Обзор весеннего лонга от Александра Славуцкого
Александр рассматривал анонимный лонг, имена добавлены позже.
______________________________________
1. Ольга Домрачева "время глухих снегов"
http://www.stihi.ru/2016/12/22/4748
время глухих снегов, зыбучих ночей
зря воробей-беспризорник пытает чья ты
ты чей
мимо плывут человеки плотва плотвой
носят по силе боль и по слуху вой
под чешуёй холодны случайны
зреет на черной ветке
кромешный день
плачет по-детски
взбалмошный воробей
че;ййа чейчей
чейчеййа;
падает
тонет тихо созревший плод
только плывет куда-то
сумрачный город-плот
где поджимая лапки
под крышей глухой зимы
птаха канючит: чьи; мы,
чьи мы; чьи мы;
______________________________________
В первой же строке спотыкаешься о слово «зыбучих», а еще через две строки о «человеки», но потом, углубившись еще на несколько строк, «человеки» прощаешь, они интонационно вписываются в образный ряд. В стихе есть интересные образы, ассоциативный ряд – город, толпа, плывущая в вечной суете сквозь него, сквозь жизнь, уходящую неизвестно куда. Удачные строчки, например, – «Под крышей глухой зимы», но они не придают стиху цельности и целостности.
2. Липа Липовая (Виктория Смагина) "беспочвенно врастают иногда"
http://www.stihi.ru/2016/08/27/3803
Беспочвенно врастают иногда
в мою тоску чужие города,
где окон монохромная слюда
в горчичный цвет окрашивает звуки.
А тучи сеют водное зерно
на каменные пажити давно,
на тонкие фигурки в домино,
на нищенски протянутые руки.
И всё течёт: невнятные слова,
слепые птицы в чёрном, дерева
с изломанными ветками, глава
о многобожье в древнем манускрипте,
скрип перьев, одиночество свечи
в задымленной каминами ночи,
в круженье обезумевших личин,
в оглохшей от молчанья старой крипте,
затянутой сетями паучат …
И ломкая сургучная печать,
и строки, что пытаются кричать,
но пеплом осыпаются бездымно…
…Взрываются клаксоны в пять утра,
томительная, нервная жара,
высотки и колодезность двора.
…И город-лимб примеривает нимбы…
______________________________________
Очень интересный стих, яркий, образный, символичный. Стилистически выдержанный, с яркими красками. В ШОРТ-ЛИСТ
3. Катя Солдатенко "около нуля"
http://www.stihi.ru/2017/02/26/11434
Идёшь сквозь дождь по кромке февраля -
а снег темнеет яблочным огрызком.
Зима сошла - весна ещё не близко,
и всё, что в мире - около нуля.
Идёшь - скользишь. Флажками - от и до -
украшены опасные участки.
Коварный лёд не терпит свистопляски:
отдельно - свист, отдельно - пасодобль.
Петарды и морозы пережив,
вдыхаешь чутко точечность момента.
Притихший день спешит интеллигентно -
едва течёт желтком за гаражи.
Идёт-скользит по слякоти народ,
шаги считая до тепла и суха:
скорей бы засветить окошки кухонь,
налить чайку, воздвигнуть бутерброд!
Не ради фарса, а триумфа для
глядеть с высот на миронепорядки.
"...Без прояснений, пасмурно, осадки..."
И всё, что в мире - около нуля.
______________________________________
Вот такая городская лирика. Сразу же представляется февральский город, весь в лужах, по улицам, стараясь не промокнуть скользит толпа. Непогода вовне очень хорошо рифмуется с душевным состоянием лирического героя, передает его (или ее) настроение. При этом в лоб, напрямую о переживаниях героя(-ини) ничего и не рассказывается, но из общей тональности и музыки стиха перед читателем этот образ возникает. Строчка-рефрен, исполняющая роль некого ключика к душевным тайнам героя, «И всё, что в мире - около нуля» – очень удачна и глубока.
В ШОРТ-ЛИСТ
4. Клавдия Смирягина-Дмитриева "Хурма"
http://www.stihi.ru/2017/01/01/3631
Пришла пора светящейся хурмы,
прозрачной до семян, до сердцевины.
Над городом предчувствием зимы
курсируют седые цеппелины.
Курсируют, касаясь куполов,
утюжат неба серую изнанку,
на мелкий дождик снег перемолов,
лениво сеют реденькую манку.
Торговец смуглый, прячась под навес,
ладонью нервно вытирая холку,
дары скупые северных небес
и север проклинает втихомолку.
Зато хурма! Сквозь сумеречный смог,
сквозь осени томительные страхи
она горит, как рыжий огонёк,
как пуговка на порванной рубахе.
Но рви не рви, в прорехах хмурых дней
белеет нежность завтрашнего света.
Чем снег светлей, тем будет холодней.
Чем холодней, тем жарче будет лето.
И где-то там, далёко-далеко,
в кисельных берегах неторопливо
стекает с гор парное молоко,
и пенится в чанах хмельное пиво.
А здесь, сейчас обнявшиеся мы
в промозглом ноябре, как на подлодке.
И капли сладкой солнечной хурмы
стекают по озябшим подбородкам.
______________________________________
О вкусах, конечно, не спорят, но любовь, как известно, - сила. Сила, сдвигающая горы, орошающая пустыни, осушающая моря. Автор текста так любит хурму, что воздвиг целую оду почти в 30 строк, этому фрукту посвященную. Конечно, и к этому чувству, душевному порыву надо относиться с уважением. Но когда не прекрасная дама (или бесстрашный рыцарь) возносятся в таких утонченных и возвышенных тонах:
Зато хурма! Сквозь сумеречный смог,
сквозь осени томительные страхи
она горит, как рыжий огонёк,
как пуговка на порванной рубахе. –
…становится как-то странно. И не понятно, неужели у автора не нашлось чего-то более достойного для столь велеречивого воспевания. Ну, а последнюю строфу без хохота читать вообще невозможно:
А здесь, сейчас обнявшиеся мы
в промозглом ноябре, как на подлодке.
И капли сладкой солнечной хурмы
стекают по озябшим подбородкам.
Как говорится, картина маслом, представляется обнявшаяся парочка, к тому же в кустах на улице (дома-то подбородки вряд ли будут озябшими), и по лицам стекает хурма. Песня….
5. Владимир Сорочкин "Касаясь лица"
http://www.stihi.ru/2017/02/02/2
А помнишь – снег кружился вразнобой,
Светясь алмазным нимбом над тобой,
Лица касаясь, тая в сгустках пара.
Зима едва куражилась и жгла,
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.
И ты смеялась – снегу, свету, снам,
И щедро время улыбалось нам,
Пересекая год привычным курсом,
А снег ваял, коснувшись пустоты,
На ветках букли, бантики, цветы,
Как говорится, – просто и со вкусом.
Морозный мрамор хрупок. – Бог бы с ним…
Я знаю, что с тобой не разделим:
Не разлучат нас тени или стены…
Уже февраль, и сникшие снега
Белеют, как танцовщицы Дега,
На грязный холст сошедшие со сцены.
______________________________________
Стих очень светлый, молодой. Нарисованный легкими воздушными красками. Вспоминаются какие-то юные, студенческие романы. Времена первых любовей, когда всё (в смысле жизнь) только начинается, и ты со своей первой (ну или второй или третьей, но не дальше) любовью идешь по городу, а :
Зима едва куражилась и жгла,
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.
А она – твоя первая (ну или вторая или третья, но не дальше) любовь смеется тебе, миру вокруг, а мир, поскольку ты еще не лишился иллюзий (это все в будущем), отвечает доброй улыбкой, и всё вокруг так возвышенно и прекрасно:
И ты смеялась – снегу, свету, снам,
И щедро время улыбалось нам,
Пересекая год привычным курсом,
А снег ваял, коснувшись пустоты,
На ветках букли, бантики, цветы,
Как говорится, – просто и со вкусом.
В ШОРТ-ЛИСТ
6. Александра Иванова Шурочка "Ночь"
http://www.stihi.ru/2017/02/01/1922
Ходит по комнате ночь, в вяжущем холоде топко,
тает, вращаясь, луна, плачет зеркальная лодка,
тень раскачав до иглы, рвется вощеная нитка,
тонет в суглинистой мгле хлипкая медная зыбка,
кто там, если не мы? немы колчан и стрелы,
в мрачные стены зимы звезды бросаются белым,
катится яблоко в путь, в поле, где снежные пули,
не было бы судьбы, не было бы сумы, воли,
но тянет, буравя льды, сумрак тысячи комнат
в окна, где потолок сломит остывшая домна,
и в вязнущих в жидком сне, словно бы в манной
каше, не узнаешь чужих и выдыхаешь – наши.
