Нико Самадашвили. Последние христиане. Бетания
Склоны А'лгети заскорузлые;
просеки, на паршу похожие;
горы в дыму цветного кружева;
стадо овец вблизи подножия.
Скалы всосали слизь овражную,
лёгким стало дышать свободнее,
вскрылась земля — и церковь с башнею
словно исторгла преисподняя.
Мы спустились — стоит Бетания
к нам спиной, за лесными кронами.
Видит Бог — грехам непричастные, —
мы и к ограде не притронулись.
В речке бурливой мы увидели
слёзы ребенка в час заклания
и пошли от этой обители
почему-то в скорбном молчании.
Виде'ние
Здесь стоит поселянин на пашне,
встретив неделю с первой пташкою.
Вижу я, как пощечину Лаше
Джелал ад-Дин дает с оттяжкою.
Здесь и царица сердце открыла,
кудри украсив лентой ша'ири;
здесь копытами вырыл могилу
сельский табун — мёртвому пастырю.
Кожу на храме разъело время,
и снаружи видны светильники.
Шесть грузин, поистративших веру,
здесь взялись утешать Спасителя.
Мольба
В жертву меня принесла б ты, мама:
я наклонюсь — ты ударь получше.
Может, оплачет меня у храма.
капля холодная черной тучи.
Маме сказали б спасибо ветры,
Бог, меня спутав с церковной мышью,
кровь мою, словно вино, в квеври,
влил бы, закупорив глиной крышку.
Поле молитвы
Пламя свечи падает на' стену:
видно — ублюдок святым не нужен.
Что же теперь с про'клятым станется,
если дорогу размоют лужи?
Ствол самшита сожжен крапивою,
странник в скульптуре стоит понуро,
в лоне храма сидит, поскрипывая,
некий зодчий без архитектуры.
Нищий, словно паук таинственный, —
адская грязь, гнилые скрижали, —
ставший не сказкой и не истиной,
стало быть, птицы его склевали.
Предание
Падали ниц язычники даже
в День Святого Георгия вроде,
но, смотря на распятие наше,
нас и клеймили: дескать, уроды!
Звонница мрачной стояла вечно,
сор с колоколов слетал исправно.
Светицховели нес на заплечье
влитую в серый кувшин Арагви.
Кости усопших в лужах гробницы
гнили, подобно срубленным веткам,
чуть в стороне ютилась мякинница,
тёрн кое-где и можжевельник.
Возвращение
Чуть видна тропка по-над холмами,
чувство погасло, душа экстаза;
издали выл, разъярен образами,
бешеный волк ущелья Варази.
Тягостно в сердце плодить лукавство,
всех чаровать несносным зеваньем.
Храм покидали, не вздумав каяться,
мы — последние христиане.
1-3 апреля 2017
Примечания. Бетания — сохранившийся православный монастырь 12 века в 16 км от Тбилиси (Грузия). А'лгети — река в южной части Грузии, приток Куры. Лаша — Георгий IV Лаша (1191-1223) — царь Грузии (1213-1223) из династии Багратионов, сын царицы Тамары и Давида Сослани. В переводе с абхазского «Лаша» означает «светоч», «светлый». Джалал ад-Дин — либо Ала ад-Дин Мухаммед II (1169-1220) — шах Хорезма в 1200-1220 гг.; либо его сын — Джелал ад-Дин Манкбурны или Джелал ад-Дин Менгуберди (1199-1231) — последний хорезмшах (с 1220 года). На какой исторический эпизод, связанный с пощечиной, указывает Н.Самадашвили, установить не удалось. Ша'ири (шаи'ри) — форма классического стиха в грузинской поэзии. Этим стихом написан «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели. Квеври — глиняные врытые в землю сосуды, в которых делалось и хранилось вино. Светицховели — православный храм 11 века в Мцхете (Грузия). Мякинница — сарай для мелкого корма, соломы и обмолотков.
Свидетельство о публикации №117060210325
Ирина Санадзе 19.07.2018 15:57 Заявить о нарушении