Игра Зенита...

          Игра «Зенита». Как прицелы для оружия победили легендарные советские
          фотоаппараты .



     Советские фотоаппараты были одними из лучших в мире. Камеры «Зоркий», «Горизонт» и «Зенит» собирали в Красногорске, но теперь производство закрыли. Журналист Hi-Tech Mail.Ru Вячеслав Опахин съездил на Красногорский завод и рассказывает, как немцы запустили советскую фототехнику, а китайцы и девяностые ее уничтожили.

     Американский президент Джимми Картер любил фотографировать. Втянулся еще во время службы в морфлоте, где снимал на камеру Rangefinder. И об этом знали в Советском союзе. Отношения между Штатами и СССР в конце 70-х хоть и потеплели, но это не повод перестать собирать данные.
     Премьер-министра Алексея Косыгина отправили в Америку с уникальным подарком. На встречу с президентом Картером он принес блестящий хромом фотоаппарат «Горизонт», гордость советской оптики.
     Панорамные камеры были редкостью, но никто не ожидал, что Картер так обрадуется, что оставит «Горизонт» у себя. Советским фотоаппаратом американский президент сделает несколько автопортретов в «Овальном кабинете». «Горизонт» станет знаком перезагрузки.

           Советские камеры соперничали с Canon и Nikon .


     С тех пор советские камеры дарили многим. «Горизонт» был у короля Нидерландов, о нем мечтал премьер-министр Индии. Камеру «Зенит» использовал американский фотограф Артур «Уиджи» Феллинг.
     Отличный пиар-ход, но в СССР пиара не было. За «Горизонты», «Зоркие» и особенно «Зениты» говорило качество и сарафанное радио.
     Фотоаппараты экспортировали в 76 стран. Только в Англии их продавали в четырех тысячах магазинов.

     Модель «Зенит-Е» стала самой массовой в истории среди однообъективных пленочных зеркальных фотоаппаратов. Их продали под 3,5 млн штук. На каждом стоял знак качества Красногорского завода, одного из лидеров оптических технологий в мире.
     Долгое время по количеству и сложности разработок он опережал японцев из Canon и Nikon, американский Kodak и немецких гигантов — Leica и Hasselblad.


         Красногорский завод создали, чтобы не покупать оптику у немцев .


     С немцев все и началось, вот только Российская империя промахнулась со временем. В 1905 году в Риге открыли оптические мастерские. Правительство боролось с зависимостью от немецких линз и приборов. Едва успели развернуть производство, как зашипели революции и громыхнула Первая мировая война. Двести инженеров колесили по стране, пока в 1918 не осели в Подольске. На бывшей фабрике «Зингер» освоили производство очков и остались на десять лет.
     Очками снабжали всю страну, потому что иностранный рынок закрыли. Однако даже в предвоенное время завод ориентировался на оборонную промышленность: бинокли, панорамы Герца, артиллерийская оптика. Очки были массовым, но второстепенным продуктом.
     Вскоре фабрике стало тесно в Подольске. В 1927 году мастера нашли место возле реки Банька. Здесь появился сначала рабочий поселок, а позже город Красногорск.


         Завод чуть было не исчез в 1942 году .


     Воинственный характер Красногорского завода сформировался в Великую Отечественную войну. К 1941 году Красногорск — уже крепкий город-предприятие. Ему, как и другим прилегающим к Москве городам, доставалось от вражеской авиации. Заградительный огонь не пускал самолеты в столицу, и бомбы сыпались на Подмосковье.
Красногорск замаскировали и ощетинили зенитками. Завод «пахал» в режиме военного времени.
     Люди работали по 12 часов без выходных, осваивали смежные профессии и всюду таскали противогазы.
     Жизнь изменилась 5 августа 1941 года. Удирая от огня зениток, самолет врага сбросил бомбу на территорию завода. Погиб 21 человек, их похоронили в братской могиле. На Красногорск навалилось осознание глобальной опасности. В октябре производство остановили, станки разобрали и погрузили на железнодорожный состав. Один из сильнейших заводов Союза перевезли в Новосибирск.
     Завод в Красногорске до 1942 года работал как ремонтная мастерская. Основные цеха и коммуникации промерзли. Когда немцев отбросили от Москвы, рабочие перезапустили завод за месяц. Уже весной 1942 года на фронт отправили первые прицелы. За годы Великой отечественной войны завод выпустил более 400 тысяч механизмов и приборов. Чтобы взяться за выпуск фотоаппаратов, пришлось ехать в сокрушенную Германию.


