Франс Халс... Великие имена
Золотой век голландской живописи — общепринятое название великой эпохи в нидерландском изобразительном искусстве, на протяжении которой местные мастера создали множество уникальных шедевров. Золотой век голландской живописи пришелся на XVII столетие, он затронул практически все известные в те времена жанры и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие европейского изобразительного искусства.
Золотой век подарил миру гигантское количество работ талантливых художников. По самым скромным оценкам современных искусствоведов в течение столетия голландскими живописцами было создано около миллиона картин, а сегодня живопись того периода является важнейшей культурной ценностью Нидерландов.
Особое место среди художников Золотого века занимают фигуры трех самых знаменитых голландских живописцев: Рембрандта (Rembrandt); Франса Халса (Frans Hals); Яна Вермеера (Johannes Vermeer).
Точная дата рождения великого голландского живописца Франца Халса неизвестна.
Предполагается, что он родился между 1581 и 1585 годами в Антверпене в семье
фламандского ткача. Уже около 1590 года его семья переезжает в Харлем, где Халс
и прожил свою долгую жизнь, умерев в возрасте восьмидесяти с лишним лет.
О периоде ученичества Франса Халса известно также очень мало, а из его учителей можно с уверенностью назвать только Апреля ван Мандера. В его мастерской молодой
художник работал в 1601-1603 годах, хотя какого-то серьёзного влияния ван Мандер
на Халса не оказал. Гораздо больше общего можно обнаружить между живописью
Франса Халса и творчеством таких мастеров, как Г. Гольциус и К. Кетель, но Халс
значительно превосходит их и силой дарования и мастерством. Поэтому самым достоверным будет предположение, что Халс-живописец формировался вполне самостоятельно. Первое произведение художника датировано 1616 годом в это время Халс
был уже зрелым мастером, завоевавшим популярность в Голландии. В противном случае ему бы не поручили столь ответственный заказ - групповой портрет офицеров стрел-
ковой роты св. Георгия. С этой картины начинается галерея шедевров Франса Халса.
Мощное, энергичное, полное жизни утверждающей силы, веселья и юмора, его искусство несёт в себе те чувства, которыми было пронизано общество, только что освободившееся от гнёта Испании.
Портреты Халса разнообразны, но их объединяет несколько общих чёрт. Изображенные им люди не просто существуют в воображаемой мире, как это всегда было в искусстве
европейского портрета, халсовские персонажи вторгаются в реальную жизнь, вступают в живое общение с действительностью. Эта стихия действия, в которую погружены герои портретов Халса, находит своё выражение и в манере его живописи. Мазок,
которому Халс придаёт столько свободы и выразительности, становится главным живописным средством. Как никто другой из европейских мастеров, он вкладывает в каждое движение кисти максимум чувства, настроения. Мазки ложатся параллельно, скрещиваются, накладываются друг на друга, оттеняя фактуру холста. Их активное взаимодействие и создаёт реальный осязаемый образ живого человека. Соединение разнообразных манер в одном призведении ещё более усиливает эту трепетную жизненность. Однако за каждым портретом видится и сам художник, великолепный живописец, всеми уважаемый гражданин человек любящий жизнь, отец
многочисленного семейства, весёлый кутила и завсегдатай кабаков. Может быть по-
этому все герои Халса внутренне схожи - ведь в каждом из них живёт частица ху-
должника.
Халс динамически воспринимает жизнь и окружающий мир. Человеческую природу он тоже видит в постоянном движении, становлении. Поэтому большинство его персонажей
изображены в действии, в них бушует внутренняя энергия. Халс не стремится к глубокому психологизма. Он заостряет метко подмеченную особенность характера,
используя при этом все возможные формальные средства. Он вводит нейтральный фон,
мимику, жест всегда в тонком созвучии с образом человека. Почти импрессионисткое
расположение мазков, напоминающих штрихи, позволяет художнику с необычайным артистизмом передать мимолетность выражения, которая так пленяет в его портретах.
Кажется, что пройдёт мгновенье и человек изменит позу, настроение, изменится весь его облик.
@
Свидетельство о публикации №117060302116
Рита Шумова 03.06.2017 11:54 Заявить о нарушении