______________________________________
Ночью, как известно, все кошки серы. Кто там идет тебе навстречу? Свой или чужой? Враг или друг? Так сразу и не разберешься. Особенно, если сон вязок, как «манная каша», колчан и стрелы немы, а звезды бросаются в мрачные стены зимы. Стихотворение, на первый взгляд, нагружено какими-то таинственными, словно всплывшими из сомнамбулического сна образами, которые хочется разгадать, найти за ними второе-третье дно, но вчитавшись, понимаешь, что просто рука куда-то сама вела автора, вот стихотворения таким и написалось. И разгадывать тут нечего, никакого второго-третьего дна тут нет…
7. Марина Корсакова "Проснёшься утром – сыро и прохладно"
http://www.stihi.ru/2017/03/03/5211
Проснёшься утром – сыро и прохладно,
Туман стоит за серою оградой,
Покорно мокнут яблони в саду…
И ты – всему надежда и опора
Навьючиваешь дел привычный короб,
Вплетаясь в их цветную череду,
Где каждое занятие насущно,
Где мимолётно губит планы случай,
Но колесо вращается легко.
Рутинна жизнь – в ней мало белых пятен,
Лишь ты один неясен, непонятен,
Ни в чём не отражаясь целиком.
______________________________________
Главное достоинство стиха – его концовка. Две последние строки: «Лишь ты один неясен, непонятен,/Ни в чём не отражаясь целиком». Они напоминают настоящую поэзию, но, боюсь, не многие до них доберутся, потому что всё предыдущее так банально-заурядно и скучно-неинтерсно, что продраться через первые 10 строк – задача не простая.
8. Юлия Долгановских "Сон Якова у подножия Потёмкинской лестницы"
http://www.stihi.ru/2017/02/10/5079
— Что за дела? — услышь меня, Господи! — Что за дела?
Каждый охотник желает знать — и я вместе с ним,
где кончился цвет — лишь море черно, лишь сажа бела?
Откуда их столько — крылатых, а сверху нимб?
То вверх удаляются, то приближаются вниз —
вектор пути начинается с точки, в которой лежишь.
Глаза б не смотрели, но смотришь на женский истошный визг,
а эти, все в белом, не видят — ступени, коляска, малыш!
Плывут и плывут потоки белых — целая рать! —
лестница тянется следом — туда-сюда,
скачет коляска по лестнице — им бы сдержать,
секунда-другая — ступени, удар, беда!
Я открываю рот, я пытаюсь кричать,
воздух — горяч! — обжигает мою гортань,
в мареве дымном тает несчастная мать —
ракурс меняется — вновь белоснежная ткань
по ветру плещется — и тишина, тишина —
где же тут кнопка, чтоб в уши ворвался звук?!
— Яков, — шепчет мне белый, — коляска катится на
небо, а вовсе не вниз — человече, ты близорук!
Только представь, он родился — и сразу в рай,
будет весь в белом, с крыльями, сверху нимб,
хочешь — ешь яблоки, хочешь — летай да играй,
не бойся, ему не больно, ведь я вместе с ним!..
/Здесь грубая склейка, здесь не хватает плёнки —
истлела, сгорела, осела в чиновном кармане —
не угадать — и не надо! — чей замысел тонкий
кадр за кадром погиб в черноморском тумане?/
...Сколь воду ни лей, но последняя капля — предтеча:
грохнула пушка на бутафорском линкоре.
Просыпается Яков, расправляет затёкшие плечи
и держит чёртову лестницу параллельно морю.
______________________________________
Что-то случайное, спонтанное, нагромождение каких-то образов, зачастую ни к селу, ни к городу. Дочитать этот стих – настоящий подвиг. Читателям, способным на это, надо выдавать бесплатное молоко.
9. Елена Анирусс "жизненное"
http://www.stihi.ru/2016/09/10/2873
Дядя Миша с лета живет один...
А жена недолго была больна,-
Со стола не убран валокордин,
В пузырьке так много еще до дна.
По другому жизнь день за днём идет,
То, что было раньше - почти обман.
Каждый вечер - кофе и бутерброд,
Под семейным фото телеэкран…
Забредёт соседка смотреть в глаза,
Опустив на блузочке декольте…
А теперь и можно… С чего – нельзя?
Ведь теперь-то что… Но глаза - не те.
Притворится он, что и стар и туп,
И за дверь отправит ее одну,
И картошку молча закинет в суп
Словно Стенька Разин в волну княжну.
Для своей печали не ставя срок,
Он назавтра снова с соседкой груб,
И ему не страшно, что одинок...
И не знал он раньше, что однолюб.
______________________________________
Скучное, плоское, лишенное второго-третьего плана быто-описательство. Конфликт чести героического дядя Миши и развратной соседки, « опустившей на блузочке декольте». Но не на тех напала! Дяди Миши не сдаются, к ним так просто не подберешься, ведь они однолюбы!! Хотя я бы, может быть, и не устоял…
10. Алекс Трудлер "города"
http://www.stihi.ru/2017/01/01/6368
город Я встречает тебя собой
и ведёт по каменным узким тропам,
говорит - торопится, вразнобой,
как смешной торговец из конотопа.
чердаки, подвалы, разломы плит -
улыбаться пробует, улыбаться.
а внутри-то теплится? - говорит.
сколько лет? - наверное, всё же двадцать.
ещё полон хрупких ретортных дум,
разгоняет ветер до самой сути,
надевает свой выходной костюм
и выходит вечером - "выйти в люди".
город ТЫ встречает меня тобой,
и ведёт тайком к вернисажам, книгам,
говорит с припухлостью над губой,
вспоминая детство, фонтаны, ригу.
заслоняя вывески, тень для глаз,
улыбаться пробует, улыбаться.
что снаружи? - тёплое напоказ.
сколько лет? - наверное, девятнадцать.
ещё "эр" грассирует в слове двор,
и причёска сбита навстречу ветру,
что ломает замки и сущий вздор
и уносит шляпки и сны из фетра.
город МЫ встречает ревниво нас
и идёт за нами, виляя следом,
и молчит старательно битый час,
словно наш язык для него неведом.
обнесён стеною. там - ров. там - вал.
а внутри-снаружи - толпа народа.
узелок на память бы завязал.
сколько лет? - наверное, нет и года.
ещё редок утренний холодок
за мембранной гранью дверного скрипа,
и пытает золото оселок,
чтобы нас по мелочи не рассыпать.
______________________________________
Надо думать, это только начало. Дальше, по идее, должны последовать части с городами «Они», «Она», «Оно», «Он» и другими местоимениями, которые изучаются во 2 или 3 классе на уроках русского языка.
11. Марианна Боровкова "Семь фарфоровых слоников на счастье"
http://www.stihi.ru/2016/04/22/1817
чужой, какой-то непонятный звук
прервёт полёт - во сне ли, наяву
дитя хохочет или плачет птица?
песочные часы спешат, спешат,
и слышен чей-то торопливый шаг,
дыханье сбилось, дрогнули ресницы -
она встаёт ни свет и ни заря
и слоников выстраивает в ряд
на стареньком ореховом буфете -
ах, антиквариат, ах, ренессанс,
у слоников доверчивый анфас,
и сами благодушные, как дети
за ними только нужен глаз да глаз,
упустишь - разбегутся по углам
ищи-свищи по анфиладам комнат
она встаёт на цыпочки, тонка,
её медитативная рука
стирает пыль с фарфоровых животных
день набирает сил; вино и хлеб,
накрытые салфеткой на столе,
она едва попробует спросонок -
сегодня столько неотложных дел,
но главное не думать: где он, где
последний, неприрученный слонёнок?
______________________________________
Кажется, этот стих посвящен бабушке (или навеян ею?), пожилой пенсионерке, каждый день стирающей пыль с семи слоников, которые постоянно разбегаются (то есть теряются) по комнатам. Это, конечно, придаёт текстам доверительную трогательность, но стих какой-то уж слишком плоский, линейный, и только в последней строчке есть что-то, что уводит читателя (точнее тех немногих читателей, которые до нее доберутся) за пределы этой бытовой плоскости.