         Первый советский фотоаппарат — копия немецкого


     Третий рейх обладал колоссальным технологическим потенциалом. Страны-победители старались урвать побольше. Немецкая оптика по-прежнему была лучшей в мире.
     Главный инженер и будущий покровитель Красногорского завода Сергей Зверев собрал разработчиков и поехал в Германию, чтобы забрать по репарации документы и оборудование. Позже по СССР отправили немецких инженеров.
     Около сотни немцев пять лет работали в Красногорске и лабораториях неподалеку, потом уехали обратно.
     Цель достигли: закрутилось собственное производство фотоаппаратуры и научных приборов.
     О влиянии немцев на Красногорском заводе говорят с неохотой.
— Без наших разработчиков это было бы бесполезно, — объясняет Елена Меликова, директор музея Красногорского завода. — Мы смогли понять [немецкие документы и технологии], усовершенствовать и выйти на высокий уровень.
Первый советский фотоаппарат «Москва-1» появился в 1946 году. Его скопировали с «Zeiss Ikon Ikonta C 521/2». На первые партии даже ставили трофейные объективы и затворы. На этих камерах рабочие учились сборке и осваивали малоизвестные технологии.
     Через год вышла «Москва-2», уже в духе импортозамещения: затворы и объективы сделаны в СССР.


         Камеры «Зенит» экспортировали в 76 стран мира


     Страна тянулась к мирной жизни, люди хотели запечатлеть эти мгновения на пленке. Для увеличения производительности в Красногорске поставили первый конвейер. Выпуск фотоаппаратов вырос в пять раз.
     Камеры постоянно улучшались, появлялись новые модели. Помогало сотрудничество c Государственным оптическим институтом. Помимо фотоаппаратов, на Западе ценились советские микроскопы.
     Ввязавшись в технологическую гонку с Японией, Восточной Германией, Америкой, Англией, Красногорский завод вышел в мировые лидеры.
     В 1948 завод выпустил первую партию «Зорких», культовые фотоаппараты на базе харьковской камеры «ФЭД». Интересно, что «ФЭД» тоже скопировали — с немецкого «Leica II». Камера «Зенит» появилась в 1952 году и вошла в тройку популярных камер с «Москва-2» и «Зоркий-3». К 1954 году в цехе фотосборки работали уже 11 конвейеров.
     — У меня был «Зенит-11», но только потому, что родители работали на заводе и могли его приобрести, — вспоминает директор музея Елена Меликова. — Камеры были очень хороши, но даже для советского покупателя дорогими.
Для 76 стран мира, куда экспортировали камеры в 60-е годы, цена оставалась более чем демократичной. Разве что доводили до ума упаковку. В Англии камеры продавала фирма Technical Optic Equipment. Её штаб-квартиру украшали буквы «Zenith House».
     В 90-е уже бывшие советские туристы, которые выезжали за границу, успешно обменивали фототехнику на валюту. . .

     Перестройку и рухнувшие за ней девяностые на Красногорском заводе описывают одной фразой: «Мы не занялись кастрюлями и половниками — это уже хорошо».
Кризис в сфере фототехники маячил еще в 80-е. После падения СССР промышленность столкнулась со свободным рынком. Изъяны советской экономики спутали «дорожную карту» развития камер.
     Не было, например, понятия бренд. Новые модели камер называли новым именем: «Друг», «Старт», «Мир». Или разработчики придумывали опередивший время «Зоркий-10». Он выигрывал премии, но был слишком дорогим. Да еще с неудобным курковый взводом под указательный палец левой руки.
Обратная связь с потребителем отсутствовала, а люди хотели простой и недорогой фотоаппарат. Тот же «Зенит-11» в 1985 году стоил 140 рублей при средней зарплате по стране в 200 рублей.
     Так что фотоаппараты «Зенит» ценили знатоки фотографии, в том числе на Западе. Последним хитом в мире стал «Зенит-ЕМ», попавший в 1979 году в европейские журналы о фотографии. Советские камеры выдерживали конкуренцию на тлеющем потенциале. . .

     В 80-е Canon и Nikon начали битву за рынок профессиональных фотографов. Kodak работал над цифровой «зеркалкой», и в 1994 году вместе Apple представил Apple QuickTake 100 — цифровую «мыльницу». Первые массовые, хотя дорогие, цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon и Canon выпустили поочередно. В 1999 году вышел Nikon D1, за ним — Canon EOS D30.
     Красногорский завод в 2001 году сделал «Зенит-КМ». Пленочный. В тот момент российский рынок уже завалили дешевыми китайскими «мыльницами». . .


    


       ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   






           https://hi-tech.mail.ru/review/zenit-krasnogorskij-zavod/

           http://www.liveinternet.ru/users/3050616/post144340134/ 

           http://fotomtv.ru/stati/istoriya_razvitiya_fotoapparata_zenit/


Рецензии