Практика написания логаэдов

Статья подготовлена по материалам конкурсного пакета 3-его Межпортального конкурса (12.05.17), где автор статьи имела честь работать в качестве члена жюри

Конкурсное задание: стихотворение в поэтической форме "Логаэд".
================================================

РИТА КРУГЛЯКОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-1. МИР ИЗНАЧАЛЬНЫЙ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Мир изначальный, душистый, древний
Так по-крестьянски смугл.
Солнце наклонится над деревней,
Выйдешь вдохнуть весну.

Вьется по лугу тропинка  лентой…
Словно, мальчишка, юн
Солнечный май.  Приграничье лета:
Шаг – и уже июнь:

Будут нестись облака на север,
И зацветет, румян,
Четырехлистный медовый клевер –
Розовый океан.

И, подчинясь травяному зову,
Смыслу, где суть проста,
Чинно по лугу пойдут коровы,
Как по волнам  суда.

Сыплются долу цветки акаций.
Кажется, что слышны
Отзвуки прежних  цивилизаций
В музыке тишины:

Здесь об утраченном нами рае -
На миллион веков - 
Звонкий рожок пастуха играет 
Песню Больших Лугов

Комментарии:

Строчный разностопный логаэд: 2 дактиль, 2 хорей и 1 дактиль, 1 хорей, 1 брахиколон ( односложный ритм)

100 100 10 10
100 10 1
100 100 00 10
100 10 1

Хорошая пейзажная лирика. Удачные строки: " Четырехлистный медовый клевер – розовый океан" или "И, подчинясь травяному зову, смыслу, где суть проста, чинно по лугу пойдут коровы, как по волнам  суда". Для оценки "пять" мне не хватило какой-то главной мысли стихов, а не  только красивого описания пейзажа.

=== === === === ===

LICIA. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-2. СВЯЗКА ПИСЕМ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Он пришёл однажды. Лил сильный дождь –
Барабанил в окна, что было сил.
Протекала крыша, в хозяйстве нож
Затупился вовсе. И он спросил –
Что могу я сделать? Хочу помочь.
Наколоть дрова, повязать снопы?
На порог почти опустилась ночь,
И водой к земле прибивало пыль.
– Ты, сынок, поешь, отдохни, вздремни,
Что же ты с дороги. Куда спешишь?
Календарь настенный разметил дни,
Под полами жалко пищала мышь.
Мы вдвоём в печи разожгли огонь.
Полкраюхи хлеба, пустые щи –
Вот и весь наш ужин. Он мне в ладонь
Положил конверт. – Я сюда спешил.
Я пришёл с войны, только дома нет.
Разворован сад, схоронили мать.
Торопился, ждал пять безумных лет,
Чтоб зайти во двор и её обнять.
Это был для всех самый страшный бой,
Командир велел написать родным.
Десять нас, бойцов – их несчётный рой.
Я из пекла выполз один живым.
Эту связку писем в сырой земле
Я нашёл случайно и их прочёл.
По домам друзей я иду теперь,
Им обязан жизнью, отдать свой долг.

Комментарии:

Ритм кажется мне неудачным по мелодии звучания и искусственно созданным: по сути это соединение в одной строке двух не связанных внутренней рифмой строк 3-х стопного хорея и 2-х стопного ямба:

00 10 10 / 01 01
00 10 10 / 01 01
00 10 10 / 01 01
00 10 10 / 01 01

Звучание рваное, что не оправдано ни содержанием, ни гармонией  мелодии, более того, рваный ритм мешает восприятию серьезной темы. Да и язык далек от поэтического - это рассказ в стихах, без образов, помогающих передаче настроения, есть только перечисление хода событий.  "По домам друзей я иду теперь, им обязан жизнью, отдать свой долг" - не удачная, разорванная  конструкция фразы.