12. Геннадий Акимов "Черноземный триллер"
http://www.stihi.ru/2015/04/17/9310
Темнотища. Березки да сосны маячат.
Упаковки от чипсов, жестянки от пива.
В черноземных рощах зело маньячно,
также очень мусорно и тоскливо,
да — тоскливо ползет затянувшийся триллер,
героиня должна неизбежно погибнуть,
из нее будут жарить шашлык на гриле,
в общем, муть такая — смотреть противно.
Да и сам ты здесь в незавидной роли,
в амплуа "простак", дурачок блаженный.
Не храбрец, обращающий в бегство троллей,
а свидетель, трясущийся возле жертвы.
Приезжает полиция — шустрые хлопцы,
собирают улики, смартфон, бумажник.
Лейтенант, говоря с тобой, странно смеется,
а сержант за топориком лезет в багажник.
______________________________________
Поэзия начинается там, где кончается проза. Где есть что-то такое, что ускользает от понимания, рассудка и логики. В этом стихе нарисована картинка (не слишком-то и интересная, на мой взгляд), которую можно пересказать без какого-либо ущерба для нее несколькими фразами. И неизвестно, что будет смотреться лучше – прозаический вариант или поэтический….
13. Доктор Но "Репертуар"
http://www.stihi.ru/2017/01/06/3781
Привычка – когда под ногами скрипит земля и на зубах скрипит,
Когда ты вслух говоришь: «хорошо», а про себя: «терпи».
Привычно вслушиваешься во тьму, привычно смолишь в кулак.
Концерт по заявкам включают в пять – протяжно орет мулла.
Скучая, работаешь "на автомате" – работает автомат.
Спектакль идет не первый сезон – можно сойти с ума.
Роли артистам набили оскомину, зритель интриги лишен.
От каши и чая воняет хлоркой, от ротного – анашой.
В антракте смущенно подходят пейзане – в поле, мол, хлеб горит.
Меняешь поле на шнапс недорого – несите, мол, литра три.
Жара, пылища, комбайн встает – хреновенький реквизит.
Вечером дождик сбивает с ритма – играть предстоит в грязи.
Ночью – работа. Опять работа... Время плетется клячей.
Занавес. У расстрелянного комбайна женщина в черном плачет.
______________________________________
Вот уж точно: «тяжела и неказиста жизнь народного артиста».
14. Сибирский Волк "Душа, щелкунчик, разгрызёт орех"
http://www.stihi.ru/2017/03/06/11023
Душа, щелкунчик, разгрызёт орех,
загадку смерти, что ведёт наверх
по лестнице, спускающейся вниз –
солдатик, не пугающийся крыс.
И крысы нет, остался только цвирк,
тень, место, полость, время, то есть цирк
отсутствия осмысленности и –
Стикс, помнящий зачем сюда мы шли.
Не больше и не меньше – не дыша
[теперь - совсем] плывёт внутри душа:
по кругу, ускоряясь, как тоннель
в воронку света, что и есть орех,
где утекает мёртвая вода,
у лиственницы взятая, как мзда –
щелкунчик тела поедает смерть,
чтоб сквозь тебя, чудесница, смотреть.
______________________________________
Интересное стихотворение, философское, глубокое, о жизни и смерти заставляющее задуматься. В ШОРТ-ЛИСТ.
15. Семён Кац "Московско-ленинградское"
http://www.stihi.ru/2013/09/06/2802
Сынки окраин, пасынки Арбата,
Таких в базарный день сто на кило,
Мои друзья - перовские ребята -
Арбатских били в ЦПКа и О.
Но времена менялись постепенно,
Низы не ополчались на верхи,
К Стопани вёл меня Кривоколенный,
Где приручались дикие зверьки.
С подругами гулял на двух Арбатах,
У Фёдорова шастал на развал,
А в доме на Садовой рыцарь в латах
Ко мне мою подругу ревновал.
Доныне помню со слезой, готовой
Пролиться по небритому лицу,
Как Сретенка дугою от Садовой
Сбегает вниз к Бульварному кольцу.
Я окольцован.Рано или поздно
Приду на зов к небесному Отцу
И буду, неопознанный, опознан
По паспорту - Бульварному кольцу.
______________________________________
Просто шансон какой-то. Эх, где моя гитара и три блатных аккорда? Щас пою. Получились удачными две последние строки: «И буду, неопознанный, опознан //
По паспорту - Бульварному кольцу». Они отдаленно напоминают поэзию, но положения это не спасает…
16. Электрическая Ящерка "Мартовское"
http://www.stihi.ru/2017/03/11/5223
Снега и холода идут на спад.
Во все окошки домик смотрит в сад.
Мурлыча, гладит женщина бельё,
и радостно от песенки её.
Утюг тяжёлый, словно пароход,
плывёт по глади полотняных вод.
Полуоткрыта дверь. А что за ней?
Весенняя игра светотеней,
ветрозатишья, звукотишины.
Пернатые в неё вовлечены –
акыны и бояны птичьих стай
вот-вот затеют шум, галдёж и грай.
Снаружи точно то же, что вовне:
утюг по бирюзовой простыне
с утра весь день скользит, как заводной.
Зато теперь нет складки ни одной.
В душе звенит мечтательная блажь,
и ничего не сделаешь – весна ж!
______________________________________
Дальше строк «Мурлыча, гладит женщина бельё,/и радостно от песенки её» прочитать я не смог, а когда опустил глаза на концовку и увидел рифму «блажь – весна ж», понял, что не ошибся…
17. Татьяна Лернер "Нарциссическое"
http://www.stihi.ru/2017/01/10/7566
- Какой прелестный цветок! - сказала женщина
и поцеловала красивые пестрые лепестки.
Г.Х Андерсен
Было их невеликое множество,
лепестков на расцветшем тацете.
Одного я терпела по-божески,
удивляясь, откуда в нём эти
злые комплексы, неподходящие
к нашей жизни, простой и пригожей.
И растила нарциссы не в ящике,
а под собственной ласковой кожей.
Одного я любила отчаянно,
всё готова была, до кровинки…
Одного я убила нечаянно:
он порвался на две половинки
между той, что была, и что – выбыла
в направлении праздного рая.
Вот нарциссы не гибнут от выбора,
а мужчины легко умирают.
Одного я поила отварами
тайных трав придорожного лета.
Одного я стишатами старыми
приручала. А после, раздета,
переломана и обокрадена,
примеряла не платья – верёвку,
изумляясь, что ловкая гадина
из меня же и лепит воровку.
Но тацеты цвели жёлтым пламенем
и звенели, подобно червонцам,
строя глазки моим моногамиям,
столь недолгим под солнцем. Под солнцем,
что рождается безостановочно,
просто так, ради красок восхода.
Мне не жаль. У меня есть Дюймовочка,
и ей в августе было три года.
______________________________________
Нет, недаром нам дана классика, она, можно сказать, палочка-выручалочка на все случаи жизни. Многочисленных мужиков лирической героини сравнить с Нарциссами, а ребенка, получившегося в результате ее похождений, с Дюймовочкой. Неплохой ход. Только, спрашивается, а почему в стороне остались Старый крот, Гадкий утенок, Солдат и Принцесса на горошине. Их тоже вполне можно было бы привлечь….
18. Светлана Тимашева "День деньской"
http://www.stihi.ru/2017/02/27/6906
Весь день-деньской - до часа лунной нерпы,
пока сентябрь не по сентябрьски сух,
и ночи карп не наметал росу,
по чердакам разгуливало небо.
В его отарах каждый третий - клон.
А время шло, как гид, неторопливо,
и проливался жигулёвским пивом
янтарный полдень мимо пышных крон.
Но (сколько сил на суету ни трать)
тянулся день ни коротко, ни длинно
и, как полоски в школьную тетрадь,
ложились косо тени на суглинок.
Катился с трона солнечный божок
(я к "чьей-то помощи" приставлю "не без").
Ущербным полумесяцем ожог
всё ярче проступал на синем небе.
Жара спадала, стало меньше мух,
чирикала пернатая разведка,
и ветер, балагур и баламут,
кощеем чах средь золота на ветках.
Считал и бормотал, вздыхая тяжко,
что в листопаде будет скудной дань.
