Поль Сезанн... Забытые имена

Фрагмент картины: "Авеню в Жа де Буффан".


Почти вся жизнь Поля Сезанна (1839-1906) прошла в провинциальном городе Эксе на
юге Франции. Здесь он вместе с Эмилем Золя учился колледже, посещал школу рисования, безуспешно пытался приобщиться к банковскому делу своего отца и наконец, полностью посвятил себя живописи. Некоторое время Сезанн жил в Париже,
рисовал в академии Сюиса и много времени проводил в Лувре, подолгу размышляя перед
картинами старых мастеров.
Но Париж мешал ему сосредоточиться, а Лувр мог посягнуть на его "маленькое ощу-
щение", реализации которого Сезанн посвятил всю жизнь. Одинокая, замкнутая жизнь
в Провансе и любимая им южная природа были необходимым условием для решения гран-
диозных задач, стоящих перед экским мастером.
Его не богатая событиями жизнь вызывает удивление. С юных лет и до последнего дня она была посвящена неслыханное упорному труду. С упрямством и неистовой  энергией
Сезанн преследовал свою цель в изучении природы. Он поклялся умереть с кистью в
руках, и как мы знаем, смерть застала его за работой. Его день был подчинен строжайшему режиму. Вставал он рано, шёл в мастерскую во всякое время года; с шести часов до половины одиннадцатого он работал в ней; затем возвращался в Экс
завтракать и немедленно уходил на "мотив" и работал до пяти часов вечера. Затем
он ужинал и сейчас же ложился спать.
Трудно переоценить факт существования Сезанна для судеб современного искусства.
Он появился в тот момент, когда живопись в своём настойчивом движении к природе
чуть не позабыла, что ее законы, хотя и близки законам природы, но не тождествен-
ны им. За месяц до смерти в письме к Бернару Сезанн так объяснил цель своего
искусства: "...я неуклонно ищу логичного развития в том, что мы видим и чувству-
ем в изучении природы, с тем, чтобы вслед за этим привести в исполнение и простыми
средствами заставить публику почувствовать то, что чувствуем мы сами и согласиться
с нами. Великие, которыми мы восхищаемся , делали только это".
Бернар назвал жизнь Сезанна "размышлением с кистью в руках". Сезанн рассуждал,
наблюдал природу, искал её законы, извлекал из них принципы, которые и применял
в живописи. В отличии от импрессионистов Сезанн хотел найти в изменчивой природе
её постоянный элемент, отсюда его наставление: "трактуйте природу посредством
цилиндра, шара, конуса". Грандиозность задачи породила метод, исключающие компромисс, но невероятно трудоемкий.
Происходило как бы одновременное рождение всех элементов живописи, образующих
организм холста. Цвет, контуры, форма, перспектива - все это существовало в
постоянном движении и взаимосвязи. Существовала как бы физическая невозможность
отделить один элемент живописи от другого. Поэтому деформация предметов, набегание
планов, потемнение плоскости по краям не являлись целью Сезанна, а были всего
лишь издержкой его метода.
Парадоксально то, что не было, кажется, художника более традиционного, более
него стремившегося к простоте и ясности. Сезанн говорил: "Лувр - это хорошая
книга для поучения, но он должен быть только посредником между художником и при-
родной". Он всего лишь хотел поправить классику через природу и создать из этого
нечто значительное и долговечные, именуемое живописью.
Существовало требование времени, Сезанн отвечал ему, сосредоточив усилия на самом
главном - возвращении живописи её первоначального смысла с поправкой на время.
   "Быть может, уцелеет память о смельчаке,- сказал однажды о себе Сезанн,- кото-
рый освободил живопись от ложной традиции, столько же от "независимой",сколько
и от "академической", и у которого была неясная мечта возрождения искусства..."
В залах Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. Пушкина
в Москве экспонируются многие полотна великого французского художника.


                @


Рецензии
Алексей! Низкий поклон Вам за просветительскую миссию, которую Вы на себя возложили. Каждому читателю Вашей странички захочется вновь посмотреть картины великих художников, поразмыслить над ними, получит удовольствие от соприкосновения с прекрасным. Это и есть волшебная сила искусства!
С уважением

Лариса Майская   14.06.2017 15:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв и поддержку! С уважение и теплом

Алексей Гончаров2   15.06.2017 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.