=== === === === ===

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИХАЙЛОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-3. ВРЕМЯ МОЛЧАТЬ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3

Если уходит время любить и плакать,
Камни вокруг разбрасывать тоже поздно.
Молча в пустыне сфинксу присядь на лапу.
Или сядь на случайный поезд.

Будешь смотреть в окно, удивишься даже:
Яблоком красным солнце под утро зреет,
Но изменяет облик, взлетая дальше -
Желтокрылым горячим зверем.

Спросят, который час, улыбнёшься тихо.
Мол, по пейзажу судя, настанет вскоре
Время сшивать в один горизонт стихии,
Белопенное небо с морем.

Путь разделить захочешь - да с кем придётся.
Просто... молчать вдвоём веселей немного.
Или  дождаться вместе восхода солнца,
Навсегда, словно сфинкс, немого,

Если уходит время любить и плакать.

Комментарии:

Составной логаэд - где в первых трех строках катрена имеем строчный логаэд: 1-дактиль, 1-хорей, 1- дактиль, 2-хорей
а последняя строка строфы укорочена - пропущена первая стопа (1-дактиль). Именно она (на мой взгляд) ритмику стихов скорее портит, чем что-то привносит, излишне усложняет мелодию звучания:
100 10 100 10 10
100 10 100 10 10
100 10 100 10 10
       10 100 10 10

По подбору слов: не совсем удачно в первой строфе использование однокоренных глаголов "присядь на лапу или сядь на поезд". Не радует использование поучающей  формы 2 лица: "будешь смотреть... разделить захочешь" и т.п.

А еще - за сложностью ритма пропало содержание. Ощущение, что стихи нас чему-то поучают под ритмику ходьбы, а что именно нам сообщают - расплывается в тумане. Красиво, но мутно, почти ни о чем.

=== === === === ===

АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЁВ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-4. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ СОНЕТ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Весна рули;т. Бенефис апреля.
Вострю перо. Почему бы нет?
Рифмую: мне ли, капели, пели…
Куплет? Сонет? Или логаэд?
Остатки жухлой листвы сопрели
Под снежным пледом, а вместо них
Тугие почки - привет апреля.
Куда девать их? Приладим в стих.

Луч солнца – хвать, и в строку немедля
Вживляю лучик. Не лыко, чай!
Такие перлы обычно не для
Того, чтоб слепо не замечать.

Тем больше мыслей, «чем дальше в лес».
Сонет - не вместит. Удвоим вес:
******
Мне здесь не нравится укорот.
Сонет исполним наоборот.

Шекспир, Петрарка – я им не ровня.
Сонеты – узкая колея.
А краткость - чья-то сестра? Не помню.
Но точно чувствую – не моя.

Бурлит апрель! Лейтмотив шашлычный
Ну так и просится на язык.
Мангал, дровишки – сюжет отличный.
В строку! Рифмую: «пикник-шашлык».

Зима сдаётся. Апрель, с победой!
В объём сонета поэт не влез.
Про муки творчества вам поведал?
Итог – вторичен. Важней - процесс.

Комментарии:

Красивый строчный логаэд 2-ямб, 1-анапест, 1 -ямб с чередованием женских и мужских окончаний в катрене. Звучит легко, содержанию не мешает.
01 01 001 01 0
01 01 001 01
01 01 001 01 0
01 01 001 01

Исключение - строфа 4, где вдруг изменился порядок рифм (все мужские), а  во 2 строке еще и порядок вида стоп(1-ямб, 1-анапест, 2-ямб):

Тем больше мыслей, «чем дальше в лес».
Сонет - не вместит. Удвоим вес:
....Мне здесь не нравится укорот.
Сонет исполним наоборот.
01 01 001 01
01 001 01 01
01 01 000 01
01 01 000 01
но, если приглядеться к форме, то начинаешь понимать, что здесь не катрен, а место  соединения двух сонетов, прямого и обратного, и данную строфу можно рассматривать как стык двух код - последней и первой коды двух сонетов, а не как отдельный катрен. Звучит этот "стык" плохо, но решение интересное, стихи заслуживает высокой оценки.