Закат сгорал в каких-то пол-затяжки,
и надвигалась сумерек орда.
Сосновый лес, от берега отчалив,
нырял в тумана плотно взбитый мусс,
и улица смотрела одичало
глазами жёлтыми в сиреневую тьму.
______________________________________
Обычно понятие «графомания» имеет отрицательную коннотацию. Хотя, если вдуматься, ничего плохого в этом нет, поскольку это слово (графомания) можно перевести как любовь к письму, любовь писать. И вот в таком смысле этот стих – графомания. Видно, что автор любит писать, написание стихов явно доставляет ему удовольствие, в стихотворении есть удачные строки, яркие образы, запоминающиеся строки: «Но (сколько сил на суету ни трать)//тянулся день ни коротко, ни длинно//и, как полоски в школьную тетрадь,//ложились косо тени на суглинок». Но есть ли тут что-либо еще помимо любви автора к плетению слов, я не понял….
19. Юлия Александровна Михайлова "Крыжовина"
http://www.stihi.ru/2016/06/12/6773
В двенадцать ночи изжелта-зелёный,
Как будто порождён кошачьей радужкой,
Пролился свет на бочки, на пионы,
На ветхий дом, на человека рядышком.
Пролился свет загадочный, латунный.
И человеку в свитере пожёванном
Казалось: на кустах созрели Луны,
На небосводе выросла крыжовина.
Покапельно на заросли смородин
Сошли лучи, как маленькие ящеры.
И даже в голове шептали вроде
У человека, на крыльце курящего.
В ту ночь до петухов сияли крыши.
Мужик исчез. Но говорили, якобы
Жена успела главное расслышать:
"Я ненадолго в небо, я - за ягодой".
______________________________________
Слово «крыжовина» режет ухо. А когда вчитаешься внимательно и пересечёшь между собой последние строки двух последних строф: «У человека, на крыльце курящего» и "Я ненадолго в небо, я - за ягодой", становится очень весело. Возникает вопрос: что же надо курить, чтобы такое состояние появилось? Но, к большому сожалению, на него автор текста не отвечает.
20. Алёна Рычкова-Закаблуковская "Улитка времени"
http://www.stihi.ru/2017/02/23/10041
На нашем заливном лугу улитка времени в стогу
из рода ахатин.
Подвешен звонкий бубенец на влажный долгий рог.
По лугу ходит господин –
наш поселковый Бог.
Улитке дует на рога и бубенец звенит.
Пространство скручивает луг в спиральный аммонит.
Там – в крайней точке бытия, где кончик заострён,
берём начало ты и я.
И тонкое дин-дон –
литовка под рукой отца звучит подобьем бубенца,
пространство распластав..
Я вижу свет его лица,
на цыпочки привстав.
______________________________________
Какое-то замысловато-вычурное нагромождение метафор, в котором не только читатель не разберется, но и сам автор, похоже, запутался. Хотя есть и удачные строки. Особенно концовка. Передаёт какое-то такое трогательное чувство-воспоминание, идущее из самого детства и сопровождающее лирического героя долгие годы…
21. Александр Спарбер "Блюдце с малиной"
http://www.stihi.ru/2017/01/31/7004
По блюдцу с малиной, гляди-ка! –
бежит существо.
Мохнатое, дикое,
множество ног у него;
паук – не паук, и тем более не муравей;
спроси – как зовут? – не ответит.
Молчит, хоть убей.
И только, как ослик, по кругу бежит и бежит,
и каждый волосик под солнцем июльским дрожит.
И жизнь ему кажется длинной
на блюдце с малиной.
______________________________________
Может быть, это не про насекомых и их непростую жисть, а развёрнутая метафора-иносказание, где «малина» – не просто ягода, а воровская обитель, а «блюдце» – не маленькая тарелка, а место встрече наркоманов, на том же воровском жаргоне. Тогда и понятно становится, а почему, собственно, оно «Мохнатое, дикое,/множество ног у него». И чего только не привидится, когда обкуришься…
22. Красноглиняный Голем "Загадка"
http://www.stihi.ru/2017/04/01/5587
Аэро-гидропонная, с вечной гарантией, невиновна
Ни в чём кроме самой себя, ведущая нас по яви
Своим бытием нарушающая третий закон Ньютона,
Та, чьи длинные руки окружающий мир олуживают, паяют.
Бегает, ополоумив на дне станционного котлована,
Машет трикирием в избавление тьмы от ветра.
Розовощека, неестественна, годовала
Делает вид, что существует всецело в этом.
Космополитка, говорящая как по нотам,
Превращающая музыку в береговую флору,
Посылая сигналы за человечеством наблюдающим самолетам
О собственной мнимой гибели, тем самым давая фору.
А нам с тобой -- время. Словесные синдикаты
Выдают на гора то черных колдуний, то мироносиц.
И мы с тобою вмерзаем в последней зимы декады
Как синхронные метрономы от ахиллов до переносиц.
______________________________________
Бывают такие непонятные, сложные стихи, которые хочется разгадывать, перечитывать по многу раз, восхищаясь какими-нибуть яркими образами, удачными строками и ломая голову, что же, черт возьми, имел ввиду автор, и получать от этого удовольствие. Но этот текст к таким не относится, тут нет ни одного яркого образа, ни одной запоминающейся строки. Стих можно один раз с трудом дочитать до конца, (впрочем, если этого не сделать, вы ничего не потеряете) и тут же забыть про него. Отбросить от себя как приставучего ребенка, надоедливую муху, противного муравья….
23. Анна Харланова "Письмо из Вологды"
http://www.stihi.ru/2017/03/17/2597
В бумажном шорохе сквозит:
'Я так скучаю'.
А дождь рябину за окном
Клюёт.
Звоню "ноль-три" - гудки летят грачами.
А мне врача бы - трубку не берёт. -
Какой аншлаг! Кто мог подумать, Отче,
Что в эту осень покачнётся твердь?
Что я шагну из лужи дня -
В межстрочье,
Едва открыв из Вологды конверт.
Застряну пальцем в ретро-телефоне,
И вновь по кругу - в бестолковый бег.
И, задыхаясь, словно старый пони,
Взлохмачу гриву высохшей траве.
Ты слышишь, осень?
Каждый год скучаю!
Рябиновая грусть всегда горчит.
Багряный лист от берега отчалит -
И скроются предатели-грачи.
Но мне не с ними, мне - противотоком:
Душой - на север. А должна - на юг.
И будут, безнадёге вторя, 'окать'
Испуганные лебеди вокруг.
______________________________________
Очень трогательный стих, переживания и эмоции автора передаются читателю, кажутся близкими и понятными. Много ярких образов, красивых и поэтичных строк. Очень сильная концовка, после которой перехватывает в горле, к глазам набегают слезы, мурашки бегут по коже: «И будут, безнадёге вторя, 'окать'/Испуганные лебеди вокруг». В ШОРТ-ЛИСТ.
24. Александра Герасимова "встань затемно"
http://www.stihi.ru/2017/02/14/6710
Б.К.
встань затемно до поезда пока
оконной тенью снег не зарешёчен
покуда дом не топлен и гудка
вокзального не слышится пощёчина
пересчитай свой быт по головам
такая-то глава
головка сыра
продрогли голословные слова
под головёшкой лампы
в доме сыро
и пристально -
глядится тишина
в твоё полуземное захолустье
поблескивает зеркала блесна
на сумерки натянута до хруста
здесь проходили жизни а потом
случались недосказанные смерти
и адрес искажался на пустом
прожжённом вящим штемпелем
конверте
с пометкой до востребованья
- там -
не ждут ни подаяния ни требы
ты проходил по тающим следам
на путь обратный не жалея хлеба
и возвращался всякий раз живым
к предметным очертаньям полумёртвым
пусть будет утро
паровозный дым
и воздух захолустный этот спёртый
пусть сделается всё таким как есть
чугун решётки заоконной вышит
на белом полотне крестом на крест
и в воздухе пороховая взвесь
оставь слова несказанными здесь
за амальгамой их и так услышат
______________________________________
Стих очень интересный. Читателю не просто передается состояние лирического героя, но за ним, за этой жизнью, картиной быта, поднимается, вырастает бытие. Передается какая-то очень большая человеческая история, жизнь и связь нескольких поколений, со своими трагедиями и драмами:
«Здесь проходили жизни а потом
случались недосказанные смерти
и адрес искажался на пустом
прожжённом вящим штемпелем
конверте
с пометкой до востребования…»
В стихе очень много ярких и колоритных образов:
поблескивает зеркала блесна
на сумерки натянута до хруста….
