Богиня Иштар

ИШТАР

Иштар, также Эштар, Аштар  — центральное женское божество аккадской мифологии, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество (олицетворение планеты Венера). В источниках на шумерском языке соответствует Инанне.
Имя и происхождение
Теоним восходит к ас;тар, в прасемитское время означавшему планету Венеру в одном из двух аспектов, передаваемых, соответственно, как Ас;тар (утренняя звезда, мужской персонаж) и Ас;тарт (вечерняя звезда, женский персонаж). В западносемитской и южноаравийской мифологии это разделение сохранилось (см. Астар и Астарта); в восточносемитской среде (предки аккадцев) оба аспекта слились в едином божестве, сохранившем характеристики обоих полов: с одной стороны Иштар — божество войны, с другой — секса и деторождения; при этом слово ас;тар у восточных семитов означало богиню вообще. Нарицательный характер способствовал поглощению Иштар множества месопотамских божеств (шумерских, хурритских); в среде хурритов она обычно ассоциировалась с Шавушкой, однако чаще всего богиня соответствовала шумерской Инанне.
Упоминание в источниках
Впервые теоним «Иштар» фиксируется в источниках аккадского периода — в личных именах из Мари, Эблы и т. д. В староаккадское время культ военной ипостаси Иштар приобрёл важное значение; к богине неоднократно обращались местные цари, в частности, Нарам-Суэн. Иштар упоминается во многочисленных источниках, где ей соответствуют эпитеты: «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница». В известном старовавилонском гимне, связываемым с именем царя Аммидитаны, Иштар названа величайшей из Игигов, царицей богов, равной царю богов Ану, супругой которого она является и с которым восседает на божественном троне. Иштар мудра, рассудительна и проницательна; свои решения Ану принимает вместе с ней; прочие боги склоняются перед Иштар и внемлют её словам; люди страшатся её. Могущество, величие и способности богини называются несравненными; в её руках — судьбы всего сущего. Образ Иштар притягателен, очаровывает, вызывает влечение; на её губах мёд, её глаза переливаются радужным светом, её уста — сама жизнь; она — подательница жизненной силы, здоровья и удачи. Иштар угодны покорность почитающих, взаимная любовь и благие намерения.
 Иштар имела разное положение в божественной генеалогии — в зависимости от конкретной традиции. В мифе о сошествии в Преисподнюю отцом богини назван Син, а сестрой — Эрешкигаль. В некоторых источниках супругом Иштар назван бог неба Ану; в Ассирийской державе она считалась супругой верховного бога Ашшура (под именем Миллиту); также упоминается Думузи/Таммуз — возлюбленный Иштар, заменяющий её в царстве мёртвых.Распространены два мифологические сюжета с участием Иштар, запечатленные в двух соответствующих литературных памятниках — «Сошествие Иштар в Преисподнюю» и «Эпос о Гильгамеше»; оба сюжета представляют собой адаптацию шумерских мифов.
В «Сошествии…» повествуется как Иштар, названная здесь дочерью Сина, отправляется в страну мёртвых, жилище Иркаллы. У ворот Преисподней она требует от привратнка открыть ей, иначе богиня грозится разбить дверь и вывести мертвых, которые будут есть живых. Привратник говорит богине, что доложит о её визите сестре Иштар, богине Эрешкигаль; испуганная Эрешкигаль повелевает впустить Иштар. Проходя каждые из семи врат Преисподней, богиня лишается отдельных деталей облачения и заключенных в них сил, в резульnате чего предстает перед Эрешкигаль голой и беззащитной. Эрешкигаль обрушивается на неё в гневе и велит послу Намтару затворить Иштар во дворце и навести шестьдесят болезней на всё её тело. Между тем, после того как богиня сошла в Преисподнюю всё живое на земле перестало размножаться; видя это, Папсуккаль, посол великих богов, облачается в траур; Шамаш обращается к Сину и Эа. Бог Эа создает евнуха Аснамира (также — Асушунамир), которому должны открыться семь врат Преисподней и который сможет взять с Эрешкигаль великую клятву. Так и случается; взяв клятву, Аснамир просит от богини висящий бурдюк (метафорическое обозначение тела Иштар); Эрешкигаль приходит в ярость. Она повелевает Намтару вывести Ануннаков, посадить их на золотой трон и окропить Иштар живой водой. После этого Эрешкигаль отпускает Иштар вместе с Намтаром при условии, что ожившая богиня найдёт себе замену в царство мертвых. Иштар вновь проходит семь врат, возвращая детали своего облачения.