А по содержанию - неплохо: легкий жанр, где все иронично, есть логика изложения. Точный и не бедный подбор слов,  стиль речи адекватен жанру.

=== === === === ===

ОЛЬГА НЕМЕЖИКОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-5. НЕ ВСПОМИНАТЬ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2

«...не вспоминать гордый изгиб линий?
Солнце взойдёт, снова взорвёт горы.
Молча шагну в пряжу мотков синих
Лодок и волн, губ и чулок... Скорый

Поезд пошёл — мерно назад. Цепи...
Видимо, рук. Не оскверняй ложью.   
Только теперь знаю себе цену.
Ты научил: здесь убивать можно...»

Горы стоят. Море шумит. Ветер
Мутит джаз бэнд, медленно льёт стоны.
Стёртый конверт, старый, как век, клейстер.
Мастер антрэ, белый, как лунь, клоун.

Комментарии:

Строчный логаэд из странного чередования стоп хорея и ямба (пяти стоп, с концовкой на хорей), который, как это ни удивительно, звучит очень неплохо:
00 01 10 01 10
10 01 10 01 10
10 01 10 01 10
10 01 10 01 10

С содержанием хуже. Логика в построении предложений есть,  и даже красиво написано, но общего смысла (темы, сюжета, мысли) стихотворения я не уловила. И это очень сильно огорчает. Не люблю стихов ни о чем, даже если они красивы и необычны.

=== === === === ===

АЛЛА РАЙЦ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-6. ЕГО ЗОВУ ВЕТЕР

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

– Не смотри восхищенным взглядом,
Не дари жемчуга и лалы*,
Говорят, нам недолго рядом,
Нашептали: готовишь алый

Жар-костёр под босые ножки,
Под рогожу супружьей схимы;
Занесёшь надо мною вожжи,
Изгоняя из мест родимых...
   
Так Марена* вела беседу с дорогим ненаглядным Ветром,
А сама, отдаляя беды, увивала снегами кедры.
   
– Разлюбезная ты, Морока, –
Отвечал ей родимый нежно, –
Наболтала про то сорока
Небылицы! – и обнял спешно,
Улыбнулся, и снежны шали
На небесные кинул окна,
Чтоб не видела, как дышали
За окошками знаки, сроки...
   
Ну, зачем открывать невесте, что четырежды в год женат он,
Знал, что сбудутся злые вести – отбивают сезоны такты.
   
Сотни Вёсен и Лет он бросил.
Срок придет – подожжёт Марену!
Из-за той, что зовётся Осень,
Остановится лишь на время...
Свет и тени в палитре хроник,
И рисует он в круге вечном,
Как любимых своих хоронит
И встречает их в подвенечном.
   
*лал – драгоценный камень кроваво-красного цвета (рубин или гранат)
*Марена, Морока – имена зимы

Комментарии:

Часто используемый строчный логаэд:  2-анапест,1- ямб с женскими рифменными окончаниями,  который прекрасно звучит.

001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0
001 001 01 0

Интересно - поэтическим языком - задуман и исполнен сюжет о ветре и временах года, где все стихии  олицетворены и имеют свой характер, проявляют чувства. Есть элементы фольклора - обращение к языческим именам стихий.

" Свет и тени в палитре хроник,
И рисует он в круге вечном,
Как любимых своих хоронит
И встречает их в подвенечном".

Удачные стихи!
=== === === === ===

БЛОНДИНКО ЧО. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-7. SPARTACUS, MORITURI TE SALUTANT!

