О Евгении Евтушенко. Мнения
И славой, заработанной трудом.
А чья-то зависть непотребной мордой
Склонялась вновь над письменным столом.
Но с первых строк всегда была превыше
Та искренность, которой ты болел.
И потому ты в этих битвах выжил,
И одолел ничтожный беспредел.
Хотя твой гений был не раз обруган,
Душа осталась верной доброте…
И так хотелось видеть рядом друга,
Но приходили вечные не те.
"Поэзия, как и любовь, призванье..."
Андрей Дементьев, 2008
***
О поэте сказано немало добрых слов.
Оставил он всем нам обильное наследство -
Поэзии своей и творческих богатств...
Стихи стал сочинять он с детства.
Все признают его талант, в поэзии он гений.
Лишь только Бродский имел суждение иное.
Наперекор - вразрез числу большому мнений,
но велики Е.Е. заслуги и наше резюме такое:
У Бродского в стихах холодность и элитность,
и недостаточно тепла души и простоты.
А стих Евгения понятен всем, имеется доступность.
читателю любому, так много в них любви и доброты.
***
Белла АХМАДУЛИНА ( 1937 -2010 ):
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
Словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое...
Я и знать не хочу -
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю...
Не жалею, что встретила,
Не боюсь, что люблю.
1955
Борис ПАСТЕРНАК ( 1890 -1960 ):
Дорогой Женя, Евгений Александрович. Вы сегодня читали у нас и трогали меня и многих собравшихся до слез доказательствами своего таланта. Я уверен в Вашем светлом будущем. Желаю Вам в дальнейшем таких же удач, чтобы задуманное воплощалось у Вас в окончательных исчерпывающих формах и освобождало место для последующих замыслов. Растите и развивайтесь.
3 мая 1959
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ ( 1906 - 1975 ):
Дорогой Евгений Александрович! Сегодня получил Ваши стихи. Спасибо. Все стихи прекрасны. Но выбрал я для 13 симфонии «Страхи». Мне кажется, для моей симфонии «Страхи» больше всего подходят... После прочтения «Бабьего Яра» у меня появился некий ренессанс. И когда я стал читать Вашу книгу «Взмах руки» и решил продолжить работу, то меня прямо невозможно оторвать от бумаги. Давно уже у меня такого не было. И в больнице я без перерыва работаю... Но сегодня пришли Ваши стихи, и опять я во власти долга — долга, который мне необходимо выполнить — долга моей совести. В общем, за это спасибо Вам. Кстати, о совести... Мне кажется, что стоит посвятить несколько слов и совести. О ней позабыли. А вспомнить о ней необходимо. Совесть надо реабилитировать. Совесть надо восстановить во всех правах. Надо предоставить ей достойную жилплощадь в душах человеческих. Когда завершу 13 симфонию, буду кланяться Вам в ноги за то, что Вы помогли мне «отобразить» в музыке проблему совести.
8 июня 1962
***
Каждое утро вместо утренней молитвы я перечитываю, вернее произношу наизусть два стихотворения Евтушенко: «Сапоги» и «Карьера». «Сапоги» — совесть, «Карьера» — мораль. Нельзя лишаться совести. Потерять совесть — все потерять. И совесть надо внушать с самого раннего детства... Честь и слава Евтушенко, что он об этом напоминает, «морализует»... Добро, любовь, совесть — вот что самое дорогое в человеке. И отсутствие этого в музыке, литературе, живописи не спасают ни оригинальные звукосочетания, ни изысканные рифмы, ни яркий колорит.
29 октября 1965
Корней ЧУКОВСКИЙ ( 1882 - 1969 ):
Был Евтушенко... читал вдохновенные стихи... Читал так артистично, что я жалел, что вместе со мною нет еще десяти тысяч человек, которые блаженствовали бы вместе... Стихи такие убедительные, что было бы хорошо напечатать их на листовках и распространять их в тюрьмах, больницах и других учреждениях, где мучат и угнетают людей.
2 августа 1968
***
Говорит, что со времени нашего вторжения в Чехию его словно прорвало — он написал бездну стихов. Прочитал пять прекрасных стихотворений. Одно — о трех гнилых избах, где живут три старухи и старичок-брехунок. Перед этой картиной — изображение насквозь прогнившей Москвы — ее фальшивой и мерзостной жизни... Потом — о старухе, попавшей в валютный магазин и вообразившей, что она может купить за советские деньги самую роскошную снедь, что она уже вступила в коммунизм, а потом ее из коммунизма выгнали, ибо у нее не было сертификатов... Потом о войсках, захвативших Чехословакию. Поразительные стихи, и поразителен он... Большой человек большой судьбы...
