Людовик Святой

Французский король Людовик IX Святой вошел в мировую историю как справедливый и мудрый правитель. Благодаря ему Франция пережила духовный расцвет, которого до этого не видело ни одно европейское государство. Все это подарило монарху уважение народа, его любовь и признание.
По законам, принятым этим королем, Франция жила едва ли не несколько столетий. Во всяком случае, до тех пор, пока династию Капетингов не сменила на французском троне династия Валуа.
И даже сегодня память о нем по-прежнему живет в сердцах французов.

Людовик IX родился в апреле 1214 года в Пруссии. Его отцом был наследник французского престола, будущий Людовик VIII, а матерью - Бланка Кастильская. С юных лет мать занималась духовным воспитанием сына, так как сама была ревностной христианкой.
Бланка Кастильская была дочерью Альфонса VIII Кастильского и Элинор Английской. В 1200 году в двенадцатилетнем возрасте она вышла замуж за Людовика, старшего сына и наследника Филиппа Августа. Брак их был заключен в надежде на скорое восстановление мира между французским и английским королями, но этого, увы, не случилось.
За это брак стоит благодарить великолепную Алиенору Аквитанскую, которой было около восьмидесяти лет, когда она пересекла Пиренеи с целью привезти супругу наследнику французского престола. Бланка, как выяснилось позже, много унаследовала от своей прославленной бабки.
Исторические летописи и книги о Людовике Святом уверяют нас в том, что юный монарх был одаренным учеником. Его преподаватели даже удивлялись тому, как быстро он осваивал новые навыки и знания. Этот факт сильно радовал отца Людовика, который возлагал на своего наследника большие надежды.
Родители Людовика искренне любили друг друга. Бланка родила мужу 11 или 12 детей, трое или четверо из которых умерло в младенчестве. Их старший сын Филипп умер в десять лет в 1218 году, Жан умер в 1227 в семь лет, Филипп Дагоберт – в 1235 году тринадцатилетним подростком. В живых остались Людовик и родившиеся после него Роберт, Альфонс, Изабелла и Карл.
Людовик VIII взошел на престол Франции. В своем правлении он придерживался стратегии отца, то бишь старался укрепить границы страны и подавить восстания, поднятые английскими вассалами. Увы, сделать это было непросто из-за того, что враги образовали прочный союз. Поэтому единственным выходом был Крестовый поход, способный сплотить вокруг короля французскую аристократию.
Эта авантюра для Людовика VIII обернулась полной катастрофой. Находясь на землях мусульман, он подхватил дизентерию, которую так и не смог превозмочь. В октябре 1226 года король умер, передав правление страной своему сыну Людовику IX.
После безвременной кончины своего супруга в 1226 году во время похода против альбигойцев Бланка стала наставницей двенадцатилетнего сына, будущего Людовика Святого, и регентшей королевства. Быть может, не без волеизъявления на смертном одре Людовика VIII, но в тексте завещания это не было указано.
Из-за этого во Франции начались междоусобные распри, повергшие страну в кратковременный хаос. Хорошо, что Бланка Кастильская была волевой женщиной и быстро подавила всех неугодных ей претендентов. Более того, проявив невиданную мудрость и расчетливость, она смогла выиграть две войны: первую - с альбигойцами, вторую – с англичанами. Это позволило привести Францию к миру, тем самым подготовив благодатную почву для правления ее сына.
В эти трудные годы между матерью и сыном возникла искренняя и глубокая привязанность. Уже после смерти Людовика VIII она отправилась вместе с мальчиком в утомительное и рискованное путешествие в Реймс на церемонию коронации – на одной из миниатюр начала XIV века они запечатлены едущими в повозке. Людовик сохранил воспоминания о том, как они с матерью укрывались в замке Монлери, пока вооруженные парижане не прибыли за ними и не сопроводили до самой столицы, куда они прибыли под приветственные крики народа, обступавшего их на всем пути.
Узы, порожденные таким воспоминанием, нерасторжимы. Они упрочили признание того воспитание, которое Бланка давала сыну. Поэтому практика управления королевством матерью в полном согласии с сыном не вызывала возражений.
Таково начало единственной и уникальной в анналах Франции истории, истории любви короля и его матери. Истории матери, продолжавшей править и по достижении сыном совершеннолетия.
Вскоре после коронации против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. Благодаря дипломатическим талантам королевы Бланки, большой войны удалось избежать.