и пристально -
глядится тишина
в твоё полуземное захолустье….
и возвращался всякий раз живым
к предметным очертаньям полумёртвым…
В ШОРТ- ЛИСТ.
25. Зиновий Антонов "не можется любить так хоть полайкай"
http://www.stihi.ru/2017/03/25/6694
не можется любить
так хоть полайкай
или хотя бы уж тогда облай
между тобой венерой и ямайкой
ушел в депо единственный трамвай
иду по рельсам отбивая ноги
а млечный путь торжественен и крут
похоже в этой жертвенной дороге
мне нужен был не пряник все же кнут
пойдешь направо - там в итоге лево
пойдешь налево - можешь не дойти
и ломишь прямо
гнёшь через колено
и понимаешь
там уже не ты
внутри лишь то
чего там быть не может
снаружи то что дОлжно быть внутри
и ты бредёшь уже почти без кожи
и глаза у тебя не два а три
и нет чего-то чему негде взяться
и воздух - растворившийся песок
ни языка чтоб рассказать все вкратце
и ни курка чтоб выстрелить в висок
твой млечный путь - ухабы и позёмка
воспетая с луною вязь и грязь
а толк лишь в том
что никакого толка
а смелость в том
что лишь одна боязнь
и знаешь точно что не доберешься
а от того ещё сильней спешишь
и веришь в ложь которой не спасешься
и смотришь как стекает правда с крыш
______________________________________
Отношение к стиху меняется по мере продвижения вглубь текста. Первые строки воспринимаешь скорее скептически-негативно. Но затем, читая всё дальше и дальше, понимаешь, что скоморошеский наряд – это лишь маска, за которой скрываются глубокие переживания. Стих наполнен иронией, но ее копье в данном случае обращено на самого себя, автор смеется, точнее подсмеивается одновременно и над миром вокруг, но и еще в большей степени над самим собой:
похоже в этой жертвенной дороге
мне нужен был не пряник все же кнут
пойдешь направо - там в итоге лево
пойдешь налево - можешь не дойти
и ломишь прямо
гнёшь через колено
и понимаешь
там уже не ты.
И жизнь вовне, и – самое главное – сам лирический герой соткан из сложных противоречий, невозможности привести их к общему знаменателю. И спасения от этого нет. Так что нам остается принять жизнь такой, какова она есть. И жить так, как мы можем, как мы умеем. Но при всем осознании обречённости и всей бессмысленности этой жизни, присущей тексту, стих нельзя назвать черным и мрачным. В самом строе, тональности стиха есть какое-то молодое, разудалое веселье, какая-то радость и духовный подъем. А также оптимизм, призыв продолжать жить, несмотря ни на что. Раз уж мы оказались, не понятно зачем, на этой горошине Земли, так давайте жить, « чтобы не было мучительно больно…» ну и дальше по классику. А конец стиха вообще блестящий, одновременно яркий, образный и одновременно подводящий некую итоговую черту:
и веришь в ложь которой не спасешься
и смотришь как стекает правда с крыш
В ШОРТ-ЛИСТ
26. Инга Сташевска "Человек человеку"
http://www.stihi.ru/2016/01/24/4952
А во сне монету выплюнуть не успеть,
(У него за спиной то ли крылья, то ли рюкзак),
И смотреть в глаза. И молчать, как тогда, в толпе -
Не узнав. Ну что тут можно еще сказать?
Вспоминать молитвы, имена и созвучья слов
Бесполезно - так воду в сите носить...нести.
Человек человеку - вечное ремесло,
Только им овладеть никому не хватило сил,
И, наверно, не хватит. С каждым годом короче дни,
Сколько лет, скажи мне, прошло - на твоей земле?
Он смеется. (Послушай - звенит золотая нить)...
На востоке небо становится всё светлей.
______________________________________
Только прочитав название, начинаешь гадать, что хочет сказать автор: «Человек человеку» друг, как говорят одни, «враг» - как считают другие. Но у автора оригинальная трактовка: «Человек человеку - вечное ремесло» Впрочем, овладеть им «никому не хватило сил». Вот в чем оказывается состоит основной экзистенциальный конфликт человеческого бытия. А вы говорите Сократ, Кант, Ницше. Вот у кого всем бы этим философам поучиться…
27. Евгения Костюкова Для Конкурсов "маньяк"
http://www.stihi.ru/2013/12/01/9156
в марине – немало дней и кладбище из камней, с каждым очередным становится холодней.
бросить обратно не может, мол, получай не скучай. веснушки сияют, как лампочки ильича.
варит борщи и кофе для никого. никто сально лыбится, аки сиамский кот,
смакуя стряпню "дурочки на часок". она на пороге целует его в висок,
контрольно, словно в последний раз, зато этот раз многих от жизни спас.
марина затейно штопает облака, ей помогает маленький великан –
встаёт на носочки, она по нему легко взбирается на луну, пьёт звёздное молоко:
рождается сильной-смелой-красивой, летает по городу, представляется "сильвой",
"мальвиной", "любовницей казановы" – любым звучным именем. ей салютуют совы.
мужчины думают: "хороша, млечна, но слишком свободна, такой – ни к чему колечко"
и пускают в лицо кольца дыма. марина смеётся: всё, в принципе, "вы-но-си-мо".
это словечко утром наденет берет "не". марина бежит на работу в загс, обнимая снег.
снова и снова – долбанный мендельсон, женихи да невесты – вечное колесо.
улыбка наклеена. всё чинно, всё чётко, всё к месту...
а ночью опять найдут с перерезанным горлом невесту.
______________________________________
Стих из тех, которые легче написать, чем прочитать. И если ты все-таки его прочитаешь, то потом кусаешь локти, рвешь остатки волос: и для чего я себя терзал и мучал этой пустотой на ровном месте?!
28. Елена Наильевна "Про детство"
http://www.stihi.ru/2017/04/20/2884
Там льётся в уши Лебедев-Кумач
весёлым ветром из радиоточки,
а ты, швырнув портфель, хватаешь мяч,
мелки, чтоб не испачкаться, в платочке,
и битку - крышка в крышке, в них песок,
скакать за ней по классикам. Бывает,
дурная улетит наискосок
и будто бы смеётся, как живая.
И вот, всё это похватав, бежишь
на волю, вниз, считая этажи.
Там, во дворе, качели в небеса -
садишься и летаешь полчаса,
чужих квартир рассматривая мебель.
Вокруг весна и тополиный пух,
и ты сильней раскачиваешь: "Ух!",
и трогаешь (захватывает дух!)
след реактивных самолётов в небе!
Там лестница, изогнута в дугу -
сначала ты боишься: "Не могу
по ней пройти", но может же подружка!
Потом за ней возьмёшь и повторишь,
соскочишь: "Алле-оп-па!" - крикнешь.
"Ишь!" -
вам крякнет проходящая старушка.
Пятнадцать раз отпрыгнешь от мяча,
пошепчешься с подружкой, хохоча,
и мотылька освободишь из плена -
из паутины злого паука,
и только разыграешься слегка,
как мама позовёт в окошко: "Ле-е-на-а-а!"
______________________________________
Советское детство (тем, у кого оно было), может, и приятно вспомнить. А тем, у кого его не было? А тем, кто не прыгал с подружкой мяча? Тем, кого мама не звала «в окошко: "Ле-е-на-а-а!" Это все надо? Я сильно сомневаюсь…
29. Эса Милл "В уголке моей памяти"
http://www.stihi.ru/2017/02/19/7156
В уголке моей памяти тихий таинственный пруд.
Глубина его тёмной печали похожа на вечность.
Потому что ни дальше, ни ближе, а именно тут
утонули в истории числа, события, вещи.
И людей потонула несметная тьма или две.
Им ни жарко ни холодно там в отрешённом забвеньи...
Но не очень спокойно живётся моей голове -
временами в пруду появляются вялые тени.
Как листы дневника, как ленивый расплющенный скат
возникают неспешно мелодии, улицы, лица.
И, почти уже пойманы, все ускользают назад
и махнут плавником перед тем как опять раствориться.