2 ноября 1968
Иосиф БРОДСКИЙ ( 1940 - 1996, Венеция ):
В интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский крайне негативно отзывался об Евтушенко как поэте и человеке: «Евтушенко? Вы знаете — это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя... У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой... дух не нравится этого. Просто — мерзит».
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Evtushenko-Evgeniy.php Штуки-дрюки ©
Булат ОКУДЖАВА ( 1924 - 1997, Кламар, Франция ):
ШАРМАНКА-ШАРЛАТАНКА
Е. Евтушенко
Шарманка-шарлатанка, как сладко ты поешь!
Шарманка-шарлатанка, куда меня зовешь?
Шагаю еле-еле, вершок за пять минут.
Ну как дойти до цели, когда ботинки жмут?
Работа есть работа. Работа есть всегда.
Хватило б только пота на все мои года.
Расплата за ошибки — она ведь тоже труд.
Хватило бы улыбки, когда под ребра бьют.
I960—1961
«Евтушенко - это целая эпоха, – считал Булат Окуджава. – У него есть очень хорошие стихи, читает он их бесподобно, ну а гражданское мужество Евтушенко вызывает глубочайшее уважение...»
1995
Александр МЕЖИРОВ ( 1923 - 2009 ):
Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, уменье расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант (...)
И в новой лирической поэзии роль Е. Евтушенко значительна и велика. Ему удалось, непреднамеренно, без умысла, корысти и расчета, возбудить к произрастанью какой-то неведомый доселе звук. А звук и есть сущность поэзии. В звуке и мировоззрение, и миросозерцание, в звуке — врожденный идеал и все сущее. Звук, тон, форма — судьба поэта, его вечность, современность, но только не злободневность, потому что последняя всегда бесформенна. (...)
Без Евтушенко новую русскую поэзию трудно представить. Невозможно. Евтушенко вообще практически повлиял на всех современных ему поэтов — не только младших, но иногда и старших.
1990
Андрей СИНЯВСКИЙ ( 1925 - 1997, Париж ):
К Евгению Евтушенко я отношусь с чувством глубокой благодарности за то многое, что он сделал для русских писателей, и для меня в частности.
1992
Виктор АСТАФЬЕВ ( 1924 - 2001 ):
Основное радостное чтение последних месяцев - антология поэзии "Строфы века", составленная Евтушенко... То, что сделал Евтушенко - подвиг. Так же хороши и полезны передачи Евтушенко "Поэт в России, больше чем поэт".
"Литературная газета", 26 июня 1996.
Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ ( 1925 - 2016, Нью-Йорк, США ):
Евгений Евтушенко — поэт. Это знают все. О себе как о человеке он лучше всех сказал сам: «Я разный. Я натруженный и праздный...» Однако как друг он всегда был верным и никогда не был «разным».
Евтушенко принадлежит к тем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество. Спасибо за это, Женя.
27 ноября 1997
Михаил ШЕМЯКИН ( р.1943 ):
Однажды Олег Целков, рассматривая какой-то каталог, сказал мне: "Художником и мастером является каждый, кто хоть одну прекрасную картину в жизни написал".Если бы Евгений Евтушенко написал один лишь "Бабий Яр", то одного этого было бы достаточно, чтобы причислить его к Мастерам. А ведь творчество Евтушенко необъятно. Вспоминаю свой разговор в Париже с Володей Высоцким. С каким трепетом и восхищением произнёс он слово "Мвстер", говоря о поэзии Евтушенко. Громадный многогранный Мастер, со сложным творчеством и не менее сложной судьбой. Могиканин. Увы, один из последних..."
28 октября 1997
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ( 1932 - 1994 ):
Е. Евтушенко
Такая жизненная полоса,
а, может быть, предначертанье свыше.
Других
я различаю голоса,
а собственного голоса
не слышу.
И все же он, как близкая родня,
единственный,
кто согревает в стужу.
До смерти будет он
внутри меня.
Да и потом
не вырвется наружу.
19..
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ ( 1933 - 2010 ):
ПЛАЧ ПО БРАТКУ
Ответ Евгению Евтушенко
на Плач по брату и На "хвосте"
А у Межирова был шмалер.
Помнишь? Женщина. Барток. Снежок.
Усмехнувшись в предсмертной марле,
ты немного сбледнул, браток.