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Ликует в Капуе люд свободный. Ты смотришь снизу, но – свысока!
Не на щите унесут сегодня – пока есть меч и тверда рука.
Команда «в бой!» прозвучит гортанно. Она усмешку с лица сотрёт.
Вскипает ярость от первой раны, а в ненавидящем сердце – лёд.
Адреналином стегнёт по венам, и пусть твою и чужую кровь
Проглотит жадно песок арены. А завтра «зрелища» будут вновь.
Ты вместе с потом смахнул усталость, жалеть врага – для бойца табу.
Бодрят чертовски атаки галла, трезубец с сетью и рёв трибун.
Смерть – на арене под крики «Мortem!», у ног ланисты ли – суть одна.
Все мысли лишь о кровавом «спорте», но память корчится в жутких снах:
Вождём фракийским ты был когда-то, а стал любимчиком, вхожим в дом.
Формально – кладом для Батиата, по факту – жалким его рабом.
Клеймо неволи в публичном фарсе позорной меткой горит и жжёт –
Не убивать бы во славу Марса, из сердца вырвать проклятый гнёт!

Глоток свободы так иллюзорен. Каких «сюрпризов» Фортуны ждёшь?
Печати смерти на приговоре? Готовься к бою, бесстрашный вождь!
Девиз «Последний пусть станет первым» исторгли глотки в последний раз –
И снова Марсу умножил жертвы жестокий консул Лициний Красс.
Твой опыт был для других бесценен. И пусть ты в смерти нашёл покой –
Альтернативой: ошейник, цепи и вечный гладиус под  рукой…
morituri te salutant! –  идущие на смерть приветствуют тебя! (из традиционного приветствия гладиаторов, латынь)
Мortem – смерть (латынь)
ланиста – хозяин гладиаторов. В Капуе хозяином Спартака был Лентул Батиат

Комментарии:

Стихи записаны сдвоенными строками, но по структуре - это катрены, составленные строчным логаэдом 2-ямб, 1-анапест, 1 ямб с чередованием мужских и женских окончаний:

"Ликует в Капуе люд свободный.
Ты смотришь снизу, но – свысока!
Не на щите унесут сегодня –
пока есть меч и тверда рука".

01 01 001 01 0
01 01 000 01
00 01 001 01 0
01 01 001 01

В ритмику вкраплены безударные стопы 00 или 000 бессистемно, что не беда, но и не идеально по исполнению. Стихи довольно затянуты, велики по  объёму,  что также не в плюс им.

По содержанию - рифмованный рассказ на историческую тему. Запомнилась удачная концовка: " Твой опыт был для других бесценен. И пусть ты в смерти нашёл покой – альтернативой: ошейник, цепи и вечный гладиус под  рукой…", остальное - изложено хорошо, но особо (если рассматривать их как поэзию, а не только как рассказ) не производит впечатления, к сожалению...

=== === === === ===

ЛОЛА_УВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-8. ЗЕРКАЛО

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Он не вернётся! Зеркало корчит рожи.
Это проходит, девочка, не дури.
Я понимаю – если порезать кожу,
кажется, будто меньше болит внутри.

Только, поверь мне, ранами на запястьях
не завершится глупая канитель.
Раньше взлетала, думая: "Не упасть бы!"
Позже привыкнешь: "Только бы не взлететь..."
Не превращаться в птицу, не биться оземь,
не рассекать ни вены, ни неба синь.
Не изъясняться рифмой. Не плакать прозой.
И ни о ком вселенную не просить.

Он не вернётся? Да и не больно надо.
Зеркало не изменится ни на миг.
Смотришь бесстрастно, как в филиале ада –
там, в зазеркалье – прячется твой двойник.
Это не больно, это вполне привычно,
и, если честно, вряд ли случится "вдруг".
Вновь лихорадит рифмой? Опять о личном?
Знаю. Бывает. Это пройдёт к утру.
Если чертовски рано, безбожно поздно
выросли крылья – долго ли до беды?..
Взлёты, паденья… Лучше красиво ползать.
Он не вернётся, но у тебя есть ты.

