Там и тогда

* * *
Вслед за развенчанием мифов об а-двайте (не-двойственности), медитации и
нирване (которые образуют костяк восточного мистицизма, некогда превратившего
Индию из могучего царства в колонию белых чужестранцев), можно заняться
изничтожением пресловутого понятия "здесь и сейчас".

Эта очаровательная формула имеет гипнотическое воздействие на людей, через
которое прошёл и я. Но если рассмотреть её беспристрастно, то окажется, что
она лишена того фундаментального смысла, который ей приписывают.

С практической точки зрения, любое "здесь" имет ненулевую протяженность, а любое
"сейчас" – ненулевую длительность. Иначе с ними невозможно взаимодействовать.
Другими словами, "здесь" невозможно без "там", на фоне которого оно развивается,
а "сейчас" невозможно без "тогда". Двайту (неискоренимую двойственность всего
сущего) невозможно ни обмануть, ни обойти.

"Здесь и сейчас" (ЗИС) – не более, чем гипербола, преувеличение, цель которого
сфокусировать наше внимание на некоторых ненулевых "здесь" и "сейчас". Но люди
склонны к максимализму, они любят метафоры и гиперболы. Как у Высоцкого: "Не надо
думать!.. С нами тот, кто всё за нас решит!.. Весёлые, не хмурые вернёмся по
домам, невесты белокурые наградой будут нам!.."

Есть прекрасная индийская поговорка: "Зачем таскать за собой мёртвого слона?" Это
почти то же, что "здесь и сейчас", но без максимализма. Потому что помимо мёртвых
"слонов" психологии имеются ещё и живые, которые всегда немножко "там и тогда".

"Но пробужденье будит отвращенье. И чем "сейчас" отлично от "тогда"? Одно и то
же, вечное "всегда" обороняет и свершает мщенье" (1992).

Как окончательно рассеять очарование ошовской формулы "здесь и сейчас"? Нужно
понять, что это не тайный козырь в рукаве или заветная конфетка в кармане, а
самая тесная из всех возможных клеток, размером с математическую точку. Это
символ не свободы, а самой настоящей тюрьмы – витальной, ментальной и
эмоциональной.

Всё, что мы любим, знаем и помним, имеет ненулевые размеры. Отказ от "там и
тогда", который содержится в акценте на "здесь и сейчас", ведёт к беспамятству и
оцепенению. Не случайно сидячая медитация – один из столпов восточного мистицизма
– тоже предполагает оцепенение тела, ума, воли и чувств. Как у Высоцкого: "Но я
как стекло был. То есть, остекленевший. А уж когда коляска подкатила, тогда в нас
было – семьсот на рыло".

Призыв к "здесь и сейчас" является изящным конспектом буддизма, цель которого – в 
достижении нирваны, то есть полного угасания и аннигиляции. Медитация – одна из
ступеней восьмеричного пути, ведущего к нирване. Поэтому не случайно, по определению
одного известного гуру, "Медитация – это песня смерти". Весьма точная формулировка!
Соответственно, занятия ею – упражнения в умирании.

"Но то, что на этом свете, не менее важно, чем то, что на том"! И жизнь не менее
важна, чем смерть. И "там и тогда" не менее важны, чем "здесь и сейчас".

"Здесь и сейчас" – это последняя стадия перед нирваной. Сначала вы сводите всё своё
великолепие и деятельное разнообразие в безвкусную математическую точку "здесь и
сейчас". А потом исчезает и она, как картинка перед глазами терминатора при
погружении в доменную печь с расплавленным металлом. Хорошо бы помнить об этом,
когда очередные "польские ксёндзы" начнут охмурёж очередного Адама или Евы Козлевич.

(2017)

P.S.

* * *
Ананда - душевное или духовное блаженство, радость, счастье и трепетный восторг -
это не фиксированное состояние, а процесс. Там, где процесс, там и изменения,
мерой которых является время, а площадкой - пространство, внешнее или внутреннее.
Согласитесь, ананда сопровождается ощущением полёта. А где движение, там и время,
и пространство.

Отсутствие ощущения времени и пространства не означает их действительного
отсутствия, которое предполагается в выражении "здесь и сейчас". Поэтому, на мой
взгляд, нет противоречия между принятием ананды и отвержением выражения "здесь и
сейчас", лишённого точного смысла.

Я лишь уточняю термины и пытаюсь вынуть довольно ядовитые терминологические
занозы, засаженные восточным мистицизмом в наше культурное пространство. Учение о
нирване, или полном угасании, при котором теряется точка приложения не только
страданий, но и ананды, по большому счёту, является бессмысленным и бесцельным. Я
не считаю нирвану достойной целью жизни, заслуживающей одобрения и принятия.

То же относится к искусственному тотальному расслаблению, которое не столько
готовит к смерти, сколько отнимает время у жизни. Но тут каждый выбирает сам. Мы
же не проводим тренинги по стрижке волос, прежде чем пойти в парикмахерскую?..

Никакие тренинги не могут подготовить к смерти. Есть хорошая русская поговорка:
"На смерть, как на солнце, во все глаза не глянешь". Вся наша жизнь, с её взлётами
и падениями, является непрерывной подготовкой к смерти, и только поэтому медитации
имеют некоторое вспомогательное значение в основном курсе под названием "жизнь".

Жизнь физического тела и жизнь бессмертной души одинаково важны, как вдох и выдох.
Только в теле душа может прогрессировать и развиваться (если она стремится к
Белобогу) или деградировать (если ей ближе Чернобог).

Мы уже говорили о том, что зорко не одно лишь сердце, но все органы деевосприятия
в человеке, каждый в своём частотном диапазоне. Я и сам очень долго был заражен
индуизмом, и надеюсь, что вы тоже излечитесь от этой заразы, которая в своё время
погубила Индию. "Если хотите разрушить империю, введите в ней моду на медитацию!.."


Рецензии