Мы, поэты, всегда повинны,
поэтические братки…
Небо спело нам половину,
не задев ключевой строки!..
И снежок, точно запах винный,
не выветривается из башки.
Наказуемы высшей мерой,
агрессивно храня успех,
Мы, поэты, как агасферы,
видим ужасы дольше всех.
Помнишь, Женя? Ты помнишь, помнишь!
Свет лирических снежных лиц.
И кепарь твой раскраски пончо
звал на помощь всех фельдшериц!
Мы различны, пути отдельны,
разный шьют на нас компромат:
«Этот ходит хромой как демон,
тот башкой чуток захромал».
Утомляемы пасторалью,
люди радуются опять:
«Если Божий дар потеряли,
значит, было что потерять!»
Но останутся не экраны
не выходы за флажки.
Лишь слеза над башкой братана,
больше нету такой башки.
24 февраля 2005 г.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ ( р. 1928 ):
Поэзия, как и любовь, призванье.
И ты был призван ею в небесах.
А на земле она – как наказанье,
Как радость с болью,
Как восторг и страх.
Испытывал тебя Всевышний модой
И славой, заработанной трудом.
А чья-то зависть непотребной мордой
Склонялась вновь над письменным столом.
Но с первых строк всегда была превыше
Та искренность, которой ты болел.
И потому ты в этих битвах выжил,
И одолел ничтожный беспредел.
Хотя твой гений был не раз обруган,
Душа осталась верной доброте…
И так хотелось видеть рядом друга,
Но приходили вечные не те.
Еще не время подводить итоги.
Нет срока вдохновенью твоему.
Хотя пора подумать нам о Боге,
Но только в смысле верности ему.
Прости, Поэт, за отдаленность судеб,
За редкую возможность добрых встреч.
Мы иногда так молчаливо любим,
Что ни к чему возвышенная речь.
"Поэзия, как и любовь, призванье...",
2008
***
Больше, чем поэт
"Женя - великий поэт, гениальный. Он столько сделал для отечественной и мировой литературы. Я счастлив, что мы дружили и общались, что он приезжал к нам", - сказал поэт Андрей Дементьев.
"Евгений Евтушенко - это неповторимая личность, неповторимое имя и неповторимое творчество. Он сделал нас добрее, теплее, лучше. И молодежь, которая читает его, это все понимает. Его книги остались и будут всегда с нами. Поэт в России больше, чем поэт, в ней суждено поэтами рождаться - эти строки из стихотворения Евтушенко о нем самом", - добавил Дементьев.
2017
Бродский (1940 - 1996 ) - Евтушенко
Вот уже более полувека длится конфликт между двумя титанами русской поэзии – между «последним советским поэтом» Евгением Евтушенко и «первым несоветским поэтом» Иосифом Бродским. И хоть один из них уже том свете, спорить продолжают их поклонники. Евтушенко называл причиной конфликта «какую-то дьявольщину» и до сих пор упоминает о нём с болью в голосе. Какая же кошка пробежала между двумя друзьями?
Бродский и Евтушенко познакомились в 1965-м году, сразу после того, как Бродский вернулся с Севера, где пребывал в ссылке за «тунеядство» с 1964-го года. Следует отметить, что именно Евтушенко, ещё не зная Броского лично, возглавил кампанию по его освобождению. В ней брали участие и Жан-Поль Сартр, и итальянские коммунисты, и другие знаменитые личности ХХ века.
Только что вернувшегося Бродского Евтушенко пригласил в ресторан «Арагви». Так началась их дружба «не разлей вода». Но продлилась она недолго.
Спустя несколько лет Бродского решили наказать жёстче – эмиграцией. Для этого он был вызван в КГБ. И надо же, чтобы по чистой случайности (или не по чистой, или не по случайности вовсе) в коридорах Комитета он встретил Евтушенко, который как раз пытался там вернуть отобранную у него на таможне «антисоветскую» литературу, которую он привёз из Соединённых Штатов.
Бродский, долго не думая, окрестил Евтушенко осведомителем, стукачом и «консультантом» по его делу. Вот почти и вся фабула этого конфликта. Казалось бы, ерунда, случайность, которую можно было уладить. Но с годами она росла, как снежный ком, обрастая новой недосказанностью.