Поутру накануне случился чудной эпизод:
примерещилась комната старого финского дома.
Муж курил у окна, а жена оперлась на комод.
Показалось, что с нею однажды мы были знакомы.
Обернувшись ко мне, она стала бледней мертвеца,
по ошибке слегка отворившего дверь преисподней.
И сказала: "Борис, я сейчас увидала отца.-
И шепнула потом,- У него годовщина. Сегодня."
Может память не омут, а самый бездонный портал,
где уже не важны категории "был" или "буду".
И когда ты порою задумчиво смотришь туда,
обязательно кто-нибудь пристально смотрит оттуда.
______________________________________
Что можно сказать о жизни любого из нас? Она проходит. Время исчезает, унося с собой дорогих людей, дорогие места, важные события. И стих именно об этом, автор пытается выразить то, что должно быть понятно и близко каждому. Но делает это коряво и не всегда изящно. Причем неудачи начинаются сразу же. Первая же строка: «В уголке моей памяти тихий таинственный пруд». Вызывает недоумение. Что такое «уголок памяти» да еще и с прудом? Это что-то из детства. Помните живой уголок? Или уголок «Умелые руки»… Не лучше ли бы было сказать «в глубине моей памяти»? Ну или еще как-нибудь. А следующая строка «Глубина его тёмной печали похожа на вечность» вообще отдает юношеской графоманией…
30. Наиль Мелиханов "Апрель"
http://www.stihi.ru/2014/04/27/4838
.......... Подарок Наташе Чековой.
.......... «Нынче день какой-то желторотый…» (О.Э.М.)
- Какой сегодня день?
- Седьмой творенья мира.
От Алексеевского равелина
взлетел тугой дымок и
– через вдох – хлопок.
Полуденный.
Сад Александровский заполнен до предела
густою пенкой патинных теней,
деревьев в чёрном, и корней,
и прелью
вчерашних листьев.
С острых аппарелей
срываются скворцы - отлаченные крылья,
а мостовой торцы так густо и обильно
усыпаны корпускулами света,
что нет сомненья – скоро лето.
Концерт «на раз» в динь-дон-мажоре
поют велосипедные звонки, щенки пузатые в фаворе
и толстощёкие мальцы,
а личные их мамки и отцы
целуются.
И шпоры (да!) звенят!
Перо на шляпе, плащ в руке,
и зонт, упругий точно шпага,
рисует знаки на дресве.
Свернуть на Невский в предвкушенье встречи
и углядеть (да-да!) невдалеке
слизнёт на Герцена А.И. бесёнок в алом,
беспечный,
и шагает налегке,
по левую, довольный Созидатель.
Толкнёт в ребро и шепчет: - Хорошо!.
______________________________________
Этот стих словно настоян на весенней радости, солнце и свете. Но текст очень неровный. В одну телегу, как известно, впрячь не можно коня и трепетную лань, а тут ну такой лексический разброс. И равелин, и острые аппарели, и патиные тени, и отлаченные крылья, и корпускулы и знаки на дресве.
31. Ирина Суворова 4 "Пёрышко"
http://www.stihi.ru/2016/10/30/2726
В торте Галки праздничных семь свечей, а под каждой свечкой - по сто больниц. Гриф нон грата выписан для врачей - у Галчонка справа прекрасный принц. Рядом слева - мамка с чудны'м лицом: рот смеётся вроде, из глаз - вода.Слышит: лихо чёрное шлёт с гонцом в праздник приступ, это зашла беда.
А тот донор помер давным-давно, буд-то взял болячку он через шприц. А у Галки - лапушка Покемон и всегда по правую руку принц. На такси под окнами красный крест, тёти, дяди в белом - привычный вид. Вместо принца справа - железный шест, а на нем пять склянок от хвори спид.
В первой склянке - за'говор от беды, худо-бедно, просто, а Лёху спас. Во-второй - святые отцов персты, те что мажут ладан в иконостас. В третьей - редкий запах блатных лекарств, "по миру пойдем" причитает мать. Из четвертой - трассы пустых мытарств, у чинуш бы только с кого содрать. В пятой - Галка первая в стае птиц. У нее два сильных больших крыла. Справа держит Галку за перья принц, слева - донор тот, чья болезнь была. Мать в испуге снизу кричит: "Вернись!", у домов чинушей такси с крестом, донор тычет в шею железный шприц, старец небо колет кривым перстом.
В праздник тот не съеден бедняга-торт. По графе анамнеза - Жрец Таро. Сто больниц в свечах презентуют морг. Гонит Норд в окошечко скорбь-перо.
______________________________________
Не понятно, что это – стих или параграф из учебника алгебры. Текст перегружен цифрами, числительными.
32. Елена Албул "Дачные терцины"
http://www.stihi.ru/2015/07/23/5255
Весной на даче пели соловьи,
Но их электропилы заглушали.
Соседи это строились мои.
Я, выйдя на крыльцо в цветастой шали,
Пытаюсь песню птичью разобрать,
Чтоб ею утолить моя печали,
Но слышу только возглас «...вашу мать!»
Сосед, как видно, недоволен чем-то,
Прораба далеко готов послать
За два мешка промокшего цемента,
Собачий лай из ближнего двора
В дуэт их вносит яркие акценты,
И ровным фоном с самого утра
Бубнит ведущий радиоэфира
О том, о чём бубнил он и вчера,
Слова тасуя с ловкостью факира,
Расчётливо запугивает нас –
И лепестки роняет роза мира…
Напротив разгружается «Камаз»…
И мысль одна мне согревает душу:
Господь с ней, с дачей! В следующий раз
Поедем в лес, чтоб соловьёв послушать!
______________________________________
Вот бывают стихи в прозе. Особенно знамениты тургеневские. А это такая проза в стихах. Просто описание ситуации, которое без потери можно пересказать и другими словами, то есть нечто такое, что к поэзии отношения не имеет. Впрочем, я не жалею, что прочитал этот текст. Строчки: « Но слышу только возглас «...вашу мать!»// Сосед, как видно, недоволен чем-то…» меня развеселили. Это же как глубоко замечено. Какой психологизм.
33. Ирга Рябина "Просто сон"
http://www.stihi.ru/2017/02/17/11449
Наверное, это был сон... Шелестела листва,
Трава на поляне слегка колыхалась от ветра,
Как будто цыганскую юбку примерило лето,
Пестрели узором оборки.
Краснело в кустах
Монисто из ягод, нанизанных на паутинку,
И тени, зевая, вставали с нагретой тропинки.
Он шёл не спеша, зажимая под мышкой сачок,
Смотрел на торчащие кверху еловые свечи,
С поляны к нему, как обычно, рванулись навстречу
Дрожащие бабочки, чувствуя то, как влечёт
Воронка сачка, оплетая тягучим бессильем.
Скользили по вытертым нитям безвольные крылья.
И падали, падали бабочки хлопьями сна...
Я слышала хруст и была где-то там, между ними.
Внезапная боль. Темнота. Ярким всполохом - имя.
Моё.
Тишина.
Серый день в перекрестье окна.
Чернеют вороны на выцветшей вывеске "Пиво",
Собака внизу лижет снег, подвывая тоскливо.
Я помню, он плакал. Беззвучно. Дрожало плечо.
Смотрел на траву в переливах поломанных крыльев,
Потом шёл домой - поскорее отмыться от пыли,
Но снова тянул на поляну проклятый сачок...
В квартире тепло. Робкий лучик заполз на балкон.
Наверное, это был сон. Только сон. Просто сон.
______________________________________
Вот ведь как оно бывает. Во снах – лето и бабочки, а в реальности – зима и киоск с пивом. Текст переполнен каким-то описательством не понятно чего и не понятно зачем. Автор как будто бы хочет увести читателя в иную реальность, в фантастический мир своего сна. Но ярких образов и красок, создающих этот – точнее, «тот» мир за гранью реальности – в тексте нет. В своем замысле автор, вполне допускаю, и воспарил соколом в горние выси духа, но из-за бедности и бледности палитры слов, в реальности только ужом прополз по земле …
34. Дмитрий Ревский (Rewsky) "Оглядываясь"
http://www.stihi.ru/2017/03/31/12302
Нарисуй это красным, мальчик, нырни в закат.
В этом городе только закаты немного прежни.
При движении памяти слышится долгий скрежет -
словно эхо домов, что сложились колодой карт.
