Нужна ли нам совесть?
Википедия даёт нам следующее определение слова "совесть": "Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности".
Возникает вопрос, что такое нравственность?
"Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики".
А что же такое мораль?
"Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений".
Соответственно, совесть это оплот влияния социума на человека, а точнее, на ребёнка. Ещё в детском возрасте ребёнок подвергается насилию со стороны взрослых: "Это нельзя!", "Это плохо!", "Это неправильно!", "Ты не должен был это делать!" Что этими словами, рамками и нормами они вызывают в ребёнке? Чувства стыда, страха и вины. Все эти чувства закладываются в детстве: Сделал хорошо - получил конфетку, сделал плохо - получил наказание. Это закрепляется у человека на всю жизнь как условный рефлекс.
Если этот рефлекс был закреплён в ребёнке качественно, значит, он вырастает "хороший и совестливый", он всем нравится. Однако человек до конца своей жизни будет чувствовать себя виновным даже за "нечистые" мысли.
Вся мораль, нравственность и совесть искусственны. Их на самом деле не существуют. Эти понятия созданы только для порабощения людей, для того чтобы они были удобны социуму и системе. Отдельно от социума данные термины потеряли бы свой смысл.
Свидетельство о публикации №117060304359
Спасибо за труд высловить и поделиться Вашими представлениями и пониманиями, Вашими интерпретациями терминов "совесть", "мораль", "нравственность".
Даже если не Вы их автор, но Вы с такими их формулировками согласны, то, в моем толковании, они - Ваши. Ваши... иллюзорные мифы))
Придуманные в отвлеченных размышлениях, полученные мгновенными инсайтами, выношенные-выстраданные в продолжении жизненных препитий, подсмотренные в конкретиках мониторинга своей и чужих жизней и ... обобщенные без внимания и разбора:
Кому и в каких условиях, границах Ваши более полезны, вредны, опасны, чем какие-то иные?
Перераспределение каких ресурсов от кого к кому они оправдывают? ...
Рискну показать на широко известном примере - примере главного героя романа Дж.Лондона "Мартин Иден", который, по-моему, расстался с воспитанной в нем с детства общественной моралью его тогдашней соцсреды, а новыми - общественной ли моралью или личной нравственностью, в которых себя воспитывать для успешного достижения своих комфортов, не озаботился себя обеспечить. И финал, на мой взгляд, - закономерен: суицид.
Тысячи лет умные люди ломают головы:
"Если ты не за себя, то кто за тебя?
Если ты только за себя, то зачем ты?
Если не сейчас, то когда?"(с)
С уважением,
Алхимик Пятьдесятседьмой 03.06.2017 13:29 Заявить о нарушении
Екатерина Ра 03.06.2017 17:30 Заявить о нарушении