Большую часть ранних невзгод Людовик Святой превозмог благодаря поддержке своей матери. Из-за этого многие дворяне долгое время не видели в нем настоящего полководца, способного управлять не только добрым словом, но и грозным кулаком. Все переменилось в тот момент, когда на французские земли вторгся английский король Генрих III в надежде вернуть некогда потерянные графства.
Людовик IX не только молниеносно собрал войска, но и выбрал тактически верную стратегию боя. Благодаря этому он одержал безукоризненную победу над врагом при Тальебуре в 1242 году. При этом французский король остался милостив к проигравшей стороне. Он издал указ, позволяющий англичанам спокойно уйти домой. Более того, чуть позже он вернул Генриху III часть захваченных земель, руководствуясь своими христианскими побуждениями.
В частности, Людовик отказался от любимой мечты французских королей — овладеть Аквитанией, и вопреки мнению своих советников, уступил Генриху часть провинций, отнятых у Англии ещё при Филиппе-Августе. Бланка поддержала сына.
В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.
Однако внешнеполитическое спокойствие было нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом.
Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.
Разумеется, в 1234 году, достигнув двадцатилетнего возраста и женившись, Людовик стал полноправным королем Франции, но имя матери все равно присутствовало на многих официальных актах. Во главе Франции 1226 и 1252 годами стоят «король Людовик и королева Бланка». В этом дуэте сошлись два одинаково сильных характера, два ума, радеющих о благе королевства.
Людовик Святой вырос мудрым правителем. Все свои решения он тщательно взвешивал и никогда не шел на поводу своих желаний. Это позволило ему заручиться благосклонностью своих вассалов, которые видели в нем достойного лидера, не желающего их ставить на колени. Наверное, именно поэтому Людовик IX один из немногих королей, за чьей спиной не плели придворные интриги.
Следует заметить, что духовное воспитание матери хорошо укоренилось в сознании юноши. Он строго придерживался святых заповедей, а также проповедовал их. Чистота и нравственность для Людовика IX были на первом месте. И это было видно во всем: его деяниях, изданных указах и наставлениях. Позже его мать признается, что ей лучше узнать о смерти сына, чем о совершенном им грехе.
И тем не менее Людовик Святой не был аскетом или затворником. Молодой король, как и большинство французских аристократов, любил изысканную одежду. Он обожал примерять новые наряды, демонстрируя всем наличие вкуса. Еще одной слабостью монарха были кони. Поговаривают, что в его конюшне находились лучшие скакуны в стране, чья стоимость с лихвой превышала годовой бюджет придворного чиновника.
Как говорилось ранее, мать имела сильно влияние на Людовика IX. Поэтому неудивительно, что именно она решила найти достойную партию для своего сына. После долгих размышлений ее выбор пал на Маргариту Прованскую – дочь Реймунда Беренгера IV. Данный союз был политически выгоден для обеих сторон, так как был гарантом мира между Францией и графством Прованс.
Единственным препятствием было родство Людовика и Маргариты. Но данную проблему Бланка Кастильская обошла благодаря своим связям с папой Григорием IX. В январе 1234 года он выдал особый документ, подтверждающий законность и чистоту этого брака. И спустя пять месяцев Людовик Святой и Маргарита Прованская обвенчались.
Редчайший случай в королевских домах Европы: политический брак обернулся браком по взаимной и глубокой любви. Супруги стремились как можно чаще оставаться наедине, что сильно задевало королеву-мать, привыкшую к единоличному праву на внимание сына. Тем не менее, у царственных супругов родилось одиннадцать детей.
Так что отношения свекрови и невестки были классическими: взаимное неприятие. К тому же королева Маргарита обладала не менее властным и сильным характером, чем королева Бланка.
Людовик IX с раннего детства хотел отправиться в Крестовый поход. Это было его мечтой, укрепленной непоколебимой верой в Бога. Поэтому, когда в 1244 году монарх слег от болезни, духовенство увидело в этом знак. Они решили, что исцеление придет к нему лишь после того, как Людовик Святой возглавит свое войско в седьмом Крестовом походе. И действительно, стоило королю принять посох паломника и получить благословение папы Римского, как недуг отступил.