Память о нём и ниточки старых шрамов –
повод озвучить зеркалу и себе:
"Просто тогда мы встретились слишком рано! "
Просто – у вас не сложится и теперь.
Помнишь свои обеты? Короткий список:
• спать
• не ходить по краю
• не есть с ножа
• не подпускать к себе никого так близко

Если бы хоть один удалось сдержать...

Комментарии:

Строчный логаэд 1-дактиль, 1 хорей, 1 дактиль, 2-хорей с чередованием мужских и женских рифм в катрене.

100 10 100 10 10
100 10 100 00 1
100 10 100 10 10
100 10 100 10 1

Ритмика удачно вписана в настроение содержания.

По содержанию - очень интересный сюжет, где есть умные рассуждения, жаль только, поданные отстраненно - во 2 лице, в форме советов со стороны (ты, помнишь, привыкнешь... и т.п.), Даже если персонаж здесь  пишет сам о себе, то те же самые мысли и выводы звучали бы сильнее  и проникновеннее, если бы были написаны от 1 лица. А в целом стихи понравились.

=== === === === ===

КОРОВЁНКОВ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-9. ГОРОД-СОН

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Запахи хлеба и солода.
Дымок из труб.
Сонные улочки города.
Речушка. Клуб.

Дремлющий, но не заброшенный,
Не город — сон.
Пылью веков припорошенный,
Песком времён.

Здесь оптимисты и нытики
В одном равны:
Всем до глобальной политики,
Что до луны.

Но обиход обывателей
С каких уж пор
Радиотелевещателей
Взрывает хор.

Как от зевак на пожарище
Отбою нет!
Люди живут. И пока ещё
Не кончен свет.

В чём согрешили — покаялись,
А страхи — чушь:
Не забредёт апокалипсис
В такую глушь.

Здесь до столичного блеска ли?
Не тот размах...
И у прохожих вселенская
Печаль в глазах.

Комментарии:

Строфный,  разностопный логаэд из чередования строк  противоположного звучания - 3-х стопного  дактиля и 2-х стопного ямба
100 100 100
01 01
100 100 100
01 01
создают рубленую ритмику, более подходящую для воззваний, публичных выступлений, написанных  стихами. А содержание данных стихов, хоть и затрагивает  гражданскую тему, но данные стихи  скорее повествование, чем призыв, в них есть элементы лирики, размышлений и описаний:

"Дремлющий, но не заброшенный,
Не город — сон.
Пылью веков припорошенный,
Песком времён".

Или: " И у прохожих вселенская
Печаль в глазах"

То есть, выбранный ритм имеет несколько иное настроение, чем выбранное содержание. А содержание мне понравилось - есть логика изложения.

=== === === === ===

КСЕНИЯ ГРИГОРОВИЧ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-10. МИГ НЕВОЗВРАТА

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

«Где полетите?» - «В общем-то, всё  равно!»
Принтер стрекочет,  будто отряд сверчат…
…Место шестнадцать. Милый сюрприз – окно.
Я – ледяная: ты запретил скучать…

 «Вы пристегнулись?» - Взгляд стюардессы строг.
Шарю руками -  нужно найти ремни.
Щёлкает пряжка – время  взвело  курок.
Виза закрыта.  Душу  хотя б  верни.

Сердце трепещет. Слабенькой нитью – пульс.
Вырулил лайнер мягким балетным  па.
Стисну в ладошках капли жемчужных бус…
Мне б отключиться и попытаться спать…

В рамке овальной – милый  волшебник-май
Кружевом яблонь, будто платком, махнёт...
Лайнер в разбеге – может, ракета в рай?
Сердце – с тобою. Миг невозврата – взлёт.

Комментарии:

Строчный  логаэд: 1  дактиль, 1 хорей и 1 дактиль, 1 хорей, 1 брахиколон ( односложная стопа)
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1
100 10 100 10 1

такая ритмика- ударная на первых слогах и становящаяся все более короткой в размере стоп к концу строки годится для рэпа, для произнесения воззваний, призывов, маршей и настраивает на нечто уверенное, раз навсегда решенное для себя, энергичное и использующее фразы типа: " Щёлкает пряжка – время  взвело  курок" или " Миг невозврата – взлёт". Эти напряженные и решительные нотки есть в сюжете стихотворения, где хоть и  типичная лирика, но присутствует накал чувств и настроение решимости. То есть, ритмика на содержание здесь работает успешно.

