По родству цыганской души. Ансамбль Гиля - ромэн

08:08 09.04.2014 / Культура



Ансамбль «Гиля ромэн» давно стал в Рязани местной достопримечательностью
По родству цыганской души...
Постоянным составом коллектива является мужской квартет под управлением Юрия Орлова. Сценическая жизнь этого артиста началась с цыганского романса «Осенняя роса», а строки из поэтического текста «и счастье, и беду с тобой мы разделили» Юрий положил в основу работы своего ансамбля, который живет на сцене и в жизни как единая семья, следуя цыганскому закону.

Солист ансамбля Роман Орлов с детства мечтал последовать примеру отца – стать артистом. В цыганских семьях профессиональные династии не редкость, тем более артистические. Колыбельные песни Роману пел отец, а весь свой музыкальный репертуар записывал на диски, чтобы сын слушал и запоминал. Слово родителей для цыганских детей всегда авторитетное напутствие, ориентир в житейском море. Рязанский музыкальный колледж имени братьев Пироговых стал для Романа Орлова первой профессиональной ступенью. Выступления на сцене вместе с отцом от концерта к концерту из года в год приближали мечту к реальности.

Скрипач Артем Юровский и гитарист Павел Кувшинов (Жемчужный) присоединились к дуэту Орловых в 2006 году. Именно этот состав ансамб-ля «Гиля ромэн» знает и любит публика в Рязани и за ее пределами. Удача и успех сопутствуют музыкантам с момента его рождения. Роман Орлов дважды удостаивался Гран-при на городском конкурсе «Я подарю тебе романс». Совместное выступление «Гиля ромэн» с ансамблем «Синяя птица» как будто начало новый отсчет времени и подарило музыкантам ансамбля ощущение полета на высоте синей птицы – птицы счастья. Концерт с кубинскими музыкантами из Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы открыл новые перспективы их сценической жизни. Искусство русских цыган – часть мировой культуры, представляющее традицию многосоставной мировой цыганской семьи.

В репертуаре ансамбля более ста песен, ни один концерт не похож на другой. Повышенный эмоциональный градус исполнения песен – характерная особенность ансамбля, как и положено в цыганской музыкальной культуре. Когда зритель выходит, нет, выбегает на сцену, чтобы вместе пережить непередаваемые эмоции через ритм, интонацию, перепады тишины и трепетного рокота цыганских струн, готовых порваться от накала страстей… Тогда в глазах мерцают искры цыганских костров и звезды небесных шатров, как в старину, когда родилась притча о магических способностях цыган.

Холодной весенней ночью прибился к табору путник. Попросил он разрешения погреться у цыганских костров, послушать хмельных цыганских песен. Подошла к чужаку цыганка и, глядя в глаза, сказала: «Не веришь никому, никого не любишь, ничего не ждешь… Чудо сейчас произойдет на твоих глазах. Смотри как превратится черная земля в цветущий луг!». Скинула цыганка с плеч платок и укрыла черную землю. Скоро вся земля была покрыта цветастыми платками цыганок, а сами они кружились в угарной пляске, поводя плечами, звеня украшениями. Всю ночь пели и плясали цыгане всем табором, забыв про время. Никто не видел, когда путник покинул табор, но видели слезы счастья и радости в его глазах, удивление и восхищение во взгляде.

Цыгане поют о любви – и пробуждается любовь, поют они о надежде – и рождается надежда, вера в жизненные силы, сильнее которых нет ничего на свете. И цыганские голоса зовут «забыть, забыть, что нам досталось, что осталось… и что тоски нам не избыть, и что страданье тоже – радость».

2014 г



Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 63 (4611) от 09 апреля 2014 года


Рецензии