И месть Бродского не заставила себя долго ждать. Как только он прибыл в США, Евтушенко тут же похлопотал о его зачислении в преподаватели Квинс-колледжа. Но когда позже Евтушенко и сам решил устроиться туда на работу, Бродский написал письмо руководству учебного заведения с предложением не брать советского поэта на работу, мотивируя это якобы антиамериканским отрывком его стихотворения: «И звёзды, словно пуль прострелы рваные, Америка, на знамени твоём». Надо отметить, что данное произведение было написано Евгением Евтушенко в 1968-м году после убийства Роберта Кеннеди, брата убитого пятью годами ранее Джона Кеннеди.
То письмо Евгению Евтушенко передали. Его потрясению не было предела. На что Бродский ответил: «Ты ведь не был в эмиграции, ты не знаешь, что это такое. Невольно начинаешь думать, кто виноват…». С тех пор поэты больше не общались. И лишь в 1996-м году, когда Бродский умер в Нью-Йорке, Евтушенко прилетел на его похороны. «Я был убит этим, - говорил поэт. Для меня это было ударом».
В программе «Диалоги» на Первом канале Евгений Евтушенко говорил о жёнах, которых он бросал в трудную минуту, о нерождённых или рождённых больными по его вине детях, о детях, им брошенных. Но главная его рана – это давняя ссора даже не с другом, а со знакомцем.
Очевидно, что поэты фокусировались на разных моментах одной, ситуации. «Правда яблони не отменяет правды кипариса». У каждого в этом конфликте – своя правда, неприемлемая другим.
«Если Евтушенко против колхозов, я – за», - пересказывает Довлатов слова Бродского. И становится понятно, что речь идёт вовсе не о колхозах. Умение ладить с властью – у одного, и органическое неприятие этого – у другого. Похоже, двум поэтам-титанам просто было тесно в одной эпохе.
Был ли в самом деле Евтушенко осведомителем? Имел ли Бродский основания пакостить Евтушенко? Есть ли смысл искать виновного в этом конфликте мировоззрений или давать моральные оценки поступкам великих людей?
«Наши стихи уже сами будут разговаривать друг с другом. И думаю, они договорятся», - с надеждой говорил Евгений Евтушенко о центральном конфликте своей жизни.
Подготовила Юлия Сидимянцева
***
Иосиф Бродский
1940-1996
Брат мой, враг мой
Как же так получилось оно?
Кто натравливал брата на брата?
Что - двоим и в России тесно?
И в Америке тесновато?
Как с тобою мы договорим?
Нас пожрал теснотой и ссорами
наш сплошной переделкинский Рим,
да и выплюнул в разные стороны.
Дружбой мы не смогли дорожить.
Может, чтоб не мириться подольше,
и не надо нам было дружить,
ибо ссорясь, мы сделали больше.
Мертвым нам не уйти, как живым,
от кровавого русского римства.
Мы с тобою не договорим.
Мы с тобою не договоримся.
25 февраля 2004
В 2000-м году Евтушенко жёстко высказал свое мнение о коллеге по перу: «Он создал собственную интонацию, свою поэтику. Что касается его поэзии в целом, то я не назову его русским национальным поэтом и не потому, что он – еврей, а потому что он много усвоил из западной поэзии. Его поэзия не совсем русская, она довольно холодна, в ней нет теплоты человеческой, и любви мало. Хотя он был освобождён по моему письму, вёл он себя нехорошо по отношению ко мне».
А вот о Высоцком в 2012 году Евгений Александрович сказал:
"Среди всех литвысокоблагородий
один поэт останется Володей."
Евгений СИДОРОВ ( р. 1938 ):
В начале шестидесятых в Советском Союзе не было более популярного поэтического имени, чем имя Евгения Евтушенко.
Его слава была оглушительной. Она накрывала его с головой, подобно волне мощного прибоя, а брызги разлетались по всему миру, от Парижа до Нью-Йорка, от Токио до Гаваны.
Поэт олицетворял для многих молодой голос новой советской эпохи. Крах сталинизма вызвал к жизни ощущение весенней оттепели, демократизации, свободы творчества. Феномен Евтушенко не есть факт одной литературы. Это явление советского времени, его общественных процессов и противоречий, его атмосферы на переломе века.
Рядом взошли имена других знаменитых поэтов — Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы.
Их стали называть «шестидесятниками».
За плечами Евгения Александровича Евтушенко немало гражданских и художественных поступков.
Не забудем: именно Евтушенко принадлежит стихотворение «Наследники Сталина» (1962) — поэтический манифест антисталинизма шестидесятых.
