***

Я услышу тебя даже в голосе ветра;
Увижу - везде куда кинется взор...
В грозовых разломах моего лета
Ты - камень, похитивший молний хор...

Даже, если душа моя бесприютна -
Всюду твой дом найду, как ни крути...
Ибо только в руках твоих мне уютно,
Словно лотосной лодке на водном пути...

Я в покое твоем обретаю значимость,
Ибо нет меня без твоих забот...
Жизнь - твои поцелуи в объятьях вкрадчивые...
Что быть может выше таких щедрот?..

Только взор, дарующий вдох и выдох,
Пробуждающий чувств зоревой рассвет...
Я б воспела любовь к тебе, словно Мира*,
Но словес таких во Вселенной нет...


*МИРАБАЙ (1499-1547) или Мира Баи - ВЕЛИКАЯ индийская святая и ПОЭТЕССА 16 века, отказавшаяся совершить сати, виднейшая представительница поэзии в литературе хинди.

Писала на брадже, раджастхани и гуджаратском языках.

Основная тема творчества Мирабай - описание её доходящей до самозабвения любви к Кришне, проповедница бхакти.
   
Раджпутская принцесса, вдова махараджи Читтора; из-за нежелания следовать предписанным для вдовы нормам поведения, и в частности, совершить сати, подвергалась преследованиям со стороны родственников мужа, бежала сначала во Вриндаван, затем в Двараку.

Автор лирико-религиозных гимнов Кришне, в которых поэтесса сама словно перевоплощается в одну из пастушек, возлюбленных Кришны.

Стихи и песни Миры до сих пор любимы в Индии и как священные гимны, исполняемые в храмах, и как нежная и поэтичная любовная лирика.
    
***
Как звенят бубенцы на ногах -
Я сегодня танцую любовь.

Бхакти – духовная традиция в индуизме, проповедующая путь преданность и любови ко Всевышнему. Главным отличием бхакти от других религиозных направлений является то, что в практике бхакти нет разделения на цель и средства ее достижения. Иначе говоря, любовь и преданность Всевышнему приходит во время тотального вовлечения в служение ему, во время абсолютного растворения в бхати, что и является окончательной целью. Отличие между начальным и завершающим этапом здесь заключается в том, что на первых порах человек следуют бхакти из чувства долга, а на конечном этапе приходит спонтанность и бхакти основывается лишь на взаимной любви между человеком и Богом.

Мира Баи уходит из земной жизни (уходит ли?) в 1546 году. По одной версии она все-таки была убита раджпутами, по другой - инсценировала свою смерть, сменила имя и исчезла из поля зрения зрителей, по третьей - как настоящую бхакту - Кришна забрал ее в земном теле в свою обитель. Достоверно известным остается только один факт - видели, как она входила в храм Ранчода, но никто не видел, как она выходила из него. Лишь на статуе Кришны осталось висеть ее наискось наброшенное сари.

Кроме стихов и легенд, о жизни Мира Баи напоминают два храма - один во Вриндаване, другой в Читторе...

Мире удалось выразить в своих стихах очень редкое состояние души. Для мировой литературы это явление уникально, потому что среди поэтов и писателей истинно верующих практически нет, а погруженному в себя, в отношения с Богом обычно не до объяснения своих чувств и переживаний.

Ее жизнь была уникальным, неповторимым явлением. Она была принцессой, но отказалась от удовольствий и роскоши, свойственных ее высокому положению. Вместо этого она выбрала бедную, аскетическую и бесстрастную жизнь. Несмотря на то, что она была нежной молодой женщиной, она отправилась в опасное путешествие по духовному пути и подверглась различным суровым испытаниям с неустрашимой храбростью. Она обладала гигантской волей.

Песни Миры вселяли веру, храбрость, преданность и любовь к Богу в сердцах слушателей. Эти песни вдохновляли учеников на пути преданности, порождая в них необыкновенное волнение и заставляя таять их сердца. Все, кто входил в контакт с ней, были тронуты сильным потоком ее любви.

Сердце Миры Баи было храмом преданности, а ее лицо было цветком лотоса божественной любви. В выражении ее лица была доброта, в ее речи – любовь, в ее поведении – радость, в ее словах – сила, а в ее песнях – вдохновение.


Рецензии