В этих джунглях бетона -- ни тигров, ни птиц, ни змей.
Заблудившийся маугли -- просто игрушка улиц.
Их ладони сегодня привычно к тебе метнулись,
и сомкнулись в горсти, и тебе оставаться - в ней.
Ночи ищут живое в обломках бетонных плит -
тени тянутся длинно, шаги их пустотно-гулки.
В чёрно-сером кино из сгустившихся переулков
в каждом кадре сегодня -- погасшие сны Земли.
Тёмный свет пробужденья -- разлитый в рассветах яд.
Красный мячик не тонет, а ты не умеешь плавать.
И руины с тобою сегодня не говорят.
Обтекают рекой без возможности переправы.
Ты и город — калеки,
таких не возьмут с собой
космонавты желаний,
ушедшие к звёздам, к маме...
Мячик стукнет о стену, как будто о звёздный борт...
И напорется боком на серый бордюрный камень.
______________________________________
Текст интересный и яркий, из тех, которые хочется перечитать несколько раз подряд. Постепенно открывая его. Наслаждаясь яркими образами, колоритом красок. Много запоминающихся удачных строк: «Словно эхо домов, что сложились колодой карт», «И руины с тобою сегодня не говорят.//Обтекают рекой без возможности переправы». В ШОРТ-ЛИСТ.
35. Валентин Емелин "Нимфалида"
http://www.stihi.ru/2016/08/28/5913
Душный вечер. Особняк старинный.
Интерьер готический, солидный.
В кабинете, под стеклом витрины –
Экземпляр шикарной нимфалиды.
На булавку, словно кукла вуду,
Грудь её наколота покорно.
На камине – статуэтка Будды.
И немного пахнет хлороформом.
В воздухе спокойствие разлито.
Тишина – как будто кто-то умер.
Бабочке по имени Лолита
Расправляет крылья Гумберт Гумберт.
______________________________________
В стихе есть какая-то недоговоренность, недосказанность, оно кончается не точкой, а многоточием, и каждый может наполнить текст каким-то своим содержанием, своими мыслями, ассоциациями и т.д. Если, конечно, они возникнут. Интересный ассоциативный ряд, Гумберт, Лолита, Набоков, бабочки. Но очень режут ухо рифмы старинный-витрины, солидный-нимфалиды, покорно-хлороформом и т.д.
36. Лукина Рина "первомайские"
http://www.stihi.ru/2017/04/03/6876
сезон стихам, а времени - молчок,
на пальцы полагается щелчок,
но в голове не щёлкает ни разу
ни лирики, ни пафоса на клок,
болтай дождался чина "файв о^клок",
а прочие часы ушли на базу
и вилка падает - орда гостей грядёт,
с мангала мясо исчезает влёт.
велосипеды, дети и собаки.
и первомаев облачная накипь.
и первой мухи вертикальный взлёт.
______________________________________
Порой удивляет способность некоторых пишущих стихи опоэтизировать всё что угодно. Сколько же лирики, любви и восторга в строчке: «И первой мухи вертикальный взлёт»! Я думаю, это впервые в истории поэзии такое посвящение мухе. Довольно противному, на мой взгляд, созданию. Не удивлюсь, если в других стихах этого автора мы встретим « И таракана горизонтальный бег», «И серой мыши полуночный грыз», «Комарика на коже сладкий пир» и так далее.
37. Алан "Шекспир и Шолохов"
http://www.stihi.ru/2016/01/12/6692
Шекспир приходит к Шолохову (или наоборот):
"А что, Михаил Александрович, и вам не верит народ?
Я, вон, по гроб обласкан, вместо гвоздей - винты,
А они говорят: три класса и какая, на хрен, латынь?
Мир - театр абсурда, вошь в моей бороде.
Выпьем-ка лучше доброго эля. Эль добрее людей."
Шолохов отвечает, рукописью шурша:
"А может такая лажа у всех у нас, кто на ша?
Подлая эта буква. Ей, ударом под дых,
Оправдывать мощи старцев немощью молодых.
Что я там мог наляпать - мелкий усатый жлоб.
Был бы я Кузнецовым, глядишь, оно и сошло б."
"Да брось, - Шекспир отвечает, - теория никуда.
Вот ты меня уважаешь, бро? По жестам вижу, что да.
Буквы - они ж как люди, им бы в ребро перо,
А если ещё и песком присыпать... В общем, не парься, бро.
Что им до нас - плагиаторов, неучей и ханыг.
Шелли - вообще, вон, баба, а критикам хоть бы хны."
Шолохов наливает, а как тут не наливать -
Початая самогонка, как начатая глава.
И стратосферы наледь, и два казака на литр,
И Шолохов наливает, ну как ему не налить.
На закусь краюха хлеба, орлиная требуха.
У них там в небе с этим не строго: хочешь бухать - бухай.
В полупустом стакане плещется дно полей.
Что ты, краёв не видишь, Вилли? До горизонта лей!
Шолохов бьёт Шекспира пьяной своей игрой,
Вслух жалуясь после первой, молча после второй,
Словно больничным стенам, крашеным небесам:
"Вот этими вот руками, Вилли, сам, понимаешь, сам!"
Обнявшись идут по улицам Шолохов и Шекспир,
А рядом, за каждым облаком, театр, который мир.
Не ему отличать носителя краткой славы земной
От гения, написавшего "Гамлета" с "Целиной".
Они обменялись майками. И уже не понять на ком
Голубая с Френсисом Бэконом и рваная с Пильняком.
Им не перед кем выделываться, не перед кем отвечать.
Люди - они ж как буквы. В корзину или в печать.
______________________________________
Как-то само собой сразу же вспоминается: «Гоголь переоделся Пушкиным, пришел к Пушкину и позвонил. Пушкин открыл ему и кричит: «Смотри, Арина Родионовна, я пришел!» А вообще текст вымученный, длинный, претендующий на какую-то высосанную из пальцы философию…
38. Ирина Пахомова Викторова "Карусель"
http://www.stihi.ru/2015/06/29/9336
Я раскрутила карусель
В московском дворике,
Где листопадная метель,
Из листьев коврики.
Где разноцветные шатры
Рябино-клёновых.
И где лекарство от хандры -
Побыть влюбленными.
Затеял дождь свою игру:
Идёт - щекочется,
Прогнал котов и детвору,
Шуршит в песочнице.
Я раскрутила карусель,
Двор вихрем кружится,
Лечу в небесную купель,
А небо - в лужицу.
______________________________________
Вроде бы написано просто, без претензий и прикрас, но в стихе есть какая-то трогательная искренность, влекущая к себе женская, точнее, девичья интонация. В психологии есть такое понятие – эмпатия. Это когда состояние одного передается, воспринимается кем-то другим. И тут в душе читателя тоже возникает состояние лирической героини стиха, к которой уже влечет, к которой уже хочется бежать. И перед твоими глазами уже этот двор с каруселью, осенняя круговерть листопада… В ШОРТ-ЛИСТ.
39. Валерий Поланд "Большая Медведица"
http://www.stihi.ru/2017/03/05/4162
Остаётся надеяться -
ото сна убегу -
и Большую Медведицу
погулять поведу.
На невидимой ниточке
будем только вдвоём,
все небесные вытачки
незаметно пройдём.
Нагулявшись - расстанемся,
разойдёмся без сил,
и понять лишь останется,
кто кого приручил?
______________________________________
Забавный детский стишок, кажется, написанный за 5 минут на коленке. Хотя в последних двух строках неожиданно возникает налет какой-то философичности.
40. Дмитрий Плахов "die Luft"
http://www.stihi.ru/2016/10/15/1462
выпуская закрылки и прочие элероны
mon petit colonel мой похотливый кролик
в междуречии сены соммы луары роны
кавалер королевской крови
целовал изабели соски что пунцово-алы
разрывал батист по паркету стучали стразы
а теперь фон клейст попер осушив каналы
и фон клюге пускает газы
Messerschmitt возьму а не хлипкую этажерку
под капотом табун BMW или Daimler Chrysler
принимай баронесса сакральную эту жертву
фон барона в красном
антуан винсент отрывай лонжерон от грунта
от винта zuruck и vergeblich сюда приперся
зиговали шутя не чурались и зай гезунда
пели wessel horstа
но зачем [спрошу] легче воздуха невесомы
отбомбились вслепую на голую грудь матроны
в междуречии сены роны луары соммы
а еще гаронны
______________________________________
Половины слов я тут не понял. А строчку «Отбомбились вслепую на голую грудь матроны» не понял целиком. При всей моей любви к обнаженной женской груди:
http://www.stihi.ru/2015/01/17/6609
.