Во время болезни жизнь Людовика была на волоске. Он потерял дар речи, но вдруг ожил и почти сразу же принес обет крестового похода. Об этом сообщили Бланке:
 «Как только королева мать услышала, что он вновь заговорил, она была вне себя от радости, а когда узнала, что он стал крестоносцем, как он сам о том поведал, то пре6далась такой скорби, как если бы увидела его мертвым».
Королева испытывала страх по двум причинам. Во-первых, это просто материнская любовь, и она этого не скрывала. Дано ли ей будет  вновь увидеть своего горячо любимого сына? В свои пятьдесят шесть лет (для Средневековья – возраст преклонный) она могла умереть в любой момент. Да и сам король – больной и страждущий человек, который мог не выдержать тягостей крестового похода.
Однако Людовик все-таки решил взять крест и стоял на своем. Бланка проявила свою энергию и умения. Она снова стала регентшей. 26 апреля 1248 года (Фомино воскресенье) накануне выступления в крестовый поход Людовик вместе с матерью открыл Сант-Шапель. В первый и последний раз они вдвоем участвовали в одной церемонии.
Весной 1253 года в Сайде Людовик узнал, что уже несколько месяцев назад (27 ноября 1252 года) его матери не стало. Он предался огромной скорби, которой многие были удивлены. Королева Маргарита скорбела тоже, но лишь в пределах пристойности.
Эта королева, как ранее ее бабушка и супруга Людовика VII Алиенора Аквитанская, уехала с мужем в опасный поход. Это был единственный способ избавиться от чрезмерной опеки свекрови. Ревность матери доходила до того, что она вмешивалась даже в интимную жизнь сына… Могла вломиться в покои молодых, следила за ними, всячески препятствуя супружескому долгу, мотивируя это грехом.
Уйти в крестовый поход с мужем — единственная возможность для мадам Маргариты побыть с ним наедине хотя бы иногда и не вздрагивать в самый интересный момент… Но постоянные военные советы, молитвы, пост и т. п. также не способствовали бурной супружеской жизни.
Можно представить себе, как нешуточно достала Бланка молодых дома, если они были рады и этим редким моментам уединения даже в суровых походных условиях. И вообще, оставаться один на один с суровой свекровью было страшно. Вдовствующая королева Бланка очень боялась потерять влияние на сына, поэтому не давала шанса «ночной кукушке перекуковать дневную».
Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.
К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной харизмы Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал.
Начало было удачным: христиане взяли Дамиетту и двинулись на Каир, где и начались неприятности. Возможная причина — в неумном командовании, так как армия крестоносцев действовала разрозненно. Потерпев поражение в крепости Мансур, брат короля Роберт Артуа, еще 300 рыцарей и примерно 80 тамплиеров погибли. Плюс французы еще и лишились провианта, перехваченного сарацинами, а в лагере начались эпидемии. Заболели многие, в том числе и сам монарх.
 С трудом удалось поправить его здоровье. Король, его другой брат Альфонс Пуату и многие сеньоры попали в плен. Есть сведения, что король мог спастись, однако отказался покидать боевых товарищей. А может, он предвидел, что его не убьют (слишком важный и знатный пленник) и он, находясь рядом, сможет повлиять на судьбу соратников?
 Людовик IX получил свободу, за которую пришлось отдать Дамиетту, и смог выкупить своего брата Альфонса за огромную сумму денег, которые дала королева Маргарита, оставленная в Дамиетте ждать мужа. Вернулся монарх домой, во Францию, в 1254 г., где его встретили… как триумфатора. Ничего другого французский народ просто не мог себе вообразить в отношении обожаемого монарха.
Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.
Влияние церкви при Людовике Святом лишь усилилось, хотя куда уж еще. Как известно, король отличался редкой набожностью, настолько редкой, что она граничила с фанатизмом.
Книга о деяниях Людовика Святого, написанная его современником, рассказывает нам о том, каких именно успехов добился король в управлении своей страной. Историки считают, что наибольшей его заслугой является модернизация системы суда. Так, он издал свод норм и законов, которые распространялись на всех его подданных, будь то аристократы или простолюдины.
Помимо этого, французы наконец-то получили возможность обжаловать любое решение местного суда, подав апелляцию в королевский суд. Также они могли попросить юридической помощи у адвокатов или пэров. Благодаря этому простой народ еще больше полюбил своего короля, а аристократия начала неустанно твердить о его мудрости и благоразумии.
Сохранился рассказ о том, как Людовик после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы всех. При Людовике судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Все отрасли администрации находились под зорким наблюдением Людовика.
Немаловажным изменением было внедрение системы превоте. Проще говоря, король разделил свою страну на 12 четко обозначенных округов. Это позволило разрешить все недопонимания, связанные с правом вассала на землю. К тому же Людовик Святой ввел единую государственную валюту, которая действовала на всей территории Франции.
За время правления Людовика IX на территории Франции был построен не один десяток церквей и монастырей. Именно он предложил проект собора в Реймсе, возвел монастырь Ройомон и так далее. Благодаря этому французы даже сегодня могут лицезреть архитектурные шедевры готического Средневековья.
Более того, даже за пределами его королевства есть святыни, посвященные мудрому королю. Например, в честь монарха был построен собор святого Людовика, что находится в Тунисе.