В последних строфах упоминается Таммуз (шумерский Думузи), возлюбленный богини, который должен заменить Иштар в Преисподней, и его сестра Белили(см. умирающие и воскресающие божества). Иштар, окруженная облаком голубей, предстаёт перед молодым садовником Саргоном. Иллюстрация новоассирийской легенды (1913)
В эпической поэме «О всё видавшем» перед Гильгамешем, после возвращения его из далёкого и удачного похода, предстает сама Иштар, которая предлагает герою стать её мужем; в награду она обещает:
Да преклонят колени государи, цари и владыки,
Да несут тебе данью дар холмов и равнины,
Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают,
Твой вьючный осёл пусть догонит мула,
Твои кони в колеснице да будут горды в беге,
Под ярмом волы твои да не ведают равных!
Гильгамеш обещает Иштар щедрые жертвы и пышные почести, однако отказывается от брака с ней, указывая на вероломство и непостоянность богини. Урукский царь называет Иштар «жаровней, что гаснет в холод», «дворцом, обвалившимся на голову герою», «сандалией, жмущей ногу господина» и т. д.; Гильгамеш перечисляет многочисленных любовников богини, преданных ею, среди которых — Думузи, который ныне должен каждый год находиться в стране мертвых, пастух-козопас, превращенный богиней в волка, садовник Ишуллану, которого Иштар обратила в паука, животные (птица-пастушок, лев, конь). Оскорбленная богиня отправляется на небеса, где жалуется богу Ану и его супруге Анту, названными здесь отцом и матерью Иштар. Она требует создать ей огромного Небесного быка, угрожая в противном случае поднять мертвецов, чтобы те ели живых. Ану требует, чтобы Иштар обеспечила земли Урука изобилием в течение семи лет, после чего выполняет просьбу дочери. Гигантский бык спускается с небес, выпивает Евфрат и убивает людей, но Энкиду и Гильгамеш побеждают чудовище и приносят его в жертву Шамашу и Лугальбанде. Иштар в скорби проклинает Гильгамеша с стены Урука; увидев её, Энкиду бросает в богиню ногу быка, выражая желание сделать с ней то же самое; Иштар созывает блудниц и те вместе с ней оплакивают ногу быка.
В остальных мифоэпических текстах упоминание Иштар менее содержательно. В «Мифе об Этане» богиня ищет царя для созданного Игигами и Ануннаками Киша; бог Энлиль находит Этану. Между тем, у Этаны долгое время нет наследника и он, при помощи гигантского орла, решает отправиться на небо, чтобы получить «траву рождения», или помощь владычицы рождения, Иштар. Описывается сон (видение) Этаны, в котором орёл и герой поднимаются на небеса, проходят врата великих богов и в доме с открытыми окнами видят деву с венцом на голове, восседающую на троне в окружении рычащих львов (по-видимому, речь идёт об Иштар). Львы бросаются на Этану и герой просыпается. Согласно новоассирийской версии «Сказания о Саргоне», будущего основателя Аккадского царства, тогда еще садовника, полюбила сама Иштар, что способствовало его успехам и обретению власти. До I тысячелетия до н. э. (включительно) Иштар оставалась важнейшим божеством месопотамского пантеона.
Функции и культ. Иконографика
Ишанна-Иштар — наиболее сложный персонаж шумеро-аккадской мифологии; ей приписывались противоречивые, порой — прямо противоположные функции. В самых общих чертах, это была богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество (олицетворение планеты Венера).
Как сама Иштар, так и её ипостаси почитались в локальных пантеонах многих центров Северной и Южной Месопотамии. В начале II тысячелетия до н. э. в рамках её культа сохранялся ритуал «Священного брака», до этого характерный для культа шумерской Инанны, но теперь принявший относительно формальный вид. Тем не менее, в Уруке, бывшем до того крупнейшим центром почитания Инанны, культ Иштар приобрёл оргиастические черты; празднества включали самоистязания (возможно, самооскопление), проявления сексуальной раскрепощенности, принесения в жертву девственности особыми жрицами-кадишту. Считается, что Иштар, помимо прочего, была покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. При этом, культ богини был связан с практикой сакральной проституции; сама Иштар порой называлась «куртизанкой богов», а её святой город Урук — «городом священных куртизанок». Попытки уничтожить оргиастический культ могли предприниматься ещё во II тысячелетии до н. э., однако лишь к концу правления Ахеменидов богиня (в ипостаси Нанайи) окончательно утратила соответствующие черты.
Иконографическая специфика зависела от того, какой аспект изображался в конкретном случае. В военной ипостаси Иштар могла изображаться со стрелами за спиной. Её атрибутами были также лев (военный аспект) и восьмиконечная звезда (астральный аспект).











 


                28 мая 2017


Рецензии