Евтушенко написал знаменитое стихотворение «Бабий яр» — открытый протест против антисемитизма. Композитор Дм. Дм. Шостакович положил эти стихи на музыку в своей Тринадцатой симфонии.
Разлетевшиеся по радиостанциям мира строки: «Танки идут по Праге... Танки идут по правде...» — ответ поэта на вторжение советских войск в Чехословакию (1968).
Не забудем известное письмо Евтушенко, резко осуждающее высылку А. И. Солженицына из Советского Союза.
И многое другое, достойное и не подлежащее забвению.
Поэзия Евтушенко — зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны. Его стихи, нередко теряющие в гармонии, цельности, эстетической оснащенности, выигрывают в актуальности, злободневности, атаке с ходу.
Евтушенко поэт очень русский, продолжающий демократические традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковского. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, особенно консонансную, привив стиху живую пластическую интонацию разговорной речи.
В свои «звездные» часы он был ярким выразителем общественных надежд и потому вправе сказать:
И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время закричало...
Дидактика и риторика — постоянные спутники Евтушенко. Вот одна из причин его популярности. Ощущение читательской массы, быстрый нравоучительный отклик на ее запросы составляют самую сердцевину этого поэтического характера. Его стихи откровенно ждут резонанса в публике, без такого ответа поэзия Евтушенко вообще немыслима. Он зависим от мнения своих читателей и слушателей, без устали ищет их одобрения. Только им он верит.
Я писатель,
которого создал читатель.
И я создал читателя.
Долг мой хоть чем-то оплачен.
Пишет Евтушенко лихорадочно много. Чтобы добыть из вороха его строк действительно стоящее, требуется серьезная работа старателя, просеивающего песок в поисках драгоценно мелькнувшей детали, свежего образа, точной формулы. Но зато у Евтушенко есть слова, ставшие своими для целого поколения советских людей, мечтавших о социализме с человеческим лицом. (...)
Подумать только, в свои восемьдесят он продолжает собирать полные залы, внимающие его артистичной, эстрадной манере чтения собственных сочинений. Он по- прежнему не замечает времени, оно свободно течет сквозь него. («Нет лет!» — принципиальный девиз поэта.) И его слушают юные люди новой России и нового европейского и американского мира. Высокий и костистый, он напоминает мамонта из музея поэтической археологии.
В самом деле, Евгений Евтушенко давно стал преданием, фактом литературной и общественной истории. И в этом качестве он продолжает жить среди нас последним, усталым и неутомимым, романтическим трубадуром послесталинской эпохи.
2012
***
«Самая большая твоя заслуга, Женя, состоит в том, что тебе удалось, как никому другому в наше время, сделать русскую поэзию широким общественным явлением, сделать это прежде всего самим собой – своей гражданской честью, дерзостью, артистизмом, отвагой, юмором, вольным размахом рук, обнимающих всех, до кого способен дотянуться, докричаться твой всегда молодой голос».
2012
***
"Человек настоящего и будущего времени"
По словам первого секретаря Союза писателей Москвы, экс-министра культуры РФ Евгения Сидорова, поэт воплотил в себе уникальные качества гражданина и художника, человека, устремленного в будущее.
"Для меня это огромная потеря не только большого друга, но и замечательного русского поэта, великолепного мастера слова. Но умом я понимаю, что возврата прошлого нет. Евтушенко воплотил в себе уникальные качества гражданина и художника слова, его любили и понимали, как человека настоящего и будущего времени", - подчеркнул Сидоров, автор первой биографической книги о поэте, которая вышла в нашей стране в начале 1980-х годов и была переведена на многие языки.
По его словам, Евтушенко "совмещал в себе лучшие качества русского человека и человека Вселенной, и его уход из жизни - это большой удар для всех тех, кто по-настоящему верил в демократию и стремился к человеческому прогрессу".
Евгений Сидоров напомнил, что они были большими друзьями с Евгением Евтушенко, и свое время он был свидетелем на его свадьбе. В свою очередь поэт был свидетелем на его свадьбе с женой Верой более полувека назад.