Заслуги мудрого короля были по достоинству оценены его современниками. В частности, в августе 1297 года папа Бонифаций VIII причислил монарха к лику святых. После этого король стал зваться святой Людовик Французский. Не менее лестно о нем отзываются и историки, считающие, что он подарил своей стране столь желанные спокойствие и мир.
Поэтому не удивительно, что в его честь воздвигнуто несколько соборов и памятников культуры. Например, даже в столице России Москве есть храм Святого Людовика, названный именем того самого великого французского правителя.
Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик - один из «трех великих Капетингов». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.
В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах.
В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.
В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.
Власть короля во Франции постепенно становилась все сильней. Вся государственная администрация полностью контролировалась монархом. Людовик делал верные шаги в направлении абсолютизма, расцвет которого в Европе будет позже.
После всех этих внутренних дел властитель Франции опять надумал идти в крестовый поход, восьмой по счету. Это уже было дело принципа. О мирном урегулировании межрелигиозных конфликтов Людовик даже не думал. Папа, конечно, дал добро, и в 1270 г. Людовик опять принял крест и его сыновья Тристан, Филипп и Петр, а также неутомимый брат Альфонс Пуату, брат Карл (король Сицилии) и много знатных вельмож со своими отрядами двинулись в путь.
На сей раз регентшей оставалась королева Маргарита, которую, как в свое время королеву Бланку, тоже мучили дурные предчувствия.
 В марте 1270 года многотысячное войско крестоносцев высаживается в Тунисе, ведомое своим королем. Однако Людовик, помня о своем поражении, решает не спешить с наступлением и подождать, покуда к нему не подтянутся остальные силы из материка.
Именно это решение впоследствии погубило французского короля. Большое скопление народа привело к вспышке моровой язвы, которая переросла в настоящую эпидемию. Первым умер сын короля Тристан, а вслед за ним 25 августа скончался и сам Людовик Святой  и еще несколько членов королевской семьи.
Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа "христианнейшего короля", титул которого его потомки носили много веков подряд.
СТОЛИЦА ФРАНЦИИ — «НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
Людовик Святой коллекционировал христианские святыни. Среди них — терновый венец и два фрагмента Креста; цепи, которыми Христос был прикован к столбу, и плат Вероники с нерукотворным ликом; камень Гроба Господня и копье сотника Лонгина; часть плащаницы и полотенце с Тайной вечери.
Изначально эти реликвии были православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе, а потом поступили в открытую продажу. Христианские ценности оказались «на рынке», когда Константинополь захватили рыцари Четвертого крестового похода. В 1203 году возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени как Людовик начал собирать свои сокровища, империя переживала кризис, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать христианские святыни.
Терновый венец он заложил венецианскому патрицию, а выкупить обратно его не смог — и в 1239 году Венеция продала это орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии стала большим христианским и политическим праздником. Благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.
Король стал охотиться за другими закладами разорившегося Балдуина II. Послы Людовика отправились в Сирию и выкупили у тамплиеров-ростовщиков несколько предметов, в том числе Крест Распятия. Третью партию приобрели непосредственно в Константинополе. К 1247 году Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян, — 22 предмета. В Париже их торжественно перекладывали на хранение в новые реликварии и мощевики — шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.
Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий, в ней хранились и другие святыни, например «ребро Марии Магдалины».
В капелле сохранился самый полный ансамбль витражных окон XIII века. За 800 лет витражи пострадали во время пожаров, революций и войн. В начале XIX века часть из них была снята, а в капелле разместился архивный склад. Фрагменты уцелевших окон хранятся в музеях Парижа, Лондона и Филадельфии.
Сокровища капеллы французские короли использовали, когда не хватало денег: например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы, а христианские реликвии — уничтожены. Из всего списка покупок Людовика сохранились только венец и фрагменты Креста (сегодня хранится в Нотр-Даме).

P.S. 3 марта 2017 – 4 июня 2017 в Музеях Московского Кремля откроется выставка, призванная познакомить российскую публику с величайшими достижениями французской средневековой культуры. Этот совместный выставочный проект Музеев Кремля и Центра Национальных Памятников (Франция) при поддержке Посольства Франции станет центральным событием перекрестного года культурного туризма России и Франции.


Рецензии
Спасибо, Светочка, за прекрасное очередное эссе в Вашей знаменитой коллекции публикаций об исторических личностях.

Сент-Шапель с его витражными окнами... Жаль, что сохранилось так мало из приобретений Людовиком.

А выставка состоялась? Удалось посетить её?

С нежностью и сердечностью всегда к Вам -

Наталья Шалле   28.06.2017 10:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька.
Выставка, конечно, состоялась, только я все еще практически не выхожу из дома. Да и то - в сопровождении.
С нежностью,

Светлана Бестужева-Лада   28.06.2017 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.