=== === === === ===

ТЕНЬ_ВЕТРА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-11. КОРОВКИ БОЖЬИ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

Всё сходит с лапок коровкам божьим – милы, полезны на первый взгляд.
Пред ними всякий паук ничтожен, когда не вправе исторгнуть яд.
Им пофиг звери, им пофиг птицы, не страшен ад, что само собой.
Была бы зелень, чтоб ей молиться, а после вдоволь наесться тлёй,

переварить и слететься в стаи, и делать вид, что полны идей,
как увеличивать урожаи для насекомых страны своей.
Коровкам хочется всяких зрелищ: чем больше крови, тем ярче сны,
к примеру, как муравьи сгорели в полях соседних в сезон войны;

как жил солдатик, до дури честен, за правду-матку в толпе зевак
не в то он время, не в том он месте подставил голову под башмак;
как муху шлёпнул рулон газеты – жужжала много, о чём молчат;
как светлячок, заливаясь светом жукам на зависть, к утру зачах.

Коровьи детки всегда при предках, а предки - те при своих делах:
приклеят попы к высоким веткам и посылают друг друга вон.
И пусть воюют за них другие, и землю роют, и нити ткут,
а для коровок все дни – седьмые, и цвет надкрыльев не в меру крут.

Коровки божьи пируют, правят, на листья гадят в садах церквей.
А где-то, даже нужды не справив, катает шарики скарабей…

Комментарии:

Стихи записаны сдвоенными строками, по сути это катрены, написанные строчным логаэдом с чередованием женских и мужских рифм 2-ямб, 1 пиррихий, 2-хорей:

"Всё сходит с лапок коровкам божьим –
 милы, полезны на первый взгляд.
Пред ними всякий паук ничтожен,
когда не вправе исторгнуть яд".

01 01 00 10 10 /
01 01 00 10 1
01 01 00 10 10 /
01 01 00 10 1

как это ни странно, но постоянные переходы в противоположный вид стоп (из хорея в ямб) звучат гармонично, создают маршевую мелодию и сильную энергетику.  Сюжет стихов такой ритм  оправдывает: жизнь насекомых здесь подается  как аллегория жизни людей, отчего читать интересно. Написано в жанре то ли сатиры, то ли басни: " Коровьи детки всегда при предках, а предки - те при своих делах: приклеят попы к высоким веткам и посылают друг друга вон". Или: " как муху шлёпнул рулон газеты – жужжала много, о чём молчат; как светлячок, заливаясь светом жукам на зависть, к утру зачах". Или: " Коровкам хочется всяких зрелищ: чем больше крови, тем ярче сны,к примеру, как муравьи сгорели в полях соседних в сезон войны;

 Яркие стихи, запоминающиеся. 

=== === === === ===

АДА ВЕЙДЕР. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-12. МОРОК

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Приходи, сквозь потоки спама, сквозь безумие улиц тесных,
Сквозь неверие, бред и память, сквозь тревожный туман подтекста -
В дом, где шорохи, сны и стужа, в сад, укрытый осенним дымом.
Отворив, словно книгу – душу, отыскав, как разгадку – имя.
Бессловесный безликий путник, прочитай, прояви искусство,
Разгадав, размотав, распутав, как тревожный клубок предчувствий -
Задремавших бульваров тайны и дорог полусонных строки,
В переулках миров случайных, в перекрестье вечерних окон. 
Я – больной бесприютный морок, ломких звезд захлестнувший льдины,
Там, где небо штормит, как море, ветви в порванной паутине,
Крылья бабочек, льнущих к свету, холод, выстудивший до дрожи…
Я – исчадие тьмы и ветра… так поймай меня, если сможешь.
В мутных волнах веков бездонных – излови, и пойми, попробуй,
Словно линии на ладони, словно в сбивчивом тексте тропы.