апрель 2017
***
О Бродском
Соломон Волков: А что у вас вышло с Бродским? Откуда это общеизвестное — если вы «против колхозов», то он — «за»? Ведь не секрет, что вы действительно писали в его защиту руководству страны, помогли его возвращению из ссылки, одними из первых встречали его в Москве с Аксеновым вместе — но все окружение старательно
повторяло его злые слова о вас, об Аксенове, о Вознесенском, да, кажется, обо всех…
Евгений Евтушенко: Это вообще очень странная история — все-таки были те, кому Бродский очень помогал. Но никому из тех, кто когда-либо помог ему, он не сказал спасибо. Я не говорю о себе, но он знал про журналистку Фриду Вигдорову, потерявшую работу, здоровье, когда из ее стенограммы суда над Бродским весь мир узнал имя поэта. Но ни слова никогда не сказал о ней. Думаю, он вообще страшно боялся чувствовать себя вынужденно благодарным кому бы то ни было. Но ведь в конечном счете и тем, как он отмежевался от шестидесятников, он и себе укоротил жизнь, потому что понимал, что нет в этом правды. А окружение, которому правда и не была нужна, восторженно подхватывало любую его язвительную реплику — такое хоровое исполнение сольной партии.
А я еще помню, давно это было, эпизод такой — я читал стихи, знаете, какие… «Идут белые снеги». И у него на глазах появились слезы: «Ты не понимаешь, как талантлив»… Ведь это было, было. А потом — перечеркнул своей рецензией аксеновский «Ожог», протестовал против принятия меня в члены Американской академии искусств. После его смерти мне показали письмо Бродского в Куинс колледж — чтобы меня не брали преподавателем поэзии, потому что я своими стихами «оскорбил американский национальный флаг». Это о строчках из стихотворения 1968 года на смерть Роберта Кеннеди: «И звёзды, словно пуль прострелы рваные, Америка, на знамени твоем». Тогда я прочел стихи ему и Евгению Рейну. Иосиф предложил пойти вместе в американское посольство, оставили запись в книге соболезнований. Стихотворение потом напечатала «Нью-Йорк таймс»… Зачем это было ему нужно, не понимаю. Загадка.
Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко. Передачи на канале ТВ1 в 3-х частях, 2013г.
Александр КУШНЕР ( р.1936 ):
«Уважение к именам, освященным славою, не есть подлость (как осмелился кто-то напечатать), но первый признак ума просвещенного. Позорить их позволяется только ветреному невежеству, как некогда, по указу эфоров, одним хиосским жителям дозволено было пакостить всенародно», — сказал Пушкин.
Евгений Евтушенко — это не только стихи, это событие в жизни страны, пришедшееся, прежде всего, на шестидесятые годы. Этим я не хочу сказать, что он остался там, в шестидесятых, нет, конечно. Но, говоря о шестидесятых, о великих переменах, произошедших тогда, после 1953 года, который был переломной вехой в нашей истории, мы всегда назовем имя поэта Евгения Евтушенко. И он, кстати сказать, один из немногих, кто во времена СССР вернул России ее имя:
...А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков...
Заметим, что этот двухстопный анапест перекликается с пастернаковской «Вакханалией»: «А на улице вьюга, / Всё смешалось в одно...». И Бродский, между прочим, тоже был заворожён этой мелодией: «Ни страны, ни погоста / Не хочу выбирать...». Это не заимствование, — это перекличка, стихи вырастают не на голом месте, поэт говорит своим голосом, но опирается на предшественников.
Некоторые наши молодые «хиосские жители» смотрят сегодня свысока на Евтушенко и многих других, имевших счастье и горе родиться задолго до появления их, нынешних, на свет. Увидеть бы, что останется от их поэзии лет через пятьдесят.
А восьмидесятилетний Евтушенко и сегодня пишет стихи, среди которых есть прекрасные. Вот лишь один пример:
Меня, конечно, радостью покачивало,
когда в какой-то очень давний год
я получал в Тоскане премию Боккаччио,
но ощутил — вина меня гнетет.
Не проступили на руках ожоги,
не понимал я, что беру чужое,
я сбился вдруг. Меня все поджидали,
и я заговорил о Мандельштаме.
Ведь нечто видел он поверх голов,
Нас, агнцев, на плечах таская,
«от молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане...»
Так пусть же, получив премию «Поэт», Евгений Евтушенко вины не чувствует: он заслужил эту премию, он берет свое, а не чужое!
2013
Александр ГОРОДНИЦКИЙ ( р. 1933 ):
ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Безжалостна беда сей горестной утраты.
К минувшим временам назад дороги нет.
Он первым был тогда, в пору шестидесятых,
Когда забрезжил нам в окне неяркий свет.
Тот век теперь далек. Припомним годы оны, —
Мир песен и бесед тех юношеских лет,
Когда от звонких строк гудели стадионы,
И на Руси поэт был больше, чем поэт.
Кружится лист, скользя над плитами надгробий.
