Обучение искусству

                Эпиграф
      Искусство рождается тогда, когда мастерство достигает совершенства…


Учением дается мастерство,
Которое, достигнув совершенства,
Давало Рафаэлю то родство,
Которое хранилось в нем из детства.

Родство с искусством, с живописью он
Хранил в себе с рождения до смерти.
Учась у Перуджино, он сквозь сон
В душе творил картины в круговерти.

Он в сновиденьях сочинял сюжет,
С занятий, обессилив, возвращался
И, засыпая, в снах искал ответ,
О том, как продолжать и обучался.

Умбриец Перуджино говорил:*
«Мой ученик учителем мне станет»,
Но Рафаэль слова не подтвердил,
Вложив поэзию в картины. Не достанет
Ему годов для творчества и сил,
Его эскизы превратят в картины
Те мастера, которых он учил,
Хотя они с ним не были сравнимы.

«Я – флорентиец», – фраза в темноте**.
Он объяснил его не знавшим людям,
Кто плач Марии выточил и те
Ему поверили. Путь гения был труден,
Но как легко учился он писать
Картины старые ! Повтор оригинала
Порой не мог учитель развенчать,
Спустя лишь год от самого начала.

Давида автор был учеником
У флорентийца, верного решеньям
Старинных авторов. Учился и потом,
Копируя скульптуры для сравненья.

Поздней он только богу подражал,
Когда ваял из мрамора фигуры,
И современников своих он поражал,
Полотнище срывая со скульптуры.

Скончался гений в римской мастерской,
Был похоронен в церкви Санта-Кроче,
Его ученики о нем порой
Рыдали тихо под покровом ночи.

Верроккьо был учителем тому,
Кто у Джоконды рисовал улыбку,
А в мастерской работая, ему
Служил как подмастерье и в кибитку

Носил для мастера темперу и холсты,
Но, превзойдя учителя позднее,
Писал портреты и чертил мосты,
Мадонн и женщин рисовать умея.

Сам Леонардо семь учеников
Учил искусству живописи в красках
И объяснял им, не жалея слов,
Как создавать картины, если в масках

На карнавале с музыкой народ
На улицах толпится и танцует,
А живописец кистью создает
Ночь карнавальную, эскизы к ней рисуя.

Учение давалось в мастерской,
А мастерство, достигнув совершенства,
Вело к кистям и к темпере с доской,
Вдоль по пути, проложенному с детства.

******

*  Художник Перуджино о Рафаэле Санти: «Пусть он будет моим учеником. Вскоре он станет моим учителем». Рафаэль скончался в тридцати семилетнем возрасте. Он успел создать самостоятельную «поэтическую школу» в живописи. Многие его эскизы ученики Рафаэля Санти использовали для создания своих картин после его смерти.

** Микеланджело Буонаротти начал учиться живописи в 14 лет в мастерской Доменико Гирландайо и через год копировал картины старых мастеров неотличимо от оригиналов.  На примерах античных скульптур в саду Лоренцо Медичи он самостоятельно обучился искусству скульптора. В двадцатилетнем возрасте Микеланджело в Риме создал скульптуру «Оплакивание Христа» («Пьета»), поставленную в капелле Девы Марии. Скульптуру  высоко оценили, но никто не знал ее автора  и авторство стали  приписывать знаменитым тогда скульпторам. Пробравшись ночью в церковь к скульптуре, Микеланджело в темноте вырезал на перевязи, идущей через плечо мадонны надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».

*** Отец отдал Леонардо да Винчи в учение  флорентийскому скульптору и художнику Андреа Верроккьо. В двадцать лет Леонардо да Винчи начал работать самостоятельно.


Рецензии