Комментарии:

Стихи записаны сдвоенными строками, по сути это катрены, написанные строчным логаэдом с женскими окончаниями  рифм:
 2-анапест, 1-ямб:

"Приходи, сквозь потоки спама,
сквозь безумие улиц тесных,
сквозь неверие, бред и память,
 сквозь тревожный туман подтекста"

001 001 01 0/
001 001 01 0
001 001 01 0/
001 001 01 0

Ритм как нельзя лучше подходит для современных лирических стихотворений - лирических монологов и размышлений: " Я – больной бесприютный морок, ломких звезд захлестнувший льдины", " Я – исчадие тьмы и ветра… так поймай меня, если сможешь. В мутных волнах веков бездонных – излови, и пойми, попробуй", Стихи, передающие скорее настроение, чем какие-то новые мысли или открытия.

=== === === === ===

АЛЕКСАНДР_КОКОВИХИН. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-13. НА ТВОЕЙ ПЛАНЕТЕ…

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5

На твоей планете свои законы,
климат зависит от ритма танца.
Если есть в зелёных горах драконы,
то, исключительно, чтоб кататься.

В облаках добыть можно сладкой ваты,
к ним специальные ходят лифты.
А фламинго, если нарисовать их,
рады дружить и крутить кульбиты.

Рисовать – и хочется, и почётно,
всё разукрашено, даже гравий.
Невзначай и вдруг напортачишь в чём-то –
сразу волшебники мир подправят.

Не бывает зла, безобидны шутки,
смерть заменяется пеньем в хоре.
Словно феи, мамы добры и чутки,
волосы вьются и пахнут морем.
И нарядно мамы всегда одеты,
папы пьянущие не страшны им…

Забери меня на свою планету.
Дочка! Хотя бы на выходные.

Комментарии:

Сложный тип логаэда -  составной, разностопный, где повторяется в одноименных строках строфы чередование стоп дактиля и хорея - 5 стоп в нечетных строках, 4- в четных. Ритм близок к акцентному стиху, но все же это логаэд: автору удалось сохранить рисунок вида и количества стоп по всем строфам, если не обращать внимание на хаотичное вкрапление безударных стоп - пиррихиев.
00 10 100 10 10
100 100 10 10
00 10 100 00 10
100 100 10 10

Понравилось содержание - убедительное погружение в мир детства, в мир фантазий:

" Невзначай и вдруг напортачишь в чём-то –
сразу волшебники мир подправят" !!!!!

"Не бывает зла, безобидны шутки,
смерть заменяется пеньем в хоре.
Словно феи, мамы добры и чутки,
волосы вьются и пахнут морем" !!!!

=== === === === ===

ШУРА ПУФФ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-14. МОЯ КВАРТИРА – ЗАМОК...

Оценка соответствия заданию (да/нет): "нет"
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1

Моя квартира – замок,
Сажусь частенько я на подоконник
Считать самцов и самок,
И мне становится слегка спокойней.

Кто на работу, в школу,
А кто шагает маршем по планете,
И ничего что голый
Сижу, немного я ветхозаветен.
Кому-то крикну «Здрасте!»,
Кому-то улыбнусь на позитиве,
Бросаю вниз фломастер
Тем, кто сегодня слишком уж пассивен.

Возьмите и раскрасьте,
Создайте сЕбе лучшую картину,
Себе сам каждый мастер,
Себе сам избавитель от рутины.
Смотрите выше неба,
Ни чёрным не рисуйте, и не белым,               НИ белым!
Не бойтесь, больше темпа,
Жизнь вас уже давно всех поимела.
Не нужно лезть из кожи,
Так можно опрометчиво свихнуться,
Рисуйте день моложе
И смело наслаждайтесь послевкусием.

