс, окончание куплета – как сдутый шарик. («Райное» - это как? «Райское» автор дальше поясняет, но «райное» - ? Новояз хорош бывает редко. ) Второй куплет – та же проблема. Третий – сбоев нет, но есть примитивные рифмы (и не только здесь). И смыслово не айс: «Выломать зуб мудрости» - хм…даже фантазиям надо бы быть более правдоподобными, выломать можно зуб молочный или там, не знаю, клык или резец. Но девочка, выламывающая себе зуб мудрости (а он у нее уже тогда был?) – простите, автор, у меня этот образ никак не визуализируется.
В общем, как говорится, не фонтан, хотя брызги имеются. Оценки
3-3.

10. "Сны возникают запросто..."

*****
Люблю длинную строку, особенно, когда аккуратно написано и читается на одном дыхании. Люблю составные рифмы и вообще – интересные рифмы, даже если они не идеальные. Люблю красивые стихи, а этот красивый, всё на настроении. Слово «полис» в данном контексте меня озадачило, но это потому, что мы его последнее время знаем как перевод с французского, а оказывается его можно и с греческого перевести.)) Спасибо, автор, теперь буду знать. Оценки
5-5.

11. "Сударушка"

*****
На мой взгляд - типичный пример «песенного» текста. То есть, если рассматривать его как стихотворение – то и с рифмами на концах строк так себе, и повествование чересчур затянуто, и длинная строка таким образом сконструирована, что требует внутренних рифм, а их почти и нет нигде. Вот если это спеть, протяжно да с музыкальными переливами в нужных местах – совсем иное впечатление будет, вполне себе приятное. Но поскольку конкурс у нас называется «Стихотворение месяца» - то и оценивать приходится без скидок, как стихотворение. И в таком виде для меня это только
3-3.

12. "Круги своя..."

*****
М-да…Страшное это дело – «причуды любви». А уж описания их – и того страшнее…встречаются). Допуская, что автор искренне пытался изобразить всю мрачную тяжесть душевных метаний своего ЛГ и его злосчастной сестры, прошу простить мне некоторую лёгкость тона. Наверное, я чёрствая натура, но мне данное произведение уже видится растасканным на цитаты стихирянскими пародистами. Если, конечно, оно само не есть уже пародия. По крайней мере, в этом качестве у него было бы куда больше шансов на успех. Как у любовной лирики – вряд ли. Есть несколько интересных рифм, размер автор выдержал чётко. Поэтому за технику ставлю 4, ну а прочее – 2.
4/2

13. "Боль"

*****
Тема любого исторического события настолько неоднозначна, что обсуждение её может вылиться в многотомную дискуссию. Автор описал конкретную ситуацию КАК чувствует её он. Имеет право. Его авторская позиция после прочтения произведения ясна, эмоции –  прочитываются, определённая патетика в данном случае была неизбежна. Категоричность суждений…вот она напрягает. И ещё напрягает не слишком удачная самая первая рифма. В остальном у меня претензий нет.
4-4.

14. "Раб лампы"
 
*****
Блажен, кто верует. Это я про финальное резюме). Автор выдвинул гипотезу, но поскольку выдвигал он её в стихах, то никаких аргументов к ней не приложил, одни неясные образы. Было бы жаль, если б речь шла о научном докладе. В виде поэтического произведения меня всё вполне устроило).
5-5.

15. "Когда-нибудь я стану деревом"
 
*****
В подобном стиле можно писать бесконечно, но во всяком повествовании (а в поэтическом особенно) важно уметь вовремя остановиться. Как по мне, то автор увлёкся и затянул катрена на два-три. И, я конечно понимаю, что данный стих вот такой, настроенчески-бессюжетный (я таким тоже частенько «поэтически брежу»)), но всё же хотелось бы иметь некое… что ли финальное резюме, иначе произведение не воспринимается как законченное.  Ну или допустим, автор бы свои пятые строки закольцевал рифмами и собрал потом в итоговый куплет… В общем, автору, конечно, виднее, что он хотел сказать и как это посчитал нужным сделать, но мне, как читателю, чего-то не хватило (при том, что общего текста было даже с избытком)). По технике претензий нет - 5. А за художественность балл сниму – 4.
5/4

16. "МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН*" 
 
*****
Схожесть с предыдущей работой – длинно, пара-тройка катренов минус – и стих бы сгустился, уплотнился и помощнел. Противоположность предыдущей работе – очень ударный, выигрышный финал.  По технике придираться не буду, а за «словесную воду» балл сниму. Итого
5/4

17. "Сладость власти"

*****
Хм…как-то мне представлялось, что в повседневной жизни мухи с пчёлами поодаль обретаются, но уж точно не в закрытых сотах…но спорить не буду, поскольку ну очень далека от пчеловодства). Тем не менее, финальный вывод автора мне представляется весьма натянутым, хотя со многими, присутствующими в стихе наблюдениями из жизни человеков не поспоришь. Но философия, признаюсь, не мой конёк. Поэтому, возвращаясь к стихотворному тексту: компактности ему не хватает. Оригинальности художественных образов. А также интересных рифм. Только одна составная во втором катрене и порадовала. В общем и целом от меня
3-3.

18. "Ночь не своди меня с ума"
 
*****
Ну вот, кратенько и симпатишно. Пожалуй, даже чересчур коротко. Мне, к примеру,  всё же хотелось бы узнать – а что именно, к восходу-то?) То есть если в предыдущих работах было чересчур и хотелось урезать, то здесь хотелось бы ещё хоть троестрочье добавить перед финальной кодой. Оно, конечно, избранная стихотворная форма не предполагает и всё такое, но тогда смысловая компонента остаётся нераскрытой. Технически на таком объёме наделать каких-то ошибок сложно – но ведь и развернуться как-то  интересно не выйдет. Вот и получилось только на
4-4.

19. "Вот снова я на Чёрном море..."


*****
Ах, море, море… Оно чудесно, всегда ново и свежо. Чего, увы, не могу сказать о данном стихотворении. Со всем уважением к неизвестному мне пока автору, но любой мало-мальски подготовленный читатель (а жюристы – это ведь всегда еще и мало-мальски подготовленные писатели, а не только читатели))) заметит, что писано это было вот  именно «под впечатлением» - что вижу, то пою. Нет, ничего дурного в таком не нахожу, но считать сиюминутные стихи-впечатления технически качественной или высокохудожественной работой никак не могу. Уж простите меня, автор, но сделанное «на скорую руку» обычно средненьким и получается. Так что
3-3.

Ну, вот и всё, что хотела озвучить. Ещё раз напоминаю уважаемым участникам конкурса, что моё мнение – это лишь МОЁ мнение, воспринимать его надо как мнение одного из читателей и не более. Обижаться на возможные несовпадения с авторским мнением – совершенная бессмыслица. Улыбнитесь, господа! И – обязательно пишите ещё, ведь это у вас неплохо получается)).


Рецензии
Марьяша, как автор 17-го стишка выражаю восхищение Вашей проницательностью. Именно под впечатлением от пребывания в Сочах я его и написал. Без всяких претензий на высокохудожественность. Впрочем я на неё и никогда не претендую.
:)

Пётр Кольцов   10.06.2017 21:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.