Оборвана стезя, и все пошло не в лад.
Ушли его друзья: Андрей, Василий, Роберт.
Ушли его друзья, — и Белла, и Булат.
Умолкли в век иной тех песен отголоски.
Все в Лете утечет сегодняшней порой.
Покажется смешной и перепалка с Бродским,
И гамбургский расчет на первый и второй.
В круговороте дел, подумав хорошенько,
На свой вопрос ответ отыщешь без труда:
Той славы, что имел Евгений Евтушенко,
Не знал другой поэт нигде и никогда.
Тускнеет неба шелк. Неумолимы будни.
С минувшим рвется нить. Вращается Земля.
Последним он ушел, как капитан на судне,
Что должен уходить последним с корабля.
Далекие года. Забывшиеся сплетни.
Июльского дождя на перепутьях след.
Он первым был тогда, — теперь он стал последним.
Последним уходя, он в доме гасит свет.
02.04.2017
Михаил Моргулис ( р. 1941 ):**
Печаль для России и всего мира
"Уход Женечки - это печаль для России и всего мира", - сказал друг поэта и семьи Михаил Моргулис, сообщивший ТАСС о смерти Евгения Евтушенко.
"Я сейчас смотрю, разглядываю десятки его фотографий, снятых, когда он был у меня в гостях во Флориде, а на земле его уже нет, - с горечью добавил он. - Но пока стихи будут жить в нас, он будет с нами. Так и должно быть".
Михаил Моргулис также рассказал, что за день до смерти поэт озвучил свою последнюю мечту - восстановление мира и дружбы между Россией и США.
"Мы часто разговаривали с Женей последние дни, и вчера, за день до своего ухода, он мне сказал: "Я умираю, Миша, я это знаю". Тогда я спросил его, хочет ли он что-то передать людям, оставить какое-то особое послание, - вспоминает Моргулис. - Он задумался, а потом довольно эмоционально сказал: "Я бы очень хотел, чтобы между Россией и Америкой был мир, восстановилась дружба, и чтобы каждый человек в этих странах был бы счастлив. А все остальное людям я сказал в своих стихах".
"Я ему тогда говорю: "Женя, жизнь прошла прекрасная, еще продолжается, было нелегко и легко в этой жизни, а в следующей будет легче". И Женечка со мной согласился, мы одинаково обо всем этом думаем, всегда были с ним на одной волне", - добавил друг поэта. "Женя сказал, что всегда когда вспоминает молодость, ему становится грустно, потому что только в молодости можно быть безусловно счастливым, - сказал Моргулис. - И я тогда ответил ему, что можно быть счастливым всегда, в любом возрасте, особенно, когда тебя любит столько людей во всем мире, как любят его, поэта Евтушенко".
апрель 2017
Алексей Варламов ( р.1963 ):**
"Новость, заставшая врасплох"
Литературный институт имени Горького проведет вечер памяти своего знаменитого выпускника - поэта Евгения Евтушенко, скончавшегося на 85-м году жизни. Об этом ТАСС сказал ректор вуза Алексей Варламов.
"Эта новость застала нас врасплох, но, конечно, мы проведем в Литинституте вечер памяти Евтушенко и организуем чтения, посвященные его творчеству", - отметил ректор. Он напомнил, что Евгений Александрович не сумел закончить вуз в 1950-х годах, однако справедливость была восстановлена, и в 2001 году поэт получил диплом об окончании вуза.
"Конечно, известие о кончине Евтушенко - это горькая новость для всех, он был одним из самых ярких поэтов и СССР, и России, нам будет его не хватать, - сказал Варламов. - Он был невероятно одаренный, очень противоречивое к нему было отношение, но равнодушных людей вокруг него не было. Я с благодарностью вспоминаю общение с ним, горжусь, что он учился в "Лите".
апрель 2017
Елена ДРАПЕКО (р. 1948 ):**
Отражая эпоху
Стихи Евгения Евтушенко всегда отражали эпоху, заявила ТАСС первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре, известная советская актриса Елена Драпеко.
"Его стихи всегда отражали эпоху, - сказала Драпеко. - Жалко по-человечески его ужасно".
"Я не знала его лично, у нас очень большая разница в возрасте, как вы понимаете", - отметила политик. "Для меня он был великий поэт моего времени - (Андрей) Вознесенский, Евтушенко, (Роберт) Рождественский, плюс, конечно, все остальные", - заключила Драпеко.
