Как нужно задавать вопросы
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека принимают сигналы из внешнего мира для передачи их в мозг. Следовательно, получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека.
У маленьких детей преобладает чувственная форма познания. Со временем наступает время «почемучек».
Бывает время почемучек:
Почему круглая земля,
Почему то, не это лучше,
Или зелёная трава.
Дети постоянно спрашивают: «Почему?».Но приходит время и появляются много новых вопросов. Появляется логическая форма познания, когда познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. А чтобы осознать полученный материал нужно уметь правильно задавать вопросы, особенно важно это, прежде всего учащимся.
Не зря у сказочника Редьярда Киплинга есть стихотворение«I keep six honest serving-men». Эти слуги – вопросительные местоимения.
I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why and When
And How and Where and Who.
Шестерка слуг…
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Перевод С.Я. Маршака
В переводе на русский язык – это вопросы: Как? Почему? Кто? Что? Когда? Где? На самом деле, вопросов 7, так как Why? с английского языка переводится на русский двояко, а именно: Почему? и Зачем?
Римский оратор и педагог Марк Фабий Квинтилиан(35 — 96 гг.) для полного освещения какого-нибудь объекта рекомендовал своим ученикам отвечать в речи на следующие вопросы:
Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как? Зачем?
Примечание: Интересно мнение Квинтилиана о пользе, которую приносит оратору чтение поэзии. Из поэзии можно заимствовать: возвышенность темы, величавость слова, живость в передаче чувств, достоинства в характере героя.
Как видим, в этом перечне нет вопроса: Почему?
Как Вы думаете, нужен ли вопрос почему? И чем он отличается от вопроса Зачем?
«Почему?» или «покакой причине?» очень важный вопрос, потому что устанавливает причинно-следственную связь, когда ставится вопрос о причине явления или действия. Вопрос Зачем? означает - с какой целью, для чего. Отличие этих вопросов состоит и в том, что «Почему?» направлено на поиск причин, а «Зачем?» — на поиск смысла. Другими словами, вопрос «Почему?» обращен в прошлое, а вопрос «Зачем?» - в будущее.
Пример: почему движется кровь? Качает сердце. Зачем движется кровь: обеспечивает клетки кислородом и отводит продукты метаболизма.
Итак, мы имеем 8 основных (ключевых) вопросов.
Можете ли Вы перечислить общими словами то, что мы обычно изучаем?
То, что мы изучаем, называют объектом изучения (познания) : предметы, процессы, явления, события, действия, людей, общество и др.
Чтобы изучить объект, мы обычно задаём вопросы. Главные из них –это приведенные выше 8 вопросов. Но есть ещё много других вспомогательных вопросов. Кроме того, ответы могут содержать новые объекты, для изучения которых нужно ставить новые вопросы.
Умело задавая вопросы и получая на них правильные ответы, мы способны изучать, познавать окружающий нас мир, да и школьные предметы. Нужно уметь правильно задавать вопросы: «Каков вопрос, таков ответ», гласит русская пословица.
Количество вопросов и их характер зависит от того, что мы изучаем, т.е. от объекта изучения. Вопросы служат нам при поиске истины и познании окружающего мира.
Давайте перечислим все вопросительные местоимения
Вот один из вариантов перечня вопросов:
Основные : Что? Кто? Где? Когда? Чем? Как? Зачем? Почему?
Вспомогательные: Какой, сколько, чей, каков, который
куда, откуда, В какой период, час, каким образом,по какой причине, при каких условиях.
Повторные и последующие вопросы: возникают, когда в ответах появляются новые объекты.
А что значит, умело задавать вопросы? Это к вопросительным местоимениям добавлять дополнительные смысловые слова: глаголы, имена существительные, прилагательные и др. правильно сформулированный вопрос помогает более глубоко раскрыть характеристики или свойства объекта познания.
В качестве примера, рассмотрим применение серии вопросов при изучении приставок врусском языке.
Что? Что собой представляетприставка? Значимая часть слова
Где? Где расположена? Стоит перед корнем слова
Когда? не используем
Кто? не используем
Чем? не используем
Зачем? Зачем применяют приставки? применяют, чтобы дополнить или изменить смысл слова
Как? Как образуется?
Нередко происходят от предлогов (в том числе от иноязычных), следовательно, имеют такое же значение, как и соответствующий предлог, а также от наречных предлогов.
Как пишется? Зависит от групп
Ставим новый вопрос:
Какие бывают группы приставок? Первая группа – неизменяемые приставки
Вторая группа – изменяемые: все приставки, оканчивающиеся на З и С (кроме с-):
Третья группа – к третьей группе относятся приставки пре- , при-
Попробуем сформулировать определение понятия «приставка»
Полученные ответы позволяют нам сформулировать определение слова приставка:
Приставка – значимая часть слова, располагается перед корнем слова, используется для дополнения или изменения смысла слова, происходит, главным образом, от предлогов, в том числе, наречных и иноязычных.
Изучение объекта при поиске ответов на вопросы в науке называют анализом.
Формирование выводов на основании ответов на вопросы называют синтезом.
Итак, нам стало ясно, почему Р. Киплинг называл вопросы своими слугами, как и то, что слуг нужно правильно использовать. Потому что неправильно поставленный вопрос, может привести к неправильному (ложному) ответу.
Изучая любой предмет или тему, нужно научиться прежде задавать вопросы и находить на них ответы в изучаемом учебнике, и тогда Вы сумеете легко усвоить материал, потому, что Вы его просто-напросто поймёте и не нужно запоминать.
Этим искусством должен обладать и преподаватель. Своим примером задавать вопросы он прививает этот приём своим ученикам. Но желательно, чтобы ученики понимали, что учитель задаёт вопросы по известной им логике.
Уместно отметить, что этот подход к познанию эффективен при изучении новых объектов. Но есть профессии (менеджеры, специалисты по маркетингу, разведчики, юристы и пр.), в которых умение задавать вопросы определяется не столько необходимостью изучения предмета, сколько для достижения иных профессиональных целей. Но это совсем другая история.
Свидетельство о публикации №117053105427