Ян ван Гойен... Забытые имена

Картина:"Пейзаж с рекой".


Голландское искусство XVII века знаменито своими пейзажистами. Имена таких художни-
ков, как Саломон и Якоб Рейсдаль, Ян ван Гойен и Геркулес Зегерс, Эсайяс и Адриан ван де Вельде, Пауль Поттер и Мейндерт Гоббема, принадлежат истории не только
голландского, но и всего европейского пейзажа.
В голландском пейзаже впервые в европейском искусстве человеку открылась красота
окружающего мира, красота "обыкновенной" природы. Художники и зрители увидели
своеобразие, прелесть, очарование, живописность, наконец эстетическую ценность
бесконечных морских далей, побережья с рыбачьими лодками, старых домишек, приютив-
шихся у подножия скалы, лесной дороги с проезжающей по ней телегой и огромного
северного неба. Художники внимательным взглядом смотрели на природу, изучали её,
стремились в достоверно точном её изображении передать всю свою любовь к ней, все
своё восхищение.
Ян ван Гойен (1596-1656) принадлежал к новому типу голландских художников, кото-
рые в своём творчестве непосредственно касались самых сложных художественных проб-
лем. Ван Гойен прожил трудную и сложную жизнь. За свои шестьдесят лет он объездил
большинство голландских городов, посетил Фландрию и Францию. Частые переезды были вызваны не только желанием видеть и узнавать новое - Ян ван Гойен постоянно нахо-
бился в затруднительном финансовом положении. Это и было главной причиной его
переездов. По этой же причине он переменил много профессий: был торговцем, зани-
малая перепродажей домов, даже спекулировал тюльпанами. Но все это так и не привело к желаемому результату - он умер в нищете.
На формирование индивидуальности ван Гойена оказало значительное влияние знакомство с художником Эсайасом ван де Вельде, у которого он учился в 1616-1617
годах в Харлеме, куда приехал после своего французского путешествия. Именно ван
де Вельде помог ван Гойену преодолеть условность и схематичность пейзажных при-
емов XVI столетия и прийти к новому изобразительному языку.
Конец 1620-х - начало 1630-х годов - перелом в творчестве ван Гойена. В это
Время художник со всей определенностью обращается к колористическому экспери-
менту, к изображению атмосферы, воздушного пространства. Не последнюю роль сыгра-
ло и знакомство с тончайшей живописью Питера Молейна и Яна Порселлиса. Ван Гой-
ен окончательно останавливает своё внимание на сельском и лесном пейзаже, соеди-
няя в своих картинах мотивы дикой природы и сельского быта.
Он пишет песчаные дюны, заброшенные лесные дороги со случайными спутниками, при-
ютившимися на опушке дикого леса, бедные крестьянские фермы. Как и все голландские
пейзажисты, много внимания он уделяет небу. Бескрайнее небо с пробивающейся сквозь серые облака редкой голубизной и с рассеянным солнечным светом предоставляло ван
Гойену боготые колористические возможности. И художник никогда не упускал их: он
без устали пишет этот огромный серый небосвод, редко в часы заката или восхода,
но чаще при ровном дневном освещении. В стихии неба он видит воплощение природы,
а то, что происходит на земле, представляет собой лишь слабое подобие той все-
поглащающей игры света и тени, тех световых эффектов, которые открываются глазу
в его пейзажах.
Обычно во Гойен строит композицию динамически, используя диагональной чередова-
ние планов. В этом - ключ к пониманию темперамента художника, его мироощущения.
Ван Гойен видит природу в постоянном движении, изменении. Он воспринимает её как
совершенно цельный и самостоятельный организм, подчинённый особым высшим законам.
  В последний период своей деятельности Гойен расширяет пейзажную тематику.
Он начинает писать морские виды. Правда, теперь мастер воспринимает человека в
единстве с окружающей природой. В нем рождается цельность восприятия пейзажа.
И хотя в середине XVII столетия уже возникли новые проблемы пейзажного жанра и
пришло новое поколение художников, все же произведения, созданные Яном ван Гой-
еном, остались подлинным образцом соединения творческой фантазии и поэтического
восприятия природы.



                @


Рецензии