апрель 2017
Владимир БОРТКО ( р. 1946 ):**
"Старый друг"
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко воспринял уход из жизни Евгения Евтушенко как уход старого друга, с творчеством которого была связана его юность.
Парламентарий признался, что кончина поэта стала большой утратой для него. "Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те..." - зачитал Бортко строчки из известного стихотворения поэта.
"Так вот тот самый случай. (Евтушенко) - старый друг, хотя мы с ним в жизни никогда не были знакомы, даже шапочно, но другом он для меня был, потому что вся моя юность - это, кроме всего прочего, еще и поэт Евтушенко", - отметил режиссер.
апрель 2017
Иосиф КОБЗОН ( р. 1937 ):**
"Создавал славу отечественной поэзии"
По мнению народного артиста СССР Иосифа Кобзона, Евгений Евтушенко был недооценен на Родине. Я был счастлив общаться с этим великим поэтом, который, можно сказать, по достоинству был недооценен в нашей стране", - заявил Кобзон.
Певец подчеркнул, что несмотря на то, что Евтушенко "прожил непростую жизнь", критиковался властью, он "никогда не обижался на Родину". "То, что он находился в США, куда уехал в 1990-х годах, - это от переживания за то, что прекратила существование великая держава", - заметил Кобзон.
По его словам, вместе с такими выдающимися собратьями по перу, как Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, Евтушенко "создавал славу нашей отечественной поэзии".
Кобзон также вспомнил последнюю встречу с легендарным поэтом-шестидесятником летом 2016 года в Твери в Доме поэзии Андрея Дементьева.
"Там, на фестивале, Евтушенко выступал с горящими глазами, читал свои стихи и попросил меня исполнить его любимое произведение "Идут белые снеги". Оно очень символично заканчивается: "Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я". Это абсолютно точно: и Россия будет, и в ее историю навсегда вписал свое имя Евгений Евтушенко", - отметил Кобзон.
апрель 2017
Наталия СОЛЖЕНИЦЫНА ( р. 1939 ):**
"Гражданин с ярко выраженной гражданской позицией"
По мнению Наталии Солженицыной, российского литературного и общественного деятеля, поэт стал легендой, чей живой талант будут долго помнить в нашей стране.
"Евтушенко был легендой, и в свои уже очень ранние годы, и в зрелые годы он жил по собственной формуле: поэт в России - больше, чем поэт. И он действительно был больше, чем поэт - он был гражданин с ярко выраженной гражданской позицией, - сказала она. - Память о нем будет, я думаю, долго живой, потому что сам он был человеком очень живым, откликающимся на несправедливость, откликающимся на крупные события".
апрель 2017
Владимир ВИШНЕВСКИЙ ( р. 1953 ):
Поэт назвал смерть Евгения Евтушенко потрясением. Об этом сообщает RT. "Это событие стало шоком, потрясением, особенно для тех, кто любил и ценил Евтушенко. Для меня он был кумиром детства, зрелости, старшим ... gazeta.ru »
апрель 2017
Сергей Доскач ( р. 19.. )
ПАМЯТИ Е Евтушенко
Не веря молча прислоняюсь к стенке,
Слова?.. Какие могут быть слова?
Вчера ушёл из жизни Евтушенко...
Не справились с болезнью доктора.
Ушёл во сне... Блаженно и спокойно,
Пройдя сполна заветную стезю,
Но как же мне от этой смерти больно...
Как будто душу вывернуло всю.
Последним он затих из оголтелых
Шестидесятников - своих друзей,
Его ждёт встреча с Робертом и Беллой,
И рюмку водки поднесёт Андрей.
Высоцкий, перебрав легко аккорды,
Споёт ему "Натянутый канат",
И "Ваше благородие" припомнит
Угрюмый и загадочный Булат.
Ему там и без нас нескучно будет,
Но что же НАМ здесь делать без него?
Жевать слова, что дескать, помнить будем?
А что ещё нам? Только и всего.
Листаю его светлые нетленки,
Сейчас не пишут так. Не хватит сил...
Вчера ушёл из жизни Евтушенко,
И оттепель с собою прихватил.
апрель 2017
Автор публ. на Поэмбук и СтихиРУ
Примечания. ** Отражая эпоху: деятели культуры о Евгении Евтушенко, ИТАР-ТАСС,
www.zamlelova.ru
Отзывы о нем в книге Е. Евтушенко "Шестидесантник", стр.551-606,
"Глава, написанная не мной"
3 июня 2017г
Фото из Интернета
Свидетельство о публикации №117060305366