41. Александр Крупинин "Дым"
http://www.stihi.ru/2017/03/22/12462
Налей мне, Марта, супа буйабес,
Я долгий свой рассказ начну сначала.
Ненастным днём на озере Лох Несс
Сижу, закинув удочку с причала,
И вот ко мне чудовище плывёт,
И говорит на гэльском диалекте:
"Ты для чего торчишь тут, идиот,
Как лысый вождь на Ленинском проспекте?
Здесь рыбы нет. Я съел её (ням-ням),
Теперь последних доедаю крабов.
Закончу и пойду по деревням
Ловить заезжих негров и арабов".
А где-то на другом краю земли
Известный керосинщик дядя Миша
Скупает оптом рыбьи пузыри
В шикарных магазинах Могадишо.
За ним бегут китаец и еврей,
Бежит барбос с разинутою пастью.
Все верят, что из рыбьих пузырей
Построит дядя генератор счастья.
Глядят на дядю люди всей Земли:
Китайцы, россияне, эскимосы,
И даже представитель Сомали
Бежит за дядей маленьким барбосом.
Ему хозяин, может быть, принёс
Наполненные сочным мясом миски.
Куда ж ты мчишься, маленький барбос,
Лохматый, вороватый, сомалийский?
Всю ночь бегут до утренней зари
И просят счастья, счастья ради Бога!
Но поджигает дядя пузыри,
И дым стоит над Африканским Рогом,
И дым стоит над озером Лох Несс,
И вьётся дым над городом Парижем.
Барбос не ловит блох, не пьёт, не ест,
Чудовище скулит и берег лижет.
Оно не в силах выйти из воды.
А съедены все крабы и креветки.
И погибает из-за ерунды
Красавец-динозавр, большой и редкий.
______________________________________
Интересно, а много нашлось людей, сумевших прочитать это эпическое полотно в стиле «дяде Степы» целиком до конца? Лично я, осилив три строфы и увидев, что полотно тянется до конца экрана и не заканчивается, понял, что не желаю, не хочу, не буду читать эту то ли аллегорию, то ли детскую сказку, то ли басню.
42. Аюна Аюна "ловля стеклянных бабочек"
http://www.stihi.ru/2012/01/03/647
ловля
стеклянных бабочек
смертельно опасное занятие
когда луна отмоет ваши зрачки до белого
не плачьте
июльские дожди
смывают стеклянных бабочек
в нил и хуанхэ
вы где то посередине
в середине сентября
бабочки начинают
тихонько звенеть
все чаще вам начинают попадаться
прозрачные люди
вы приближаетесь к месту
главное не улыбаться
говорят что стеклянные бабочки
дети фонарей и витрин
не верьте
справа нил а слева хуанхе
и луна должна быть абсолютно
круглой
вертикальные мысли становятся прозрачными
горизонтальные мысли становятся прозрачными
между правым и левым
тропинка
когда ладони станут стеклянными
и ветер сердца утихнет
остановитесь
вы на месте
если стеклянные бабочки
никогда вам не пели
забудьте о них
они не существуют
______________________________________
Честно говоря, я не понял, что это – самодостаточный стих или пародия на всю так называемую современную поэзию? Многозначительность, философичность текста скорее форма, чем содержание, некая видимость, натянутая на пустоту. Автор увлекся, и текст выиграл… бы, если бы был не таким длинным. Состояние читателя меняется по мере продвижения от начала к концу. Сначала не понятно, потом интересно, а потом становится смешно. И это при том, что несколько строф можно выкинуть из текста и стих от этого только выиграет.
43. Юрий Октябрёв "Дождит"
http://www.stihi.ru/2017/04/02/11580
А за окном дождит, и ничего
не происходит нового в природе,
которой дела нет до одного
события, случившегося вроде,
а вроде и не сто;ящего быть
событием, достойным полуслова:
стоять, молчать и в форточку курить
давно и окончательно не ново.
И не нова преамбула любви
от «я люблю» до «завтра не свободна»,
она уже ничем не удивит,
ни шифром снов, ни сплином непогодным,
лишь полотенца розовый комок
дохнет в лицо твоим послушным телом,
да сухо щёлкнет челюстью замок,
переводя возможности в пределы.
Но даже если их не замечать,
взять с полки зонт и выбраться наружу –
там той же неизбежности печать
определяет форму каждой лужи,
и в строках дней – сплошной системный сбой
в давно уже наскучившем центоне,
и тот же дождь, приласканный тобой,
собачьим носом тычется в ладони.
______________________________________
Очень трогательный и волнующий читателя текст. Интересный образный ряд, передающий состояние лирического героя. Они расстались, но все вокруг напоминает ему о ней и даже комок полотенца дышит еще ее телом. Дождь и сумрак в его душе рифмуются с дождем на улице, с лужами, погодным сплином. К сожалению, текст не очень ровный и кое-где автор скатывается в заурядную графоманию. Например, «И не нова преамбула любви», «переводя возможности в пределы», «там той же неизбежности печать//определяет форму каждой лужи...» Но есть и очень интересные строки. А последние две строки – « и тот же дождь, приласканный тобой, собачьим носом тычется в ладони» - вызывают восторг и восхищение. В ШОРТ-ЛИСТ.
44. Полина Синёва "Что стоишь боишься..."
http://www.stihi.ru/2016/09/17/10532
Что стоишь боишься тварей сиих несметных?
Вышел прогуляться и был таков.
Сколько раз ты сам успел поработать смертью -
для улиток, ящериц, пауков,
муравьев, тараканов, мышей, лягушек,
бабочек, ос, стрекоз, червяков,
сороконожек, гусениц, мух и мушек,
черных жуков и зеленых еще жуков,
и вот этих – с треугольными крылышками, помнишь, такие странные,
через год весной искали – и не нашли.
Всех моллюсков на дне бывшего океана.
Всех личинок в толще сырой земли.
Всех вот этих членистоногих, хитиновых, теплокровных,
кистеперых, хордовых, простейших, совсем простых,
ископаемых, подобных и бесподобных,
полосатых, усатых, пернатых, лесных, морских.
Траншею копали на той неделе -
рыбий нашли скелет.
В сущности, всех нас когда-то съели,
а теперь опять затащили на этот свет.
А еще про моль мы с тобой забыли,
и еще забыли про комаров.
Так что не плачь – все мы когда-то жили,
и будь здоров.
______________________________________
Вспоминается Высоцкий с его «Хорошую религию придумали Индусы, что, отдав концы, не умираем насовсем». Но у него это как-то веселее и занятнее, а здесь просто какая-то зоологическая энциклопедия получилась с муравьями, тараканами, мышами, лягушками…
ШОРТ-ЛИСТ:
2. Липа Липовая (Виктория Смагина) "беспочвенно врастают иногда"
http://www.stihi.ru/2016/08/27/3803
3. Катя Солдатенко "около нуля"
http://www.stihi.ru/2017/02/26/11434
5. Владимир Сорочкин "Касаясь лица"
http://www.stihi.ru/2017/02/02/2
14. Сибирский Волк "Душа, щелкунчик, разгрызёт орех"
http://www.stihi.ru/2017/03/06/11023
23. Анна Харланова "Письмо из Вологды"
http://www.stihi.ru/2017/03/17/2597
24. Александра Герасимова "встань затемно"
http://www.stihi.ru/2017/02/14/6710
25. Зиновий Антонов "не можется любить так хоть полайкай"
http://www.stihi.ru/2017/03/25/6694
34. Дмитрий Ревский (Rewsky) "Оглядываясь"
http://www.stihi.ru/2017/03/31/12302
38. Ирина Пахомова Викторова "Карусель"
http://www.stihi.ru/2015/06/29/9336
43. Юрий Октябрёв "Дождит"
http://www.stihi.ru/2017/04/02/11580
Свидетельство о публикации №117060210760
Нет, на полное прочтение обзора у меня терпения не хватило. Но то, что прочитала, реально порадовало искренностью и непредвзятостью.
Клавдия Смирягина Дмитриева 07.06.2017 10:15 Заявить о нарушении