Моя квартира - замок,
И здесь разбросаны все мОи вещи,
Я король стыда-срама
На подоконнике сижу зловеще.
Считаю самцов, самок,
Ищу средь них лишь самых заунылых,
В которых ноет драма,
Которым серость горло придавила.
Бросаю вниз фломастер,
Как шариком стреляю в них пейнтбольным,
Себе сам каждый мастер,
Рисунок должен быть не подконтрольным.

Комментарии:

К сожалению, логаэда я здесь не вижу: все стопы одного типа - ямб. Стихи написаны разностопным ямбом 3-5-3-5, в который местами вкраплены (бессистемно) безударные стопы (00), что не делает ямб логаэдом. Задание не выполнено.

01 01 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
 
Что касается языка - решительно это не язык поэзии, не подходящие для употребления в поэзии слова и фразы выделены цветом в тексте. Есть ошибки потери рифмы (свихнуться-послевкусием), есть ошибки орфографии " Ни чёрным не рисуйте, и не белым" (НИ белым). Есть ритмические недочеты от расстановки двух подряд ударных слогов ("Создайте сЕбе лучшую картину").  Есть словоблудие типа: "немного я ветхозаветен" (как автор понимает ветхозаветность? В том, что он (см. ниже по тексту) " Бросает вниз фломастер тем, кто сегодня слишком уж пассивен"???
К сожалению, эти стихи - их содержание и их исполнение - мне абсолютно не понравились.

=== === === === ===

ВЛАДИМИР ЛОЖКИН. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-15. НА КРАЮ ДОЖДЯ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Дождит. И ложится серость на мир штрихами.
А вместо дороги бурно течёт река.
Харон. Я стою у лодки. Плачу грехами.
И плата моя, как слёзы, на вкус горька.

Дождит. И вздымает ветер волну до неба.
О небо разбившись, ранит печалью грудь.
Пора. И зовёт Харон. Вечность смотрит слепо.
В земную юдоль обратно заказан путь.
 
Дождит. Исчезает время в реке забвенья.
Водою с весла уходит былое в Стикс.
Как жаль. Уплывает берег. Всего мгновенье,
И вечный покой настанет за часом икс.

Комментарии:

Строчный логаэд, в котором чередуются стопы ямба и анапеста (1 ямб, 1 анапест, 1 ямб, 1 анапест) с чередованием женских и мужских рифм в катрене.

01 001 01 001 01 0
01 001 01 001 01
01 001 01 001 01 0
01 001 01 001 01

Ритмика гармоничная - ямб и анапест хорошо сочетаются друг с другом, содержанию адекватна, только во 2 строфе небольшой ритмический недочет в строке
" Пора. И зовёт Харон. Вечность смотрит слепо".
01 001 01 101 01 0  (харОн вЕчность - два подряд ударных слога портят ритм)

Содержание понравилось - есть общая мысль и есть логика в ее изложении, есть элементы поэтической речи, например, рефренное "дождит"

=== === === === ===

ОКСАНА ОСИПОВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-16. УНЕСЁННОЕ ВЕТРОМ

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4

Своенравная осень. Дворы в плену
Неподкупного буйства живых костров.
Унесённая с веток, шуршит листва.
Под метёлкой неспешной легко вздохнув,
Оборотится в пламень. Блеснёт, багров,
Языками оближет листву едва,
И в бездонное небо дымком уйдёт,
Но горчинка печали осядет там,
Где стучится в аорту густой поток,
Где душа, очищаясь косым дождём,
Подчиняясь осенним ветрам-кнутам,
Улететь порывается, как листок.

Комментарии:

Часто встречающийся и гармоничный строчный логаэд из 3 дактилей и 1 ямба (все рифмы- мужские):

001 001 001 01
001 001 001 01
001 001 001 01
001 001 001 01

По содержанию -  неплохая  описательная лирика,  пейзаж.


Рецензии